Верхняя крышка одного из томов издания: «Живописная Россия. Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении. – СПб. Изд. Т-ва М.О.Вольф, 1881–1901. 12-томное (в 20 книгах) энциклопедическое издание, выходило под ред. П.П.Семенова-Тяншанского. Иллюстрация из рецензируемой книги
«Библиофилы читают каталоги букинистических магазинов (несомненно, задуманные как практические списки), словно увлекательные истории о чудесных краях исполнения желаний, и получают от этого не меньше удовольствия, чем читатель Жюля Верна – от исследования безмолвных глубин океана или от встречи с ужасными подводными чудовищами». С мнением итальянского философа и библиофила Умберто Эко невозможно не согласиться. Есть что-то завораживающее, почти медитативное в чтении подобного рода литературы. Сегодняшний «Бумажный носитель» – про некоторые образцы этого рода литературы.ИСТОРИЯ В БАГРОВЫХ ТОНАХ
«Old Russian Books – Das alte russische Buch – Старая русская книга» / Составители Алексей и Сергей Венгеровы. Каталог выставки в Городской ратуше Нюрнберга
– Nurnberger Rathaus, 15. 3–2.4. 1991. – 135 с. Тираж не указан
Уникальный трехъязычный каталог еще более уникальной выставки в немецком Нюрнберге. (Организаторы: российские коллекционеры Алексей и Сергей Венгеровы, Музей-квартира И.Д.Сытина в Москве, издательство «Вся Москва», концерн Bertelsmann AG, администрация города Нюрнберг, Клаус Бензен (типография Maul-Belser, Нюрнберг). В чем же его уникальность?
Смешно и символично одновременно – выставка состоялась за четыре месяца до ГКЧП в августе того же 1991 года. Опять же символично, что над зданием, где проходила выставка, развевалось три флага: Баварии, ФРГ и посередине – флаг СССР. Это был, пожалуй, последний случай в истории Германии.
Что касается собственно представленных книг, то начать надо с того, что все они из одного частного собрания. «Экземпляр в экспозиции в прекрасной сохранности, коллекционного уровня. В таком виде практически не встречается», – это каталожное описание можно было бы отнести практически ко всей экспозиции. Немцы были потрясены – около 250 образцов антикварного русского книжного искусства. Впрочем, не только немцы.
Эксперты говорят, что выставка в Нюрнберге повлияла на весь букинистический рынок, по крайней мере Восточной Европы. Ничего подобного никогда не делали никакие государственные книгохранилища. Просто в их распоряжении нет такого высокого качества материала. Это принцип автора собрания: экземпляры только в коллекционном состоянии. То есть в чистом виде в Нюрнберге представлен был результат интереса и любви к русской книге, шире – к русской культуре. «Едва уловимый аромат, следы высохших цветов и листьев, бывших, быть может, когда-то кому-то дорогими, забавные виньетки, тонкие гравюры, гладь мягких обложек, ослепительная игра тканных золотом роскошных переплетов, следы ожогов и выцветшая вязь двухвековых владельческих замет на полях, суперэкслибрисы и инициалы, уносящие нас в загадочный, но такой близкий туман прошлого».
Далее. Подобного рода полноцветный, трехъязычный – немецкий, английский, русский – книжный каталог, кажется, вообще первый за всю историю отечественного книгопечатания.
Чуть ли не вся русскоязычная европейская – немецкая точно – диаспора посетила выставку. По ее окончании, как мне рассказывали, владельцу коллекции предлагали оставить ее в Германии, продать. Были удивлены, что он пожелал вернуть все раритеты в Россию.
Выставка состояла из нескольких разделов, что и отражено в оглавлении каталога: «Москва», «История», «Искусство», «Иллюстрированные издания», «Периодические издания», «Энциклопедические издания». Приведу только по одной позиции из каждого.
«Учреждение Воспитательного дома для приносных детей, дома и госпиталя для бедных родительниц в столичном городе Москве». – Москва, при императорской Академии наук, 1767.
