Аркада акведука Клавдия. Высота арок на этом участке достигала 27,41 м (40–50 гг. н.э.). Фото из рецензируемой книги
Любое значительное (или незначительное на первый взгляд) технологическое усовершенствование неминуемо рождает целый букет проблем, которые решаются посредством новых технологических прорывов et cetera. Вот и появление ватерклозетов – с необходимостью потребовало создания систем канализации и водопроводной сети. Впрочем, обратное тоже верно. Сегодняшний «Бумажный носитель» – про это.ИМПЕРИЯ ВОДОПРОВОДЧИКОВ
Николаев И.С. Акведуки античного Рима / Московский архитектурный ин-т (Гос. акад.).
– М.: Принт-Сервис, 2011. – 508 с. Тираж 500 экз.
Иван Сергеевич Николаев (1901–1979), яркий представитель русского конструктивизма, профессор, доктор архитектуры, ректор Московского архитектурного института (1958–1970), подготовил свой уникальный труд в 1947 году. Но впервые полностью опубликована эта работа только в рецензируемом издании (2011). Ничего подобного ни до, ни после, ни в отечественной, ни в западноевропейской литературе не было.
Объект исследования Николаева – римское водопроводное искусство: «Акведуки представляют собой своеобразные архитектурные сооружения, которые обычно известны своими аркадами, несущими поверх арок канал с водой». Такой, сугубо прикладной предмет у Николаева становится «исследованием античной гармонии».
Архитектура самой книги (ее форма) идеально соответствует содержанию: акведуки «как инженерные сооружения базируются на отсутствии всяких попыток ввести архитектурные украшения декоративного характера». Лаконичный серый тканевый переплет; прямоугольная рамка блинтового тиснения на передней крышке; ясный, просторный антиквенный шрифт; слегка тонированная, как бы нарочито состаренная бумага; каптал (цветная тесьма на корешке книги сверху и снизу, наклеиваемая для скрепления книжного блока) подобран точно в тон – серый. Думаю, даже ляссе (ленточка-закладка) отсутствует намеренно – никаких лишних завитушек. Строгий античный Рим, воплощенный в бумажном кодексе тиражом 500 нумерованных экземпляров.
«Совершенно ясно, что при композиции аркады и сопровождении ее расчленяющими мулюрами римляне проявили художественный лаконизм, вполне правильно понимая значение арки как обрамление пейзажа», – пишет Николаев. То есть аркада акведука (водопровода) «работала» как рама для картины (пейзажа) маслом. «Пространство на просвет» – вот, что могло бы быть девизом такой водопроводной архитектуры.
Тем более – очень странно, что римляне, судя по всему, не склонны были как-то особо выделять аркады. До трактата Фронтина «Акведуки города Рима» (I в. н.э.) и после этого труда аркадной техникой не «увлекались», не описывали ее. А ведь «даже первая постройка водопровода в Риме в 312 г. до н.э. (Аква Аппия) дала такое количество воды, которое с избытком покрывало санитарную норму». Общая длина акведуков в окрестностях древнего Рима составляла 500 км, и это – именно это! – были самые дорогие постройки в Древнеримской империи.
Как отмечал тот же Секст Юлий Фронтин, «сами древние считали акведуки главным свидетельством могущества своей империи». С этими сооружениями города Рима могли сравниться только такие строительные проекты, как мощение улиц и устройство клоак. Ах, что это были за клоаки! Страбон, греческий географ, V в.: «…Клоаки так широки, что по ним могли бы проехать возы с сеном».
Николаев подробно реконструирует не только техническую и архитектурную стороны возведения акведуков (водопроводных сетей в целом), но и организационные принципы этой работы: заказчики, подрядчики, владельцы земельных участков, через которые намечалась прокладка акведуков (Торквато Тасс в 64 г. н.э. отказал императору Нерону уступить землю для проводки водопровода, предпочтя самоубийство)…
Бригадами специально обученных рабов-водопроводчиков руководили начальники из числа сенаторов. Римские подрядчики-трубопроводчики: бригада (команда) Агриппы – 140 человек; команда Клавдия – 450 человек.
