Президент РАН Юрий Осипов.
Через неделю, 28 мая, начнет работу Общее собрание Российской академии наук. 29 мая должны будут состояться выборы нового президента РАН. Сейчас этот пост занимает 20-й за всю историю академии президент – академик Юрий Осипов. Уникальный случай в постсоветской истории этой научной организации: Юрий Сергеевич – бессменный президент РАН с декабря 1991 года. Четыре срока подряд. Многие, и я в том числе, пророчили ему и пятый президентский срок. Но…На заседании президиума РАН 14 мая случилось неожиданное: Юрий Осипов снял свою кандидатуру с тайного голосования президиума РАН по вопросу выбора приоритетного кандидата на пост президента академии. «Это значит, что Юрий Сергеевич окончательно снял свою кандидатуру на выборах президента РАН. В бюллетене для голосования его фамилии не будет», – пояснили в пресс-службе РАН. Таким образом, осталось три претендента на должность президента РАН: вице-президенты РАН Жорес Алферов, Александр Некипелов и академик-секретарь Отделения энергетики, машиностроения, механики и процессов управления Владимир Фортов.
Ничего не поделаешь, сегодня, говоря о российской науке, имеют в виду не столько какие-то конкретные научные результаты, но и хитросплетения глубокомысленных кулуарных разговоров и слухов – о том, кто станет следующим президентом РАН. Официальные сообщения весьма лаконичны. Академики уже сумели убедить население страны, что без большой науки невозможно создать современную, высокотехнологичную экономику. Теперь население хотело бы почитать программы кандидатов на пост президента РАН. С этим – хуже.
Лишь 13 мая Жорес Алферов, Владимир Фортов и Александр Некипелов представили свои предвыборные программы на заседании совета директоров РАН в Доме ученых в Москве. Юрий Осипов от обнародования своей программы отказался. Теперь понятно почему. 16 мая программы претендентов были размещены на официальном сайте РАН.
На сайте РАН появилось и краткое резюме выступлений всех трех претендентов с презентациями своих программ.
Нобелевский лауреат Жорес Иванович Алферов считает самым важным «усиление роли отделений академии, привлечение в науку молодежи, решение проблемы с системой образования и налаживание объективной системы оценки эффективности ученых, в которой будет учитываться не только индекс цитируемости научными изданиями, но и реальная оценка деятельности».
Академик-секретарь Отделения
энергетики Владимир Фортов. |
Вице-президент РАН Александр Некипелов уверен: РАН должна продемонстрировать, что академическая наука ведет не к застою, а к эффективному динамическому развитию. (Это уж совсем немыслимая до сих пор постановка вопроса; до такого состояния общественное мнение в России еще, кажется, не доходило. – А.В.) «Мы должны дать сигнал, что РАН – современная организация, открытая разумным реформам, – подчеркнул Некипелов. – Я очень сомневаюсь, что ситуация вокруг науки в России налаживается. Сегодня система, может быть, в более худшем положении, чем в 90-х годах».
Официальная информация, как видим, не то чтобы скудная, но специально доведенная до состояния «официозной». Поэтому приходится обходиться неофициальной.
Но сначала все-таки – о процедуре выборов. В первом туре участвуют все кандидаты. «Кандидат в президенты РАН считается избранным, если за него проголосовало большинство членов Общего собрания Российской академии наук, принявших участие в голосовании», – гласит постановление от 11 декабря 2007 года президиума РАН «Порядок выборов президента Российской академии наук».
Если такового не окажется – второй тур. В нем будут участвовать два кандидата, набравшие большее число голосов. Побеждает тот, кто наберет 50% плюс один голос. Если во втором туре по этой схеме не удастся выбрать президента РАН – третий тур, «причем в бюллетень включается кандидатура, получившая большее число голосов. Если выборы (в случаях первого, второго или третьего тура) не приведут к избранию президента РАН, то проводятся новые выборы; кандидаты, участвовавшие в предшествующих выборах, в новых выборах не участвуют». Тогда вся процедура будет повторена скорее всего на декабрьском Общем собрании РАН.
Вице-президент РАН
Жорес Алферов. |
Теперь мы перемещаемся в область предположений, спекуляций и слухов.