«Книга выдержала несколько изданий в XVIII и XIX столетиях. Хорошо оформлена: перед титульным листом – гравюра Сребреницкого с аллегорическим изображением Екатерины II. В экспозиции – первое полное издание… Выставочный экземпляр – в прекрасной сохранности, в современном цельнокожаном переплете».
Н.И.Кутепов. Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси. В 4-х т. – СПб. Экспедиция заготовления государственных бумаг. 1895–1911.
«Фундаментальное описание нравов и обычаев на Руси, связанных с различными видами охоты… Малотиражное (400 экз.), роскошное издание… Для издания были привлечены лучшие русские художники того времени: В.Васнецов, К.Лебедев, И.Репин, А.Рябушкин, Н.Самокиш, В.Суриков. Экземпляр в отличной сохранности, в издательских переплетах. Одно из лучших произведений русского книжного искусства начала ХХ века». (Кстати, одна особенность, бросившаяся в глаза: русские типографы, художники книги, похоже, предпочитали использовать в оформлении обложек красный цвет всех оттенков: от багрового и терракоты до тончайших нюансов киновари. Может, и совпадение.)
Н.П.Кондаков. Византийские эмали. Собрание А.Звенигородского. – СПб. Экспедиция заготовления ценных бумаг. 1889–1892.
«Безусловно вершина русского издательского и полиграфического искусства. Книга не имеет себе равных ни по усилиям, затраченным на ее издание (оно обошлось в 120 000 рублей золотом по курсу 1892 года), ни по уровню исполнения… Книга в парчевой, шитой золотом суперобложке, с закладкой, портретом А.Звенигородского – величайшая библиографическая редкость. В экспозиции – коллекционный экземпляр, за № 154, на русском языке». (Книга была издана в количестве по 200 нумерованных экз. на русском, немецком и французском языках.)
Вольфганг Гете. Фауст – СПб. Издание т-ва Вольф, 1899.
«Роскошное издание, выполненное по специальному заказу. Великолепно иллюстрированное 50 картинами Лизен-Майера. Орнаментальные украшения Зейтца… Экземпляр в экспозиции в прекрасной сохранности, коллекционного уровня. В таком виде практически не встречается».
«Разведчик» Справочно-библиографический журнал для военных. – СПб., Издатель В.А.Березовский. 1889–1917.
«Комплект журнала – большая редкость. В экспозиции представлен экземпляр из библиотеки государя – Николая II (на переплете – суперэкслибрис его собрания)».
«Энциклопедический словарь». Под ред. проф. И.Е.Андриевского (до буквы В), К.К.Арсеньева и Ф.Ф.Петрушевского. 82 полутома и 4 доп. (86 книг). – СПб., Ф.А.Брокгауз и А.И.Ефрон. 1890–1917.
«Самый крупный энциклопедический словарь, вышедший в России до революции… Выходил большим тиражом, но полных его комплектов осталось немного. И в настоящее время словарь не потерял своего значения. В экспозиции – несколько томов. В собрании – полный комплект».
Что называется – «на этой оптимистической ноте…».
Единственно, что печалит после изучения этого каталога, так это ясное осознание, что подобных частных книжных собраний в России – считанные единицы. Уходящая культура, так сказать…
ФОНДОВЫЕ ЦЕННОСТИ
«Биржи мира. История, культура, финансы» Каталог выставки. Музей истории биржевого дела/ Сост. Владислав Зимин,
Московская Биржа, 2013. – 46 с. Тираж 100 экз.
Стильный, сдержанный дизайн, иногда даже чересчур аскетичный. Особенно хороша обложка (художник Август фон Зиген, «Вид Амстердама», XIX в.).
По существу, краткая история биржевого дела в мире. Каталог выстроен по географическому принципу: от Северной Америки (Филадельфийская фондовая биржа, Чикагская товарная биржа, Нью-Йоркская фондовая биржа…) до Южной Африки (Йоханнесбургская фондовая биржа); от Юго-Западной Азии (Фондовая биржа Бахрейна) до бирж в России (нач. XVIII в.). Каждому разделу предпослана историческая справка. Вот – про Антверпенскую биржу.
