Ученые с реформой не согласны. Фото РИА Новости
Госдума одобрила вчера закон о реформе РАН. Научное сообщество добилось ряда уступок, но главный постулат реформы – о правительственном агентстве – остался почти без изменений. И теперь все будут ждать решений президента и правительства о создании такого агентства, его полномочиях и руководителе: как предполагалось ранее, им должен стать глава РАН Владимир Фортов. Так что Владимир Путин, который выступил с таким предложением и под присмотром которого был найден трудный компромисс между академией и правительством, остается главным гарантом процесса реформирования.Для подготовки вчерашнего повторного второго чтения проекта закона о преобразованиях в Российской академии наук у Госдумы была всего одна ночь.
Профильный комитет по науке работал над поправками до полуночи, но все равно все согласовать не удалось. Дело в том, что высадившийся на заседание этого комитета настоящий академический десант неожиданно оказал жесткое сопротивление уже вроде бы предварительно достигнутому компромиссу. Трудные согласования велись за закрытыми дверями, так что пресса могла видеть только последствия горячих споров, когда то академик, то депутат, то чиновник Минобразования выбегали в коридор куда-то позвонить и в этих разговорах в выражениях не стеснялись. Причем некоторые доходили до ненормативной лексики.
С утра вокруг Госдумы «гуляли» с плакатами активисты научного сопротивления реформе РАН, а внутри нижней палаты атмосфера была несколько иной. Было ясно, что большинство, составленное из депутатов от «Единой России» и ЛДПР, примет все, что нужно, – вне зависимости от того, нравится это руководству РАН или не очень. Хотя стоит отметить, что к заседанию ГД профильный комитет кроме списков рекомендуемых к принятию или отклонению поправок предоставил депутатам еще одну, по которой определенного решения не было найдено. Именно в ней и определялось, что же переходит в руки нового органа исполнительной власти, уполномоченного от имени правительства руководить собственностью и финансами академии, а также имуществом, деятельностью и кадрами ее институтов. Первоначально академики вроде бы согласились с тем, что пресловутое агентство станет утверждать директоров академических институтов, избранных трудовыми коллективами из числа кандидатов, согласованных с президиумом РАН и одобренных кадровой комиссией Совета по науке при президенте. Однако в ночь на 18 сентября они решили дать последний и решительный бой. Даже глава профильного комитета, академик и депутат от «Справедливой России» Валерий Черешнев приехал из больницы вести дискуссию. Поэтому у единороссов большинство в комитете тут же пропало, а споры получились еще горячее.
Впрочем, на вчерашнем заседании никаких особых дебатов уже не было. Сначала думское большинство зарубило одну вроде как принятую поправку. Проблема в том, что там было записано – кроме региональных отделений РАН может создавать еще и региональные научные центры. В окончательной же редакции вышло, что последние хотя и будут считаться созданными РАН, но порядок их появления станет утверждать правительство. То есть данная поправка явилась одним из эпизодов главной битвы между академиками и чиновниками за управление имуществом и финансами, а стало быть, и научной деятельностью многочисленных академических структур. Следующим этапом вчерашнего заседания стало отклонение всех предложений, которые не вписались в так называемый компромисс. Ну а потом дело дошло и до несогласованной заранее поправки. В ней было жестко записано, что будущее правительственное агентство с точки зрения управленческих полномочий оказывается, конечно, выше самой академии.
Напомним, впрочем, что еще в начале июля, когда президент РАН Владимир Фортов обратился за заступничеством и помощью в своей борьбе с правительством к президенту Владимиру Путину, последний сделал ему интересное предложение. Чтобы именно Фортов на переходный период в три года сам и возглавил правительственное агентство. Президент РАН подумал немного и согласился. Так что сейчас все будущие серьезные полномочия данной структуры окажутся полномочиями Фортова. Ведь вряд ли глава государства, высказавшийся об этом публично, теперь станет отказываться от своих слов. Вообще, если посмотреть назад, в конец июня, когда проект закона о реформе РАН вдруг появился в Думе, то нетрудно заметить, что именно Путин обеспечил дискуссии более или менее парламентские рамки. Недаром все лето академики именем Путина пробивали свои предложения к скандальному проекту. А вот министр образования и науки Дмитрий Ливанов отчего-то предпочел взять в разговоре с академиками тон начальника и вершителя их судеб. Он поссорился вдрызг не только с ними, но и со спикером Сергеем Нарышкиным, сделавшим многое для того, чтобы реформа не превратилась в унижение.
Таким образом, в ближайшее время, когда кабинет министров по согласованию с президентом составит положение об агентстве, а затем представит Путину его руководителя, всем окончательно станет ясно, что Ливанов по большому счету проиграл. Ведь новая структура будет подчиняться не Минобру, а непосредственно премьеру Дмитрию Медведеву. А единственное, что смог во всех этих спорах продемонстрировать Ливанов, так это свою полную недоговороспособность.