0
7623
Газета Наука Интернет-версия

01.10.2013 00:01:00

Тысячи лет самоутверждения мужчин

Семен Козлов

Об авторе: Семен Яковлевич Козлов – кандидат исторических наук, этнолог.

Тэги: этнология, антропология, мужчины, тайные союзы


этнология, антропология, мужчины, тайные союзы Тайные союзы были широко распространены среди индейцев Америки. Современная почтовая открытка. Эквадор

Есть расхожее выражение: «Все мы из своего детства». По отношению к человечеству в целом не менее справедливым, пожалуй, будет утверждение: «Все мы из своего первобытного прошлого». Первобытная (общинно-родо-племенная) эпоха – это сотни тысяч лет, от появления на Земле Homo sapiens до возникновения раннеклассовых обществ и государств. Мы не осознаем, не замечаем этого, но та эпоха живет в каждом из нас.
За разглашение – смерть
Один из институтов этой эпохи, доживший у многих народов до наших дней, – тайные мужские союзы. Они появляются на ранних этапах разложения родового строя, в период перехода от материнско-родовой организации, матрилинейного счета родства и порядка наследования к патрилинейной, патриархальной организации общества. Эту трансформацию почти не упоминаемый теперь Фридрих Энгельс справедливо назвал одной из самых радикальных революций, пережитых человечеством.
Уже в ранних коллективах возникает половозрастное обособление различных групп людей (мужчин, женщин, подростков). В позднеродовых общинах имелись специальные мужские дома – центры мужского общения, самоорганизации, воспитания юношей. Они и сейчас существуют (в пережиточных формах), например, у нуристанцев в Афганистане, у горных таджиков, у других народов. Эту историко-этнографическую нить можно протянуть и к английским клубам, и к масонским ложам. Позднее мужские дома стали базой, на которой возникали тайные мужские союзы.
Изначально они были культовыми объединениями, связанными с очень древними анимистическими верованиями. Основателем каждого мужского союза считался мифологический первопредок. Эти общества имели свои алтари, жертвенники, церемонии; важными элементами последних были пляски в масках – антропоморфных и зооморфных, часто устрашающих, – исполнение гимнов и ритуальных песен в сопровождении тамтамов и различных гуделок. Большое значение придавалось шествиям членов союза в масках по улицам селений. Новые члены союза посвящались в тайные мифы и ритуалы; за их разглашение была только одна кара – смерть.
Мужского рода
Но у этих союзов были и очень важные социальные функции. Это – подчинение женщин, подростков, детей авторитету и власти мужчин, упрочение их влияния; противостояние всему тому, что мешало развивающимся отношениям патриархального типа.
Большая роль принадлежала мужским союзам в воспитании и обучении подростков и юношей. Кульминацией этого процесса были обряды инициаций (от лат. initiatio – посвящение). У подростков, юношей воспитывали выносливость, терпение, выдержку; они должны были мужественно перенести различные физические испытания: обрезание крайней плоти, насечки кожного покрова, прижигание огнем, выбивание зубов и т.п.
Итогом инициаций была торжественная церемония перехода в категорию взрослых мужчин и одновременно их вхождение в состав тайного союза. У многих племен этот обряд символически означал «смерть» члена материнского рода и «воскресение» члена отцовского рода.
Некоторые тайные общества, возникнув у одного какого-то народа, со временем включали в орбиту своего действия несколько или даже много этносов – становились интерэтническими, надэтническими структурами. Очевидно, такой процесс мог происходить потому, что все эти народы/племена были близки друг другу в этнокультурном отношении, а также стадиально. Его существенным условием было также большое сходство религиозного мышления – представлений, культов, символов, церемоний, ритуалов у этих народов.