«В 1531 году в Антверпене открылась первая в современном понимании фондовая биржа. Посещали ее не только голландцы, но и итальянцы, испанцы и португальцы… Антверпенская биржа пострадала во время войны за независимость Нидерландов. <…> В 1868–1872 годах «Мать всех бирж» была воссоздана по старому плану, но уже в стиле неоготики. Двор был перекрыт стеклянным куполом на чугунных опорах. Биржа работала в здании до 1980-х годов».
И – экспонаты: памятные медали, посвященные Антверпенской бирже. Для фалеристов – лишний повод вздрогнуть!.. Вообще даже удивительно, как много памятных медалей, знаков, монет и банкнот посвящается до сих пор разным биржам мира. Немало в каталоге и филателистической «биржевой» продукции – конверты со спецгашениями, почтовые марки, открытки. Вот, например, уникальный экземпляр марки биржевого сбора биржи Нью-Йорка номиналом 4 цента (середина XIX века). Несомненный раритет.
Ну и, конечно, – биржевые документы и биржевая литература. Кстати, в каталоге неплохая подборка образцов русской и советской биржевой периодики. Конечно, о какой бы то ни было полноте говорить не приходится, но представление о распространенности бирж получить можно. Перечислю некоторые. «Бюллетень Харьковской каменноугольной и железоторговой биржи» (20 августа 1904 года), «Вестник Рыбинской биржи» (№ 139, 9 июля 1911 года), «Пензенская биржевая газета» (№ 44, 12 ноября 1925 года), «Бюллетень Тульской товарной биржи» (№ 17, 6 февраля 1926 года), «Бюллетень Ташкентской товарной биржи и САКОМТА» (№ 67/1207, 27 ноября 1927 года)… Что скрывается за загадочной аббревиатурой «САКОМТА», выяснить из каталога не удастся.
ФУТБОЛЬ ФИЛАТЕЛИСТА
Jean-Louis Villeseche, Guide Mondial. des Timbres du Football 1998 /
World guide to football stamps, Yvert&Tellier, France, 1998. – 283 p. («Каталог почтовых марок мира, посвященных футболу»)
Футбольная тема – одна из популярнейших среди филателистов. Каталог, изданный почтеннейшей французской филателистической фирмой Yvert & Tellier (основана в 1895 году) к чемпионату мира по футболу 1998 года во Франции, лишнее (или, наоборот, не лишнее) тому подтверждение.
Вообще-то это издание – чуть-чуть больше, чем стандартный тематический каталог почтовых марок. Первую часть каталога, 15 страниц, занимает подборка самой разнообразной статистики из футбольной истории. Тут и победители Олимпийских футбольных турниров (с результатами финальных матчей), и победители всех чемпионатов мира (с 1930 по 1994 год, тоже – с результатами финальных матчей), и даже такая экзотика, как победители чемпионатов мира по футболу среди военнослужащих (1983 – Кувейт; 1987 – Италия; 1989 – Италия; 1991 – Италия; 1995 – Франция, в финале обыгравшая Иран, забив один гол).
Краткое описание каталога дано на шести языках (помимо французского): английский, китайский, испанский, немецкий, португальский, итальянский.
Но главное, конечно, уникальная подборка мировой футбольной филателии. Причем не просто перечисление выпущенных той или иной страной футбольных марок, но и воспроизведение наиболее интересных из них. Правда, автор предупреждает, что это, неизбежно и намеренно, упрощенный каталог. Например, в нем не даны разновидности по форме зубцовки, не указаны марки с надпечатками, не всегда приводятся разновидности по форме выпуска (блоки, квартблоки, малые листы, «полоски»). Если все делать строго, то понадобилось бы семь или восемь томов, поясняет составитель.