Вода подавалась не только в фонтаны, но и в том числе в общественные уборные. (Современные археологи подсчитали, что в древнем Риме было 144 общественных туалета.) Неудивительно, что в Вечном городе работало на полную мощность 11 водопроводов. Ежедневно по ним подавалось более 1 млн. кубометров воды. Скорость потока воды на аркадах – от 0,3 до 3,6 м/сек. Водопроводы (акведуки) – архитектурное ядро античного Рима, вокруг (вернее, вдоль) которых развивается гражданское строительство.
Конечно, «Акведуки античного Рима» – специальное исследование, которое не архитектору или не искусствоведу читать без словаря некомфортно: «…расширение интерколумния, при котором архитрав теряет в своих пропорциях подобие балки». Но открытие Николаева вполне очевидно – он вычленил, вычислил, определил стандартный модуль, которым пользовались римляне при строительстве акведуков, то есть систему кратности всех архитектурных элементов одному, заранее выбранному модулю. Таким модулем водопровода в античном Риме была ширина канала.
…Упадок же водопроводного дела в Римской империи произошел в IX веке.
ТРЕБУЙТЕ ОТСТОЯ!
Храменков С.В., Загорский С.В., Курятникова И.В., Вандергюхт Л.Е., Алексеева Г.К., Деменкова Т.П. 100 лет канализации Москвы.
– М.: Прима-Пресс, 1998. – 504 с. Тираж 5000 экз.
Звучит, конечно, как оксюморон – роскошное подарочное издание, посвященное канализации. Но так оно и есть в действительности. Энциклопедический формат (и вес!), мелованная бумага, тиснение золотом на переплете. Последние поводы для неуместной иронии испаряются, когда узнаешь, что «в 1879 году в специальном докладе Комиссии <народного здравия городской Думы> убежденно прозвучала мысль, что нельзя более оттягивать вопрос с устройством канализации, поскольку смертность в Москве достигла неслыханной цифры – из 1000 человек умирали 33!». Недаром, как отмечают авторы книги, «общим праздником для городских властей, инженеров, врачей-гигиенистов, всех жителей столицы стало 17 июля (по новому стилю 30 июля) 1898 года, когда вступила в строй первая очередь московской канализации».
В книге – просто гигантское количество редкой исторической и технической информации, касающейся создания московской канализации. Разгул для будущих аспирантов – выискивай закономерности, сопоставляй с другими источниками, делай выводы, защищайся!.. Названия некоторых из 19 глав: «Как начиналась московская канализация», «Первые сооружения по очистке сточных вод» (тут – «говорящие» параграфы: «Люблинские поля орошения», «Люберецкие поля орошения», «Постоянное «Совещание по очистке сточных вод»), интереснейшая глава – «Московская канализация в 30-е годы» (именно в 1930-е годы в Москве была разработана система аэрофильтрации сточных вод с использованием активного ила; она позволяла в 40 раз сократить необходимую земельную площадь по сравнению с полями орошения), «В годы Великой Отечественной войны», «Каналы глубокого заложения – шаг в будущее»…
Главный канал при выходе на поля орошения
в Люблине. Начало ХХ века. Фото из рецензируемой книги |
Все перечислить, естественно, невозможно. Но не удержусь – приведу данные первого года эксплуатации московской канализации. Итак…
«Городская канализационная сеть – 262,1 км, из них 252,5 – керамические трубы, остальные – кирпичные каналы;
городской канал до Люблинских полей орошения протяженностью 10,3 км;
главная насосная станция с тремя паровыми насосами рабочей мощностью 52 тыс. куб. м/сут;
участок Нижних полей в Люблине в 76 га для устройства полей орошения пропускной способностью 3,8 тыс. куб. м/сут.;
к канализации присоединено 219 домовладений;
поступление в канализационную сеть – 5,4 тыс. куб. м/сут. сточных вод (подача водопроводной воды в город – 20,1 тыс. куб. м/сут.)».
Богатейшая фактура! Я могу рядом поставить только замечательное и остающееся до сих пор единственным в своем роде исследование советского историка техники Николая Ивановича Фальковского «Москва в истории техники» (1950). (Книга эта уже давно стала раритетом. Усилиями сотрудников Института истории естествознания и техники РАН в рамках программы празднования 850-летия Москвы ее удалось переиздать: Фальковский Н.И., Москва в истории техники. – М.: Янус-К, 1997. – 340 с. Но теперь уже и переиздание – раритет не меньший, чем первоисточник.)