Что касается «тайности» тайных обществ, то она была, конечно, весьма условной. Они были тайными в том смысле, что женщины и непосвященные не знали о составе конкретного союза. Но поскольку большинство взрослых мужчин у многих народов были, как правило, членами таких обществ, эта тайна была скорее номинальной, чем реальной. Однако их руководителей в лицо и по имени часто не знали и многие рядовые члены. Не состоявшие в обществе не могли присутствовать при церемониях, собраниях.
Но эти союзы столь демонстративно, а часто и весьма зловеще проявляли себя, особенно по отношению к людям, которых они считали своими врагами, что их функционирование было известно буквально всем.
От Греции до Меланезии
Следы мужских союзов обнаруживаются в пережитках у кельтов и германцев, в Древней Греции и в Древней Италии. Крупнейший российский этнограф и религиовед ХХ века профессор Сергей Токарев считал, что знаменитые национальные игры греков – олимпийские, немейские, истмийские, пифийские, имевшие бесспорную связь с религиозной обрядностью, своими корнями восходят к древним мужским союзам. Женщины когда-то не допускались к этим играм.
Тайные союзы были широко распространены среди индейцев Северной Америки. Общество Поогтун у омаха принимало в свои ряды только вождей; в общество Хаетуска входили только особо отличившиеся воины. Были союзы, объединявшие только шаманов; союзы, которые состояли из людей, имевших одинаковые видeния (общество людей, у которых видeнием был медведь, у других – бобр, у третьих – ястреб и т.д.).
Известный американский историк и этнограф Л.Г. Морган описал очень интересный союз у ирокезов – союз Ложных лиц. По верованиям ирокезов, есть духи, которые состоят из одних лиц отвратительного вида (их называют ложными лицами). Они причиняют болезни, излечиться от которых могут помочь только члены союза Ложных лиц. Во главе этого тайного мужского общества стояла женщина, и только она была известна всем, остальные его члены были анонимны.
Тайные мужские союзы в Меланезии дожили до нашего времени. Один из самых известных – союз Дук-Дук, во главе которого обычно стоял наиболее влиятельный и богатый человек в племени. Члены союза устраивают шествия в страшных нарядах и масках, изображая собой духов и запугивая непосвященных.
На архипелаге Бисмарка были тайные общества Ингиет, которые практиковали разные виды магии – и лечебной, и вредоносной. На Банксовых и Ново-Гебридских островах были (возможно, сохранились поныне) тайные союзы Тамате, члены которых, надевая страшные маски, изображали духов умерших.
Любопытное явление представляют собой тайные общества у потомков африканцев, вывезенных в страны Латинской Америки. На Кубе еще в середине ХХ века существовал тайный мужской союз Абакуа, состоявший в основном из портовых рабочих и люмпен-пролетариев Гаваны.
«Классической» территорией тайных союзов по праву считается Тропическая Африка – от Сенегала на западе до восточного побережья. Особенно выделяется обилием тайных обществ и разнообразием их типов Западная Африка, они известны здесь у многих народов. Назову очень широко разветвленное общество Поро, в орбите влияния которого были десятки народностей и племен Гвинеи, Либерии, Сьерра-Леоне и других стран региона; союз Комо у бамбара (Мали, Гвинея, Гамбия). Много тайных обществ было в Нигерии (союзы Оро, Огбони, Эгунтун и другие у йоруба; союзы Экпо, Экон, Идион у ибибио; союз Окерисон у бини и много других). В Камеруне наиболее крупными были союзы Эгбо и Нгуа.
Тайные общества у коньягов и басари, двух небольших близкородственных народов (Гвинея), – характерный пример таких структур для периода разложения родового строя. У обоих народов в ХХ веке еще сохранялась социальная организация, основанная на матрилинейных родственных отношениях. Дети принимали фамильное имя материнского рода; наследование осуществлялось в соответствии с порядком матрилинейного родства, от дяди по матери к племяннику. Однако брак уже давно был патрилокальным, то есть жена с детьми жила в родовой общине мужа. Главным человеком в семье, в клане, в деревенской общине являлся мужчина. Обычной стала ситуация, когда отец перед смертью дарил свои вещи сыновьям, чтобы они не были обделены в силу принципа наследования.
