Владимир Фортов пока не знает, как сложится судьба поправок в закон. Фото с официального сайта РАН
Вчера Госдума определилась, что она будет делать с законопроектом о реформировании Академии наук. Сегодня его возвратят к процедуре второго чтения, а значит, к нему будут предлагаться поправки. На вопрос, какие они могут быть и сколько времени работа над ними продлится, на Охотном Ряду не ответил никто. Не исключено, что кроме поправок, подготовленных в РАН, будут и депутатские инициативы. Партия власти заверяет, что никакой спешки с обсуждением не будет. Но оппозиция опасается, что закон может быть принят до конца недели.Председатель Госдумы Сергей Нарышкин сообщил вчера, что в повестку заседания 17 сентября включен пункт о вынесении на третье чтение проекта закона о реформировании РАН. Но уточнил, что принято решение возвратить законопроект в процедуру второго чтения. Таким образом, вчера прояснилась процедура доработки документа, вызвавшего летом сильное возмущение Академии наук. Напомним, что в самом конце июня в ГД был внесен правительственный проект о преобразовании РАН в некую общественно-государственную организацию с одновременным изъятием у нее права управлять собственностью и в том числе научными институтами. Академики пошли жаловаться Владимиру Путину. Тот их выслушал, но отложить принятие закона не разрешил. И только активное участие Нарышкина, убедившего Кремль, что окончательное утверждение документа надо провести осенью, позволило слегка снизить градус скандала.
В недрах РАН к осеннему возвращению закона к повторному чтению были подготовлены дополнительные поправки, еще более дезавуирующие ключевые положения инициативы кабмина. Кроме одного – о создании федерального агентства, которое от имени правительства станет управлять имуществом академии. В качестве компромисса Путин летом предложил президенту РАН Владимиру Фортову на переходный период стать главой этой структуры. Тот согласился, попутно пробив и ряд поправок к тексту закона.
Кстати, и новые предложения академиков глава государства в начале сентября тоже поддержал. Однако теперь пошли разговоры, что кремлевская администрация подготовила такой вариант законопроекта, который возвращает ситуацию назад (см. «НГ» от 16.09.13). Ученые забили тревогу и объявили сбор новых акций протеста. Одна из них – так называемые гулянья вокруг Думы – должна пройти сегодня.
Тем более что на пленарке 17 сентября депутаты действительно проголосуют лишь за некое формальное решение о возврате к второму чтению. Причем избран вариант, который вызывает у противников реформы большие опасения. Нижняя палата предполагает сделать так, что при голосовании за принятие закона в третьем чтении якобы не хватит голосов, а стало быть, он автоматически уйдет на предыдущую стадию. Однако гарантий, что думское большинство не соберется с силами, нет, кроме слов Нарышкина и ряда авторитетных единороссов. Например, зампреда фракции ЕР Николая Булаева, сообщившего, что партия власти приняла такое решение. Вопрос был обсужден вчера утром на заседании президиума фракции ЕР.
По словам Булаева, специальная рабочая группа по подготовке окончательного текста закона оперативно начинает работу. Вчера состоялось ее первое заседание, результаты которого на момент подписания этого номера «НГ» известными еще не стали. Впрочем, таких заседаний будет несколько, ведь единороссы пообещали работать без спешки.
Коммунисты в это, похоже, не очень верят. Первый вице-спикер Иван Мельников, например, сообщил: «На совете ГД возникла дискуссия, когда пройдет третье чтение. Опасаемся, что оно будет в пятницу». КПРФ отказывается участвовать во всяческих согласовательных процедурах, требуя отклонения закона.
Нарышкин на прямой вопрос, сколько времени будет отведено на обсуждение поправок и когда состоится финальное голосование, ответил уклончиво: «Дату третьего чтения будет предлагать профильный комитет. Прежде законопроект должен быть возвращен во второе чтение».
Тут возникает и другой важный вопрос: какие же поправки будут приниматься – подготовленные РАН, одобренные Путиным или новые, которых никто пока не видел? Булаев вчера отказался комментировать разговоры о жестких предложениях администрации президента, тем не менее косвенно подтвердив, что ничего не исключено. «Есть предложения от академиков, есть предложения от депутатов, от других организаций», – подчеркнул он.