Фальковский, кстати, приводит другие данные о количестве первоначально канализованных московских домовладений – 228. Из его исследования привожу данные по динамике приобщения москвичей к канализационному благу цивилизации; она, эта динамика, почти экспоненциальная. К 1905 году количество подсоединенных к канализации владений достигло 5669. В канализованных владениях в то время жили 425 тыс. человек; в 1911 году – 661 тыс., 1918-м – 675 тыс.; 1921-м – 600 тыс.; 1927-м – 1,44 млн.; 1938-м – 2,8 млн. человек. (Для справки: выгребные ямы в городской черте Москвы были запрещены «Санитарными нормами» лишь в 1972 году.)
Закончить хочу словами, которые открывают юбилейное издание. А открывает его «Слово к читателю» тогдашнего мэра Москвы Ю.М. Лужкова: «Впервые в России издается большая книга по истории московской канализации. <…> Вашему вниманию предлагается юбилейное издание, коллективный труд научных и технических работников, служб городского хозяйства и Мосводоканала, который представляет большой интерес не только для специалистов, но и широкого круга читателей. В добрый путь, хорошая и нужная книга!»
Доклад о развитии человека 2006. Что кроется за нехваткой воды: власть, бедность и глобальный кризис водных ресурсов / Пер. с англ.
– М.: Весь мир, 2006. – 440 с. Тираж не указан.
«Обеспечение чистой водой, отвод сточных вод и канализация – вот три важнейшие основы прогресса человечества». Во втором десятилетии XXI века подобное утверждение, согласитесь, трудно воспринимать «на полном серьезе». Тем не менее взято оно из более чем серьезного, фундаментального я бы даже сказал, документа – «Доклад о развитии человека 2006». Подготовлен доклад Программой развития ООН (ПРООН). Фактура, приведенная в нем, говорит сама за себя...
Приблизительно 2,6 млрд. человек на Земле лишены доступа к улучшенным системам канализации – это, кстати, в 2,5 раза превышает дефицит доступа к чистой воде. Около 1,8 млн. детских смертей ежегодно происходит вследствие диареи – 4900 случаев смерти ежедневно, что равно населению в возрасте до 5 лет в Нью-Йорке и Лондоне, вместе взятых. Вообще сочетание грязной воды и отсутствие канализации – второй по количеству жертв фактор детской смертности в мире. В 2004 году от диареи погибло в шесть раз больше людей, чем в среднем гибло ежегодно в вооруженных конфликтах 90-х годов…
Способ борьбы есть – строить канализацию. Лондон, скажем, к 1866 году был почти полностью канализован. В результате этих, казалось бы, сугубо инженерных мероприятий был получен просто ошеломляющий эффект: в Великобритании распространение канализационных систем способствовало тому, что в течение четырех десятилетий после 1880 года ожидаемая продолжительность жизни возросла на 15 лет. И так – по всему миру…
Чуть больше ста лет назад уровень детской смертности в Вашингтоне был вдвое выше, чем сегодня в странах Африки к югу от Сахары. Переносимые с водой инфекции – диарея, дизентерия и брюшной тиф – были причиной каждой десятой смерти в городах США. Канализационная инфраструктура разрубила связь между инфекционными болезнями и грязной водой. Именно очисткой воды объясняется почти 50-процентное сокращение смертности в первой трети XX века в США.
Лучше канализация – лучше здоровье населения: Англия и
Уэльс, 1841–1912 (слева). Инвестиции в канализацию в Англии и Уэльсе. Графики из рецензируемой книги |
И это действительно странно, ведь созданием ватерклозетов, канализационных систем и связанных с этим водопроводных систем человечество занимается примерно столько же, сколько себя помнит. Буквально столько же. «В истории клоак рождается история человечества. Клоака – это совесть города», – отмечал Виктор Гюго в романе «Отверженные». И с этим трудно поспорить.