По слухам, академик Алферов может снять свою кандидатуру.
По слухам, перед академиками собирается выступить президент РФ Владимир Путин. Это очень вероятно. Посмотрим.
Конечно, главный вопрос, который волнует всех интересующихся академической наукой, – кто главный претендент?
Тут важно было, кого из кандидатов объявит своим приоритетным президиум РАН. «Большинство членов президиума выбрали Владимира Фортова в качестве приоритетного кандидата на пост главы академии, его имя займет первую строчку в бюллетене для общего голосования, – пояснила руководитель пресс-службы РАН Ирина Преснякова. – Фамилии остальных кандидатов будут расположены в бюллетене ниже в алфавитном порядке: Алферов Жорес Иванович и Некипелов Александр Дмитриевич». По нашим данным, за Фортова проголосовали 34 члена президиума. Около десятка голосов проиграли ему Алферов и Некипелов.
Для академического сообщества – а среди академиков сегодня больше половины имеют возраст за 75 лет – мнение президиума РАН может оказаться решающим. Свойственный старшим возрастам естественный консерватизм не стоит сбрасывать со счетов. Как заметил еще в 1935 году Петр Капица, «инстинкт самосохранения у академиков так же силен, как и у всех животных».
Отвечая на поставленный вопрос – кто главный претендент? – мы можем оперировать только методами аналогий и экстраполяции. Методы эти в приложении к сложным социальным системам очень ненадежны. И тем не менее…
Академик Владимир Фортов по определению теперь кандидат № 1 – «приоритетный кандидат президиума РАН» (см. выше). Имеет серьезный административный опыт работы в качестве вице-премьера правительства РФ и министра науки. Опять же очень кстати пришлось сообщение о том, что жюри премии «Глобальная энергия» в этом году выбрало именно его своим лауреатом.
Вице-президент РАН
Александр Некипелов. |
В этом смысле, безусловно, очень кстати пришлось недавнее избрание на второй срок подряд президентом Итальянской Республики 88-летнего Джорджо Наполитано. Вдохновляющий пример и хороший эмоциональный аргумент против тех, кто говорит о том, что РАН превращается в геронтологическую организацию. Что касается второго фактора, то власти еще предстоит найти рычаги воздействия на тайное волеизлияние академического сообщества.
У гуманитария Александра Некипелова просто нет шансов. Это – как выбрать атеиста в президенты США. Фактор один и главный: физики-химики и технари составляют 80% академических рядов. Впрочем, за его кандидатуру открыто высказывался, скажем, такой академический «тяжеловес», выдающийся геолог и геохимик, вице-президент РАН Николай Лаверов… На официальном сайте РАН информация про вице-президента РАН Александра Дмитриевича Некипелова куцая: «Специалист в области теории функционирования и управления экономических систем». Хотя, заметим, Александр Дмитриевич имеет серьезный опыт дипломатической службы: в 29 лет кандидат экономических наук, он стал вторым, а затем и первым секретарем посольства СССР в Бухаресте. А с апреля 2011 года академик Некипелов – председатель совета директоров ОАО «НК «Роснефть».
Что мы имеем в сухом остатке? По мнению некоторых представителей академического сообщества, с которыми мне довелось пообщаться (причем не физиков), «единственный реальный кандидат – Фортов; но в принципе и Алферов может мобилизовать кадры».
«И я надеюсь, что президент, которого мы изберем, тоже будет понимать это и нести всю ответственность и за жизнь академии, и за судьбу академии, и, конечно, перед вами, президентом, поскольку вы утверждаете президента Академии наук, – подчеркнул на встрече с Владимиром Путиным 16 апреля Юрий Осипов. – Я думаю, что в полной мере будет понимать и те проблемы, которые сейчас ставит перед Академией наук государство. Ну а жизнь покажет. Это вообще такое действо очень важное, и для страны оно имеет большое значение. Я думаю, что все получится».
Безусловно, все получится. Опять вспоминается острый на язык незабвенный Петр Леонидович Капица: «Наука напоминает девицу, которая хочет отдаться по любви, а ее непременно хотят изнасиловать».