0
5671
Газета Наука Интернет-версия

25.09.2013 00:01:00

Каталоги букинистических магазинов читают словно романы Жюля Верна

Тэги: литература, наука, букинист, каталог


литература, наука, букинист, каталог Верхняя крышка одного из томов издания: «Живописная Россия. Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении. – СПб. Изд. Т-ва М.О.Вольф, 1881–1901. 12-томное (в 20 книгах) энциклопедическое издание, выходило под ред. П.П.Семенова-Тяншанского. Иллюстрация из рецензируемой книги

«Библиофилы читают каталоги букинистических магазинов (несомненно, задуманные как практические списки), словно увлекательные истории о чудесных краях исполнения желаний, и получают от этого не меньше удовольствия, чем читатель Жюля Верна – от исследования безмолвных глубин океана или от встречи с ужасными подводными чудовищами». С мнением итальянского философа и библиофила Умберто Эко невозможно не согласиться. Есть что-то завораживающее, почти медитативное в чтении подобного рода литературы. Сегодняшний «Бумажный носитель» – про некоторые образцы этого рода литературы.


ИСТОРИЯ В БАГРОВЫХ ТОНАХ

«Old Russian Books – Das alte russische Buch – Старая русская книга» / Составители Алексей и Сергей Венгеровы. Каталог выставки в Городской ратуше Нюрнберга
– Nurnberger Rathaus, 15. 3–2.4. 1991. – 135 с. Тираж не указан
12-15-1.jpg
Уникальный трехъязычный каталог еще более уникальной выставки в немецком Нюрнберге. (Организаторы: российские коллекционеры Алексей и Сергей Венгеровы, Музей-квартира И.Д.Сытина в Москве, издательство «Вся Москва», концерн Bertelsmann AG, администрация города Нюрнберг, Клаус Бензен (типография Maul-Belser, Нюрнберг). В чем же его уникальность?
Смешно и символично одновременно – выставка состоялась за четыре месяца до ГКЧП в августе того же 1991 года. Опять же символично, что над зданием, где проходила выставка, развевалось три флага: Баварии, ФРГ и посередине – флаг СССР. Это был, пожалуй, последний случай в истории Германии.
Что касается собственно представленных книг, то начать надо с того, что все они из одного частного собрания. «Экземпляр в экспозиции в прекрасной сохранности, коллекционного уровня. В таком виде практически не встречается», – это каталожное описание можно было бы отнести практически ко всей экспозиции. Немцы были потрясены – около 250 образцов антикварного русского книжного искусства. Впрочем, не только немцы.
Эксперты говорят, что выставка в Нюрнберге повлияла на весь букинистический рынок, по крайней мере Восточной Европы. Ничего подобного никогда не делали никакие государственные книгохранилища. Просто в их распоряжении нет такого высокого качества материала. Это принцип автора собрания: экземпляры только в коллекционном состоянии. То есть в чистом виде в Нюрнберге представлен был результат интереса и любви к русской книге, шире – к русской культуре. «Едва уловимый аромат, следы высохших цветов и листьев, бывших, быть может, когда-то кому-то дорогими, забавные виньетки, тонкие гравюры, гладь мягких обложек, ослепительная игра тканных золотом роскошных переплетов, следы ожогов и выцветшая вязь двухвековых владельческих замет на полях, суперэкслибрисы и инициалы, уносящие нас в загадочный, но такой близкий туман прошлого».
Далее. Подобного рода полноцветный, трехъязычный – немецкий, английский, русский – книжный каталог, кажется, вообще первый за всю историю отечественного книгопечатания.
Чуть ли не вся русскоязычная европейская – немецкая точно – диаспора посетила выставку. По ее окончании, как мне рассказывали, владельцу коллекции предлагали оставить ее в Германии, продать. Были удивлены, что он пожелал вернуть все раритеты в Россию.
Выставка состояла из нескольких разделов, что и отражено в оглавлении каталога: «Москва», «История», «Искусство», «Иллюстрированные издания», «Периодические издания», «Энциклопедические издания». Приведу только по одной позиции из каждого.
«Учреждение Воспитательного дома для приносных детей, дома и госпиталя для бедных родительниц в столичном городе Москве». – Москва, при императорской Академии наук, 1767.
«Книга выдержала несколько изданий в XVIII и XIX столетиях. Хорошо оформлена: перед титульным листом – гравюра Сребреницкого с аллегорическим изображением Екатерины II. В экспозиции – первое полное издание… Выставочный экземпляр – в прекрасной сохранности, в современном цельнокожаном переплете».
Н.И.Кутепов. Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси. В 4-х т. – СПб. Экспедиция заготовления государственных бумаг. 1895–1911.
«Фундаментальное описание нравов и обычаев на Руси, связанных с различными видами охоты… Малотиражное (400 экз.), роскошное издание… Для издания были привлечены лучшие русские художники того времени: В.Васнецов, К.Лебедев, И.Репин, А.Рябушкин, Н.Самокиш, В.Суриков. Экземпляр в отличной сохранности, в издательских переплетах. Одно из лучших произведений русского книжного искусства начала ХХ века». (Кстати, одна особенность, бросившаяся в глаза: русские типографы, художники книги, похоже, предпочитали использовать в оформлении обложек красный цвет всех оттенков: от багрового и терракоты до тончайших нюансов киновари. Может, и совпадение.)
Н.П.Кондаков. Византийские эмали. Собрание А.Звенигородского. – СПб. Экспедиция заготовления ценных бумаг. 1889–1892.
«Безусловно вершина русского издательского и полиграфического искусства. Книга не имеет себе равных ни по усилиям, затраченным на ее издание (оно обошлось в 120 000 рублей золотом по курсу 1892 года), ни по уровню исполнения… Книга в парчевой, шитой золотом суперобложке, с закладкой, портретом А.Звенигородского – величайшая библиографическая редкость. В экспозиции – коллекционный экземпляр, за № 154, на русском языке». (Книга была издана в количестве по 200 нумерованных экз. на русском, немецком и французском языках.)
Вольфганг Гете. Фауст – СПб. Издание т-ва Вольф, 1899.
«Роскошное издание, выполненное по специальному заказу. Великолепно иллюстрированное 50 картинами Лизен-Майера. Орнаментальные украшения Зейтца… Экземпляр в экспозиции в прекрасной сохранности, коллекционного уровня. В таком виде практически не встречается».
«Разведчик» Справочно-библиографический журнал для военных. – СПб., Издатель В.А.Березовский. 1889–1917.
«Комплект журнала – большая редкость. В экспозиции представлен экземпляр из библиотеки государя – Николая II (на переплете – суперэкслибрис его собрания)».
«Энциклопедический словарь». Под ред. проф. И.Е.Андриевского (до буквы В), К.К.Арсеньева и Ф.Ф.Петрушевского. 82 полутома и 4 доп. (86 книг). – СПб., Ф.А.Брокгауз и А.И.Ефрон. 1890–1917.
«Самый крупный энциклопедический словарь, вышедший в России до революции… Выходил большим тиражом, но полных его комплектов осталось немного. И в настоящее время словарь не потерял своего значения. В экспозиции – несколько томов. В собрании – полный комплект».
Что называется – «на этой оптимистической ноте…».
Единственно, что печалит после изучения этого каталога, так это ясное осознание, что подобных частных книжных собраний в России – считанные единицы. Уходящая культура, так сказать…
ФОНДОВЫЕ ЦЕННОСТИ