На одну из функций тайных мужских союзов у этих народов указывает термин, которым назывались члены такого общества у коньягов, – «бодрствующие», стражи деревни; они играли главную роль в охране, защите общины от внешней опасности. Важнейшей задачей было обеспечение реального преобладания мужчин в общине и племени в целом.
В каждой деревне имевшаяся в нем ячейка тайного союза выбирала нескольких «должностных лиц». Нумба, – так назывался глава такой ячейки, – выбирался на семилетний срок. Даже перед посвященными членами общества нумба появлялся только в маске; все остальные, заслышав его характерный крик, убегали и прятались. Нарушители такого порядка сурово наказывались. Для надзора за выполнением решений тайного общества и нумбы, а в случае необходимости и для принуждения выполнить их, выделялось, также на семь лет, несколько мужчин, именовавшихся локута. Особую группу составляли люди, исполнявшие должность корэ. Они обязаны были надзирать за поведением женщин.
Связь с государственным организмом
Изображение Они (правителя). Бронза. Цивилизация Ифе (создана предками современного народа йоруба). XII–XV века.	Фото из книги «Древние цивилизации». М., 1989
Изображение Они (правителя). Бронза. Цивилизация Ифе (создана предками современного народа йоруба). XII–XV века.
    Фото из книги «Древние цивилизации». М., 1989
По мере деградации общинно-родового строя изменялись внутренняя структура тайных союзов, права и обязанности их функционеров и рядовых членов. Появляются тайные общества, которые были организациями только знатных, богатых людей; в других союзах все более усложнялась иерархия среди их членов. Тайные союзы на этой стадии способствовали расшатыванию родоплеменного устройства общества. Они узурпировали многие функции клана, племени либо делили власть с традиционными органами управления – вождями, выборными советами.
В то же время былое равенство сохранилось в совместных трапезах, в теоретической возможности для всех «выдвинуться», занять ту или иную «должность», повысив тем самым свой статус. Такое квазиравенство было, в общем-то, тоже своеобразной формой подчинения массы элите, так как предупреждало проявление недовольства рядовых общинников.
Но даже формальная эгалитарность при далеко зашедшей имущественно-социальной дифференциации часто полностью вытесняется элитарностью. Интересный образец такого тайного союза – общество Екпе у восточных ибо и других этнических групп в области реки Кросс (Южная Нигерия). Оно возникло в середине ХVII века в обстановке предпринимательского бума, вызванного развитием торговли с европейцами, важное место в которой занимала работорговля. За членство в Екпе нужно было уплатить взнос; ранг каждого члена союза зависел от его социального статуса и богатства.
По своей сути Екпе было органом власти складывавшегося господствующего слоя в городах-государствах на реке Кросс. Союз провозглашал законы, следил за их исполнением, регулировал обменные операции между племенами, между африканцами и европейцами, принимал решения по самым важным судебным делам, принуждал должников выполнять свои обязательства, стоял на страже собственности своих членов. По существу в ХVII–XIX веках общество Екпе было коллективным партнером европейских работорговцев. При всем том оно оставалось тайным мужским союзом, обряды и церемонии которого были жестко табуированы. Непосвященные должны были безоговорочно выполнять все его предписания.
Прямо было связано с государственным организмом тайное общество Огбони у йоруба. Оно и возглавлялось царем-алафином. С другой стороны, тайные союзы в раннегосударственных обществах в руках традиционной аристократии были инструментом контроля над деятельностью верховных правителей, ограничивая их власть.
В колониальный период роль тайных союзов у многих народов стала существенно меньшей. С ними, как могли, боролись и власти, и христианские церкви разных направлений, но влияние их то и дело проявлялось в разных ситуациях. Иногда они становились организаторами сопротивления колониальным властям.
