Предки нынешних авторалийских аборигенов, возможно, появились на Зеленом континенте еще 45 тысяч лет назад. Фото Reuters
Австралийский археолог Алан Уильямс определил, что число первых поселенцев на Зеленом континенте могло достигать 3 тыс. человек. Исследования Уильямса опубликованы в одном из последних номеров научного журнала Proceedings of the Royal Society B.Как сообщает в своем обзоре ScienceNow, Уильямс изучил результаты радиоуглеродной датировки 5 тыс. стоянок, захоронений и – пардон – мусорных ям аборигенов по всему континенту. Впрочем, для археологов мусорные ямы – это буквально золотое дно; они сами признаются, что такого богатейшего набора артефактов, рассказывающих о культурных и материальных условиях существования древнего населения Земли, кроме как в «помойках», нигде больше не найти. И это еще большая удача – найти такой источник информации.
Итак, по оценкам Уильямса, первые люди появились в Австралии около 45 тыс. лет назад. Причем это был именно массовый десант палеолитических гоминидов: численность группы составляла, по мнению Уильямса, от 1 до 3 тыс. человек.
Необычность и даже некоторая скандальность этих данных состоит в том, что общепринятой среди ученых до сих пор оставалось теория, согласно которой изначально в Австралию прибыла группа численностью от силы несколько сотен человек. Уильямс же настаивает, что это была именно массовая «морская операция», причем разработанная и выполненная сознательно: «Это было не какое-то семейство, которое сюда занесло на плоту».
Понятное дело, что подобного рода гипотезы всегда выступают хорошим раздражителем не только для академического сообщества. У сценария колонизации Австралии, который предложил Уильямс, сразу же нашлись оппоненты. Так, археолог из Университета штата Юта (США) Джеймс О’Коннелл напоминает, что в то время – 45 тыс. лет назад, в эпоху палеолита, – просто не существовало достаточно больших морских судов для перевозки такого количества людей. Например, к моменту прибытия к берегам Австралии британского флота в XVIII веке аборигены плавали на простых плотах из веток.
Другой – демографический – аргумент привела, комментируя по просьбе «НГ» сообщение о работе Алана Уильямса, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии РАН Мария Медникова. «Если исходить из общих представлений о миграциях древнего населения, такая единовременная численность популяции представляется маловероятной, она характерна уже для более позднего периода, связанного с происхождением производящего хозяйства, – пояснила Мария Борисовна. – Для охотников и собирателей конгломерация в тысячу человек нетипична».
Как бы там ни было, если гипотеза археолога Уильямса будет подтверждена, то ученым придется пересмотреть всю хронологию развития цивилизации австралийских аборигенов. Ведь Уильямс утверждает, что рост населения континента начался 12 тыс. лет назад, после потепления климата. Ранее же считалось, что сообщество аборигенов начало развиваться с одомашниванием собак динго – около 5 тыс. лет назад. Другими словами, вполне может оказаться, что культура аборигенов имеет куда более древние корни, чем думали до сих пор.
Но это не единственный спорный момент во всей этой истории с австралийскими аборигенами. До сих пор ученые не пришли к общему мнению даже о сроках первого появления человека на Зеленом континенте. Например, некоторые исследователи, как и Уильямс, считают, что это произошло около 40 тыс. лет назад. В доказательство приводятся факты из экологической истории континента. Известно, скажем, что как раз 40 тыс. лет назад началось массовое вымирание представителей мегафауны травоядных сумчатых животных – гигантских кенгуру (Sthenurus), гигантского вомбата (Diprotodon) и других гигантских травоядных. При этом никаких катастрофических изменений климата в то время не происходило. Ясное дело, мол, виноваты аборигены. Но…
Самобытное изобразительное искусство
австралийских аборигенов давно стало желанным в самых престижных галереях. Фото Reuters |
Демографический и технологический аргументы против гипотезы Алана Уильямса выглядят действительно очень солидно. Тем не менее его исследование дает отличный повод вспомнить, что в истории человеческой цивилизации, несомненно, были примеры несравненно более массовых «десантных операций». Правда, происходило это уже в исторически вполне обозримое и хорошо задокументированное время.