«Биржи мира. История, культура, финансы» Каталог выставки. Музей истории биржевого дела/ Сост. Владислав Зимин,
Московская Биржа, 2013. – 46 с. Тираж 100 экз.
12-15-5.jpg
Стильный, сдержанный дизайн, иногда даже чересчур аскетичный. Особенно хороша обложка (художник Август фон Зиген, «Вид Амстердама», XIX в.).
По существу, краткая история биржевого дела в мире. Каталог выстроен по географическому принципу: от Северной Америки (Филадельфийская фондовая биржа, Чикагская товарная биржа, Нью-Йоркская фондовая биржа…) до Южной Африки (Йоханнесбургская фондовая биржа); от Юго-Западной Азии (Фондовая биржа Бахрейна) до бирж в России (нач. XVIII в.). Каждому разделу предпослана историческая справка. Вот – про Антверпенскую биржу.
«В 1531 году в Антверпене открылась первая в современном понимании фондовая биржа. Посещали ее не только голландцы, но и итальянцы, испанцы и португальцы… Антверпенская биржа пострадала во время войны за независимость Нидерландов. <…> В 1868–1872 годах «Мать всех бирж» была воссоздана по старому плану, но уже в стиле неоготики. Двор был перекрыт стеклянным куполом на чугунных опорах. Биржа работала в здании до 1980-х годов».
И – экспонаты: памятные медали, посвященные Антверпенской бирже. Для фалеристов – лишний повод вздрогнуть!.. Вообще даже удивительно, как много памятных медалей, знаков, монет и банкнот посвящается до сих пор разным биржам мира. Немало в каталоге и филателистической «биржевой» продукции – конверты со спецгашениями, почтовые марки, открытки. Вот, например, уникальный экземпляр марки биржевого сбора биржи Нью-Йорка номиналом 4 цента (середина XIX века). Несомненный раритет.
Ну и, конечно, – биржевые документы и биржевая литература. Кстати, в каталоге неплохая подборка образцов русской и советской биржевой периодики. Конечно, о какой бы то ни было полноте говорить не приходится, но представление о распространенности бирж получить можно. Перечислю некоторые. «Бюллетень Харьковской каменноугольной и железоторговой биржи» (20 августа 1904 года), «Вестник Рыбинской биржи» (№ 139, 9 июля 1911 года), «Пензенская биржевая газета» (№ 44, 12 ноября 1925 года), «Бюллетень Тульской товарной биржи» (№ 17, 6 февраля 1926 года), «Бюллетень Ташкентской товарной биржи и САКОМТА» (№ 67/1207, 27 ноября 1927 года)… Что скрывается за загадочной аббревиатурой «САКОМТА», выяснить из каталога не удастся.
ФУТБОЛЬ ФИЛАТЕЛИСТА