Так, у коньягов именно мужские союзы были основной силой во вспыхнувшем в 1904 году восстании против французских колонизаторов. В 1914–1915 годах английским властям в Нигерии пришлось приложить немало усилий, чтобы сломить сопротивление, организованное тайным «Союзом леопардов».
После обретения странами Африки независимости к помощи тайных мужских союзов часто прибегали вполне современные по своим программам партии и группировки. Так, в Нигерии этническая партия йоруба «Группа действия» была тесно связана с обществом Огбони. Ячейки Огбони легко и быстро адаптировались к парламентской системе европейского типа; пронизывая всю сложную структуру многомиллионного народа йоруба, они оказывали серьезное влияние на избирательное поведение людей.
Противником Огбони в 1950–1960-е годы выступало тайное общество Овегбе, отражавшее интересы верхушки другой партии – «Национального совета нигерийских граждан» (куда йоруба не входили). Члены Овегбе делали особый акцент на своих связях со сверхъестественными силами, и избиратели этому верили. Овегбе активно поддерживало одного из самых влиятельных традиционных вождей Бенина (Южная Нигерия) Омо-Осаджи в его борьбе за пост премьер-министра Средне-Западной области. В этом регионе общество Овегбе имело около 250 алтарей, и при каждом из них – отделение партии.
В Сьерра-Леоне правящая Народная партия в 1960-е годы опиралась на местные отделения очень влиятельного союза Поро. Известны попытки некоторых конголезских деятелей того времени использовать потенциал тайных мужских союзов для усиления своих позиций в стране.
Быть мужчиной –
уже высокая должность
Так сосуществовали и совмещались новые и старые социальные структуры, древние предрассудки и европейские идеи многопартийности и политической конкуренции. Все это, или что-то подобное, по сей день никуда не делось во многих странах, у многих народов. Это полезно знать и учитывать политтехнологам и социопрогаммистам при разработке различных прогрессистских, модернизаторских проектов для таких стран, для таких этносов и обществ...
Тайные мужские союзы – сложные полифункциональные структуры, сыгравшие заметную роль в общественном развитии многих племен и народов. История знает немало примеров организаций и движений, которые были религиозными по форме и социальными по содержанию. Тайные союзы стадиально были первыми такими структурами.
В начале 1960 года я познакомился с жившим на нашем этаже в общежитии МГУ на Воробьевых горах студентом-юристом из Конго Пьером Леопольдом Эленгессой. Это был высокий крепкий парень 23–25 лет, с очень живым, умным лицом, вполне прилично владевший русским языком. Узнав, что на кафедре этнографии исторического факультета я специализируюсь по Африке, он стал заходить в мою комнату – нам было о чем поговорить. Однажды зашла речь и о мужских союзах. Неожиданно Пьер сказал: «А знаешь, я ведь прошел школу такого союза». Я спросил его: «Ты можешь сказать, какой главный урок ты получил в этой школе?» Пьер ответил: «Могу. Быть мужчиной – уже высокая должность». Добавив после короткой паузы: «Если это настоящий мужчина». И акцентируя эти слова, повторил их по-французски.
30 июня 1960 года его родина перестала быть Бельгийским Конго, стала независимым государством Демократической Республикой Конго (с 1971 года – Заир). Первый премьер-министр ДРК 35-летний Патрис Лумумба, хорошо знавший Пьера, прислал ему телеграмму с предложением стать его помощником-советником. Пьер ответил «да» и улетел. А в январе 1961 года газета «Известия» сообщила, что отстраненный от власти Лумумба и два его сподвижника убиты в Катанге (одна из провинций Конго, ныне область Шаба) сепаратистами из окружения М. Чомбе. Имя одного из этих двух соратников Лумумбы было Пьер Эленгесса.
Я не сомневаюсь: он до самого конца был настоящим мужчиной.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
761
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
489
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
322
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
458

Другие новости