Альфред Кросби, профессор истории и географии Техасского университета в Остине, специалист по изучению биологических последствий европейской колонизации других континентов Земли, еще в 1978 году отмечал: «За мировую историю ни одна миграция не имела такого впечатляющего успеха, как переселение в заморские страны европейцев, которые (сами или в лице своих потомков) составляют большинство людей, населяющих Северную Америку и ряд других земель за пределами Европы. Англичане, немцы, французы, итальянцы и испанцы на удивление уютно устроились в местах с такими названиями, как Уоллонгонг (Австралия), Роторуа (Новая Зеландия) или Саскатун (Канада), где, казалось бы, должны доминировать другие народы – как и было в свое время».
Любопытно, что статья, из которой взята эта цитата Кросби, имела очень говорящее название – «Экологический империализм: трансатлантическая миграция западных европейцев как биологический феномен» (Цитируется по: «Человек и природа: экологическая история», СПб., 2008). В ней профессор Кросби утверждал: «Ни одна из крупных генетических групп человечества не рассеяна так причудливо по всему миру, как белые европейцы, особенно западные. <…>
Белые европейцы еще недавно были все сконцентрированы в Европе, однако в последние несколько столетий они ринулись в разные стороны, словно из горящего дома, и основали гигантские колонии в южной и северной умеренных климатических зонах (за исключением Азии – континента уже плотно и необратимо заселенного)».
Спорить с Альфредом Кросби почти невозможно. И на самом деле сегодня 670 млн. европейцев живут в Европе, а примерно 250 млн. (являющихся в генетическом отношении такими же европейцами, как и те, что остались в Старом Свете) – в странах «демографического завоевания» за морями. Но, возможно, техасский профессор ошибается в одном вопросе – насчет относительной неудачи в колонизации европейцами Азии.
Великий русский путешественник, ученый и общественный деятель Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский (1827–1914) еще в начале XX века в своей знаменитой книге «Путешествие в Тянь-Шань» подчеркивал: «…Только со времени великого мирового события – падения Казани (1552 год), происшедшего одновременно с колонизацией на заатлантическом западе европейской расой Нового Света (Америки), – началась на восточной окраине Европы более или менее сплошная и последовательная европейско-русская колонизация Азии, овладевшая сначала обширными землями этнографической Азии в Европе, а затем быстро распространившаяся через всю палеарктическую зону до Тихого океана».
А надо вам заметить, что Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский был не только выдающимся географом, но и основателем статистики в России. Именно по его инициативе – после 33 лет постоянных усилий и аппаратных игр – в 1897 году удалось добиться организации и проведения первой всеобщей переписи населения России. Уж он-то имел все основания сделать и такое заявление: «…Я подсчитал, что в то время как колонизация всех в совокупности государств Западной Европы дала со времени открытия Христофора Колумба Новому Свету 90 миллионов людей европейской расы, русская колонизация, направленная к востоку и юго-востоку, водворила за пределы этнографической Азии не менее 46 миллионов людей европейской расы. На эту историческую заслугу России я имел случай указать на международном юбилейном торжестве Христофора Колумба в Генуе в 1892 году»…
Обратите внимание: в последнее время все активнее ведутся разговоры о необходимости колонизации, минимум – Луны, максимум – Марса. Частная голландская организация Mars One уже объявила о наборе добровольцев для подготовки колонистов к полету на Красную планету. Причем к полету в один конец. Что называется – one way ticket! И, представьте себе, более 10 тыс. заявок уже подано. Это даже не полк, это – дивизия... Но смысл все тот же, что и у высадки морских пехотинцев каменного века 40 тыс. лет назад на берег Зеленого континента.