Схема проведения работ на океанском дне с помощью робота MineRo. Графика из пресс-релиза Министерства по морским делам и рыболовству Республики Корея
В первом десятилетии XXI века человечество приступило к интенсивной добыче на континентальном шельфе Мирового океана нефти – главного энергетического сырья. Второе десятилетие нынешнего века, похоже, станет началом добычи со дна океана других минеральных ресурсов – железа, цинка, меди, никеля, серебра, золота и многих редкоземельных руд.Довольно убедительным сигналом для такого предположения является недавнее заявление Международного cовета ООН по морскому дну (ISA), организации, созданной в соответствии с положениями Международной конвенции ООН 1982 года специально для контроля деятельности государств по разведке полиметаллических сульфидов и других ископаемых на дне океанов.
В 2013 году ISA впервые выступил с официальным заявлением о том, что начиная с 2016 года этот международный орган контроля принимает заявки по добыче минералов на дне океанов от государственных и частных компаний, владеющих современными технологиями. Необходимых условий два: недопущение экологического ущерба для флоры и фауны морского пространства и проявление готовности поделиться ресурсами с развивающимися странами, у которых пока нет соответствующих технологических возможностей.
До сегодняшнего дня ISA занимался рассмотрением и выдачей лицензий только на разведку полезных ископаемых на различных регионах Мирового океана. По нашим данным, выдано 17 таких лицензий и почти столько же находится на рассмотрении. Они охватывают обширные районы Тихого, Атлантического и Индийского океанов. Недавно ISA выдал лицензию на разведку британской дочерней компании американского оборонного гиганта Lokheed Martin. Крупнейшая транснациональная компания владеет всеми техническими возможностями, чтобы немедленно приступить к реальной добыче полезных ископаемых со дна океанов.
А вот другое совсем свежее сообщение. В Южной Корее успешно завершились испытания робота MineRo, разработанного местными специалистами для глубоководной добычи полезных ископаемых. В ходе испытаний на маневренность, проводившихся неподалеку от юго-восточного побережья страны, первый подобный южнокорейский аппарат погрузился на глубину около 1,3 км. Как сообщают информационные агентства, «этот успех дает Сеулу возможность уже в ближайшее время приступить к освоению подводных месторождений на дне Тихого океана стоимостью в миллиарды долларов. Так, к 2015 году в РК планируют завершить разработку технологий коммерческой добычи со дна моря марганцевых руд. Кроме того, эти технологии будут также включать способы извлечения из добытых материалов стратегически важных металлов».
Отметим, что осваивать подводные месторождения Южная Корея будет на участке, известном как структурная зона Кларион–Клиппертон. Его площадь составляет 75 тыс. кв. м, и РК располагает эксклюзивными правами на его освоение. Данная зона расположена примерно в 2 тыс. км к юго-востоку от Гавайских островов в Тихом океане. Ранее проведенные исследования показали наличие в этой зоне запасов марганцевой руды на 560 млн. тонн, что эквивалентно сумме в 370 млрд. долл.
В этой связи юрисконсультант ISA Майкл Лодж прямо заявил, что «мир стоит на пороге новой эры глубоководной добычи полезных ископаемых», где имеются поистине гигантские нетронутые ресурсы, не сравнимые даже с богатейшими запасами горных регионов континентальной части нашей планеты. Надо отметить также, что за последние четверть века вопросы добычи редких металлов со дна океана неоднократно обсуждались, но конкретного международного решения не было принято. Рост цен на сырье, истощение ресурсов, появление новых технологий, видимо, делает такую возможность весьма реальной уже в ближайшие годы.
Притягательность и заманчивость промышленной добычи минералов со дна Мирового океана становится очевидной. Приведу лишь один пример. По оценочным данным морских геологов, лишь в так называемой Clyron Zone восточной части Тихого океана на территории около 5 млн. кв. км и на глубине 2–3 км в ожидании извлечения находится около 30 млрд. тонн конкреций. В них содержатся ошеломляющие запасы таких ценных металлов, как кобальт (78 млн. тонн), медь (290 млн. тонн) и никель (340 млн. тонн). Это колоссальная приманка для разработчиков, тем более цены на упомянутые металлы на мировом рынке растут семимильными шагами!
Робот MineRo, предназначенный для добычи
минеральных ресурсов океанского дна, уже испытан на глубине 1,3 км. Фото из пресс-релиза Министерства по морским делам и рыболовству Республики Корея |
В беседе со мной 83-летний патриарх-исследователь морских глубин, профессор Глеб Николаевич Батурин (он успешно продолжает работать ведущим научным сотрудником Института океанологии РАН) подчеркнул, что именно во время экспедиций научно-исследовательских судов Института океанологии РАН были открыты крупнейшие залежи фосфоритов на дне Атлантического океана.
Так, во время очередного рейса НИС «Академик Курчатов» (1969) Батурину удалось обнаружить в океанских осадках на шельфе юго-западной Африки многочисленные достоверные фосфоритные конкреции. Позже при его участии были открыты и исследованы фосфориты, образующиеся в сходных условиях на шельфах Перу и Чили. Эти запасы фосфоритов оцениваются сегодня величиной около 4 млрд. тонн на юго-западе Африки (Намибия, ЮАР) и около 10 млрд. тонн на шельфах Перу и Чили. По имеющимся данным, крупнейшие ТНК уже активно эксплуатируют эти регионы.
Общеизвестно, что главными источниками минерального богатства дна Мирового океана являются знаменитые черные курильщики, в открытии и изучении которых самое активное участие приняли в свое время советские ученые-океанологи ИО РАН. Совсем недавно нашим океанологам удалось зарегистрировать крупные скопления конкреции сульфидных руд в северной части Атлантического океана, в регионе 12–20 градусов северной широты. Тем самым наши ученые закрепили право на приоритетное освоение РФ этого обширного участка Атлантического океана.
Тут возникает законный вопрос: готова ли современная Россия приступить к разработкам дна Мирового океана на глубине несколько километров, когда наши ведущие научно-исследовательские суда и знаменитые глубоководные аппараты МИР годами простаивают на причалах Калининградского морского порта в ожидании заявок со стороны правительства и крупных национальных компаний? Если мы вовремя не подключимся, например, государственными пилотными проектами, мы никогда не достигнем несметных богатств Мирового океана – лучшие места очень быстро будут заняты преуспевающими компаниями из полдюжины стран (США, Японии, Китая, Германии, Англии и Бразилии).