Отсутствие доступа к канализации означает, к примеру, что в трущобах Киберы (пригород кенийской столицы Найроби) люди вынуждены испражняться в пластиковые пакеты, которые они потом выбрасывают в канализационные люки на улице. При этом постройка уборной с выгребной ямой стоит около 45 долларов – двухмесячный доход среднестатистического обитателя Киберы... Даже если к 2015 году будут выполнены сформулированные ООН «Цели развития тысячелетия по воде и канализации», более 800 млн. людей все еще останутся без воды, а 1,8 млрд. – без канализации.
Прогресс, цивилизация – все это происходит где-то в другом, параллельном мире. Если, конечно, не считать того, что используются именно пластиковые пакеты. Кое-где и до этого еще дело не дошло...
ПРОМЫВКА КЛОЗЕТОВ И МОЗГОВ
Брилинг С.Р. Курс водоснабжения. 2-е изд., просм. и доп.
- Москва–Петроград: Государственное издательство, 1923. – 96 с. (Нормальные руководства для высшей школы). Тираж 5000 экз. «Курс водоснабжения был первый раз издан в виде литографированных записок. Все издание разошлось полностью среди студентов, и новые контингенты учащихся ощущают острую нужду в соответствующем руководстве». Это слова – из краткой редакционной ремарки к «Курсу…». Может, и покажутся они кому-то удивительными, – все-таки 1923 год, страна только-только начала выкарабкиваться из Гражданской войны, разруха полная, – но все объяснимо.
11 августа 1921 года В.И. Ленин пишет в Малый Совнарком записку: «Наши дома – загажены подло. Закон ни к дьяволу не годен. Нужно в 10 раз точнее и полнее указать ответственных лиц (и не одного, а многих, в порядке очереди) и сажать в тюрьму беспощадно…»
А до этого, в марте все того же 1921 года, правительство РСФСР принимает специальный декрет «О мерах по улучшению водоснабжения, канализации и ассенизации в Республике». Согласно ему, рабочим, занятым в перечисленных сферах деятельности, предоставлялась «бронь» от службы в армии. Мало того, власть была готова «бывших рабочих и служащих водопроводных, канализационных и ассенизационных предприятий», находящихся в армии, возвращать обратно на свою прежнюю службу…
Так что понятно, откуда такой спрос на «Курс водоснабжения» Брилинга. Типичный учебник. Дешевая бумага, сейчас уже пожелтевшая; без переплета… Но напечатано вполне аккуратно. Целая страница замеченных опечаток (в основном – в цифрах и размерностях приводимых формул). Формул много. Ну, например, для расчета напорных резервуаров или для определения основных размеров водоподъемных машин. Бери данные, подставляй в формулу, получай результат.
Но для нас сейчас, как мне представляется, важнее будет следующее замечание Брилинга: «Для государства здоровье населения представляет экономический фактор первостепенной важности. Благосостояние государства основано главным образом на доходе от человеческого труда; по сравнению с этим доходом тот, который получается от земель и капиталов, незначителен. Поэтому сохранение работоспособности населения должно составлять первостепенную заботу государства. Недаром говорится, что «государство, в котором цифра смертности (и болезненности) высока, должно обеднеть».
Пожалуй, небезынтересными будут таблицы потребления воды для удовлетворения различных потребностей. Вот выборочно. «Умывание и т.п. на 1 чел. в сутки – 10-15 литров; промывку клозета за 1 раз – 5–6 литров; в бойнях в среднем на 1 голову крупн. скота – 300–400 литров; в вокзалах на каждый паровоз в сутки – 6000–8000 литров; на поливку улиц на 1 кв. метр асфальтированной или вымощенной поверхн. – 1 литр; в общественных писсуарах на место в час – 60 литров».
А вот данные о суточном потреблении воды в литрах в расчете на одного жителя некоторых городов: Лондон – 213, Нью-Йорк – 312, Кельн – 130, Вашингтон – 598, Рим – 650, Петербург – 184,5, Москва – 29,5, Варшава – 33,2, Царицын – 14,8 л.
И – закономерный вывод: «Успехи оздоровления городов при помощи водопроводов, водостоков, рационального удаления мусора, улучшения устройства жилищ и проч. характеризуют культурность государства».