Jean-Louis Villeseche, Guide Mondial. des Timbres du Football 1998 /
World guide to football stamps, Yvert&Tellier, France, 1998. – 283 p. («Каталог почтовых марок мира, посвященных футболу»)
12-15-3.jpg
Футбольная тема – одна из популярнейших среди филателистов. Каталог, изданный почтеннейшей французской филателистической фирмой Yvert & Tellier (основана в 1895 году) к чемпионату мира по футболу 1998 года во Франции, лишнее (или, наоборот, не лишнее) тому подтверждение.
Вообще-то это издание – чуть-чуть больше, чем стандартный тематический каталог почтовых марок. Первую часть каталога, 15 страниц, занимает подборка самой разнообразной статистики из футбольной истории. Тут и победители Олимпийских футбольных турниров (с результатами финальных матчей), и победители всех чемпионатов мира (с 1930 по 1994 год, тоже – с результатами финальных матчей), и даже такая экзотика, как победители чемпионатов мира по футболу среди военнослужащих (1983 – Кувейт; 1987 – Италия; 1989 – Италия; 1991 – Италия; 1995 – Франция, в финале обыгравшая Иран, забив один гол).
Краткое описание каталога дано на шести языках (помимо французского): английский, китайский, испанский, немецкий, португальский, итальянский.
Но главное, конечно, уникальная подборка мировой футбольной филателии. Причем не просто перечисление выпущенных той или иной страной футбольных марок, но и воспроизведение наиболее интересных из них. Правда, автор предупреждает, что это, неизбежно и намеренно, упрощенный каталог. Например, в нем не даны разновидности по форме зубцовки, не указаны марки с надпечатками, не всегда приводятся разновидности по форме выпуска (блоки, квартблоки, малые листы, «полоски»). Если все делать строго, то понадобилось бы семь или восемь томов, поясняет составитель.
Но и задача данного каталога была другая – дать первоначальный ориентир, источник информации. Заинтриговать и завербовать побольше людей в коллекционеры такой интересной филателистической темы.
Картмаксимум с советской маркой, посвященной чемпионату мира по футболу 1962 года в Чили.	Из коллекции автора
Картмаксимум с советской маркой, посвященной чемпионату мира по футболу 1962 года в Чили.    Из коллекции автора
Вы не поверите, но к 1998 году замеченными в выпуске футбольных марок были… 253 страны! Некоторых из этих стран уже и нет на карте мира, а марки их еще ходят по филателистическим аукционам и выставкам. Марки каждой страны расположены в хронологическом порядке. Каждой стране предпослан небольшой очерк истории почтовых марок (все набрано шрифтом нонпарель).
Немного подробнее – про СССР/Россию.
Первая отечественная марка с изображением футболиста выпущена была в 1935 году к Всесоюзной спартакиаде. Очень красивая ромбовидная марка. Всего в каталоге приведено 37 отечественных марок и их разновидностей по 1997 год включительно. Не очень много. За 15 лет, с 1998 года, в России были выпущены еще четыре марки, посвященные футболу; последняя – в 2010 году. Возможно, к чемпионату мира по футболу в 2018 году, который принимает наша страна, будет подготовлена и интересная филателистическая программа. Времени, кстати, не так уж и много осталось.


ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЧЕРЕЗ КАНАЛИЗАЦИЮ

«Куда король пешком ходил. Гигиена в контексте истории». Каталог выставки в Государственном историческом музее 3 сентября – 3 октября 2010 года/ ГИМ,
Москва, 2010. – 71 с. Тираж 500 экз.

12-15-7.jpg
Любопытная и, надо сказать, посещаемая была выставка. На относительно небольшом экспозиционном пространстве организаторам – ГИМ, Музей Москвы, Государственный музей Востока, Мемориальный музей космонавтики (sic!), Музей воды (Москва), Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Музей истории туалета (г. Киев) – удалось рассказать, по существу, историю цивилизации через историю развития канализации. А каталог этой выставки – рассказ об этом процессе. В свободном стиле.
Отсюда – и содержание каталога: «Зеркало цивилизации», «Гигиена человеческого тела в древности», «От расцвета до заката: гигиена в эпоху античности и Средние века», «Туалетная культура в России и Европе в XVIII–XX веках», «Восток – дело тонкое: поэзия и религия восточного туалета», «Гигиена в космосе», «Туалет будущего».
Самая известная из клоак античности – Cloaca Maxima (от лат. cluo, «чистить»). Этот большой закрытый канал был проведен в Риме около 600 года до н.э., от Форума в Тибр между Капитолийским и Палатинским холмами. В 184 году до н.э. были сооружены и другие каналы. Позже древние римляне вымостили их. Сметная стоимость этих строек составила огромную сумму по тем временам – 24 млн. сестерциев. Хранительницей всего этого канализационного великолепия была назначена богиня Клоакина (Cloacina, «очистительница» – эпитет Венеры; греческий аналог – Афродита). Но Венера не единственное божество в древнеримском Пантеоне, отвечавшее за состояние систем канализации: Стертиций был богом земли и отходов; Крепит – бог туалетов; Фортуна – защищала от болезней и оказывала помощь в освобождении кишечника.
Но все это – более или менее известная фактура. По-настоящему интересные артефакты выставки были посвящены канализационной истории в российских пределах.
&laquo;Справление естественных нужд человека настолько неотделимо от его повседневной жизни, что туалетные сцены нередко запечатлены в предметах интерьера и аксессуарах&raquo;.Перечница-сувенир. Россия, 1880-е. Фарфор, рельеф, роспись. ГМИ СПб.	Иллюстрация из рецензируемой книги
«Справление естественных нужд человека настолько неотделимо от его повседневной жизни, что туалетные сцены нередко запечатлены в предметах интерьера и аксессуарах».
Перечница-сувенир. Россия, 1880-е. Фарфор, рельеф, роспись. ГМИ СПб.    Иллюстрация из рецензируемой книги
Ну как не возликовать, увидев такой экспонат и описание его в каталоге: «Кресло ретирадное. Россия, 1820–1830-е. Красное дерево, фанеровка, резьба, полировка. Государственный исторический музей». Тут же – пояснение: «Предметы подобной конструкции входили и в обстановку русских дворянских интерьеров, а также использовались во время путешествий в каретах, о чем известно, в частности, из воспоминаний Ф.Юсупова: «Особенно помню карету резного дерева с позолотой, с боками, расписанными Буше, и пурпурными бархатными диванами. Под одной из подушек был стульчак. Князь Николай заказал его себе, когда больной отправился на коронацию Павла I».
Однако отсутствие более или менее адекватных масштабам отправлений человеческой жизнедеятельности инженерных коммуникаций ощущалось все острее. Этот недостаток пытались компенсировать активной законотворческой деятельностью.
9 апреля 1699 года Петр I издал указ «О соблюдении чистоты в Москве и о наказании за выбрасывание сору и всякого помету на улицы и переулки». Документ, в частности, предписывал: «На Москве по большим улицам и по переулкам, чтобы помету и мертвечины нигде, ни против чьего двора не было, а было б везде чисто, и о том указал великий Государь сказать на Москве всяких чинов людям».
Настоящий толчок к размышлению… 


    Читал и рассматривал книги Андрей Ваганов

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1543
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1744
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1853
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4207

Другие новости