Но и задача данного каталога была другая – дать первоначальный ориентир, источник информации. Заинтриговать и завербовать побольше людей в коллекционеры такой интересной филателистической темы.
Картмаксимум с советской маркой, посвященной чемпионату мира по футболу 1962 года в Чили. Из коллекции автора |
Немного подробнее – про СССР/Россию.
Первая отечественная марка с изображением футболиста выпущена была в 1935 году к Всесоюзной спартакиаде. Очень красивая ромбовидная марка. Всего в каталоге приведено 37 отечественных марок и их разновидностей по 1997 год включительно. Не очень много. За 15 лет, с 1998 года, в России были выпущены еще четыре марки, посвященные футболу; последняя – в 2010 году. Возможно, к чемпионату мира по футболу в 2018 году, который принимает наша страна, будет подготовлена и интересная филателистическая программа. Времени, кстати, не так уж и много осталось.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЧЕРЕЗ КАНАЛИЗАЦИЮ
«Куда король пешком ходил. Гигиена в контексте истории». Каталог выставки в Государственном историческом музее 3 сентября – 3 октября 2010 года/ ГИМ,
Москва, 2010. – 71 с. Тираж 500 экз.
Любопытная и, надо сказать, посещаемая была выставка. На относительно небольшом экспозиционном пространстве организаторам – ГИМ, Музей Москвы, Государственный музей Востока, Мемориальный музей космонавтики (sic!), Музей воды (Москва), Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Музей истории туалета (г. Киев) – удалось рассказать, по существу, историю цивилизации через историю развития канализации. А каталог этой выставки – рассказ об этом процессе. В свободном стиле.
Отсюда – и содержание каталога: «Зеркало цивилизации», «Гигиена человеческого тела в древности», «От расцвета до заката: гигиена в эпоху античности и Средние века», «Туалетная культура в России и Европе в XVIII–XX веках», «Восток – дело тонкое: поэзия и религия восточного туалета», «Гигиена в космосе», «Туалет будущего».
Самая известная из клоак античности – Cloaca Maxima (от лат. cluo, «чистить»). Этот большой закрытый канал был проведен в Риме около 600 года до н.э., от Форума в Тибр между Капитолийским и Палатинским холмами. В 184 году до н.э. были сооружены и другие каналы. Позже древние римляне вымостили их. Сметная стоимость этих строек составила огромную сумму по тем временам – 24 млн. сестерциев. Хранительницей всего этого канализационного великолепия была назначена богиня Клоакина (Cloacina, «очистительница» – эпитет Венеры; греческий аналог – Афродита). Но Венера не единственное божество в древнеримском Пантеоне, отвечавшее за состояние систем канализации: Стертиций был богом земли и отходов; Крепит – бог туалетов; Фортуна – защищала от болезней и оказывала помощь в освобождении кишечника.
Но все это – более или менее известная фактура. По-настоящему интересные артефакты выставки были посвящены канализационной истории в российских пределах.
«Справление естественных нужд человека настолько неотделимо от его повседневной жизни, что туалетные сцены нередко запечатлены в предметах интерьера и аксессуарах».
Перечница-сувенир. Россия, 1880-е. Фарфор, рельеф, роспись. ГМИ СПб. Иллюстрация из рецензируемой книги |
Однако отсутствие более или менее адекватных масштабам отправлений человеческой жизнедеятельности инженерных коммуникаций ощущалось все острее. Этот недостаток пытались компенсировать активной законотворческой деятельностью.
9 апреля 1699 года Петр I издал указ «О соблюдении чистоты в Москве и о наказании за выбрасывание сору и всякого помету на улицы и переулки». Документ, в частности, предписывал: «На Москве по большим улицам и по переулкам, чтобы помету и мертвечины нигде, ни против чьего двора не было, а было б везде чисто, и о том указал великий Государь сказать на Москве всяких чинов людям».
Настоящий толчок к размышлению…
Читал и рассматривал книги Андрей Ваганов