0
7423
Газета Наука Интернет-версия

24.04.2013 00:01:00

Радио для всех!

Евгений Стрелков

Об авторе: Евгений Стрелков – художник, музейный проектировщик, Нижний Новгород

Тэги: наука, радио


наука, радио Артисты после радиоспектакля на фоне аппаратуры Нижегородской радиолаборатории. Фото из коллекции Музея науки ННГУ «Нижегородская радиолаборатория»

Май 1922 года. Деревенская улица оглашается романсом. Звук идет из черного репродуктора-тарелки. Вся деревня, в лаптях и онучах, замерла – слушают. Идет первая в Республике Советов музыкальная радиотрансляция.
Радиоконцерты под облаками
Отчет о событии в письме в нижегородскую газету. «К нам из города Сормова приехал наш односельчанин. Он привез с собой чудесную вещь – громкоговоритель… Слушать радио собрались все поголовно: мужчины, бабы, ребята, потому что радио – неслыханная вещь для деревни. Несмотря на дождь, рупор пришлось выставить в окно, так как Народный дом не мог вместить и половины всех собравшихся. Народ с жадностью слушал радио. Никто не возражал против того, что антенна привязана к куполу церкви. Единогласно приносили благодарность тов. Угарову за его старание, за то, что свой двухнедельный отпуск он использовал для просвещения своей родной деревни. Теперь у нас в селе организован кружок радиолюбителей, которому тов. Угаров подарил несколько книг по радио и свой самодельный детекторный приемник».
Радио – в центре внимания стремительно меняющегося мира. С ним связывают и мечты, и страхи. В московских трамваях обсуждают «лучи смерти» из нового романа «красного графа». «Гиперболоид инженера Гарина» написан, по признанию самого автора, под сильным впечатлением от образа ажурной радиобашни, построенной в Москве инженером Шуховым в том же 1922 году. На башне установлены антенны радиостанции «Большой Коминтерн», для которой в Нижнем Новгороде созданы сверхмощные ламповые усилители. И именно Нижегородская радиолаборатория организует первые радиоконцерты, инициатором которых стал ее директор Михаил Бонч-Бруевич. Его друг и соратник, нижегородский композитор Александр Касьянов, много позже вспоминал о результате первой трансляции: «Через два дня Михаил Александрович принес в музыкальный техникум целый ворох писем и телеграмм из разных городов от людей, слушавших эту передачу. О хорошей слышимости писали из Арзамаса, Владимира, из волжских городов Саратова, Самары, Симбирска...»
Первый майский нижегородский радиоконцерт проходил на открытом воздухе, так как в помещении было шумно. Второй концерт, 21 сентября, уже в комнате, стены, пол и потолок которой были покрыты тканью и коврами. Транслировался он и на улицы Казани из громкоговорителей системы местного физика профессора Углова. 17 сентября 1922 года состоялся радиоконцерт из Москвы, переданный центральной радиотелефонной станцией и подготовленный нижегородцами.
Вскоре радиоконцерты стали регулярными. В журнале «Техника связи» сообщалось: «Отмечены случаи приема концертов на расстоянии более 3000 верст». И далее: «Во время концерта над радиостанцией парил аэроплан, приемная станция которого давала возможность летчикам слушать концерт под облаками».
Музыкальный трактор
Романтика тогда удивительным образом сочеталась с обыденностью, мечты о концертах под облаками – с декретами о тракторах для победы над голодом. В том же 1922-м газеты писали об аншлагах на концертах радиомузыки Льва Термена. Вот цитата: «Ильич выдвинул на первое место кино, так как это электрифицированный театр, допускающий размножение… Изобретение Термена – музыкальный трактор, идущий на смену сохе…»
Центральная газета большевиков «Правда» пишет в октябре 1921 года об изобретении Термена более подробно: «Ознакомив слушателей с конструкцией катодного реле, тов. Термен указал на возможности воспроизведения электрическим путем музыкальных звуков и весьма талантливо продемонстрировал поражающие по своим внешним проявлениям опыты: двигая в воздухе рукой перед металлическим экраном, он воспроизводил звуки от мембраны, включенной в цепь, регулируя высоту тона в зависимости от расстояния руки от экрана. Изумленная аудитория прослушала целый ряд воспроизведенных указанным образом сложных музыкальных произведений».
Петроград, Москва, Псков, Нижний Новгород, Ярославль, Рыбинск – более 150 выступлений Льва Термена с терменвоксом в городах и селах страны, которая, по словам ленинского собеседника писателя-фантаста Герберта Уэллса, все еще лежала «во мгле».
«И стар и млад» – радио в деревне. 	Фото из коллекции Музея науки ННГУ «Нижегородская радиолаборатория»
«И стар и млад» – радио в деревне.
 Фото из коллекции Музея науки
ННГУ «Нижегородская
радиолаборатория»
Как могли, затопившую Россию мглу невежества разгоняли и сотрудники Нижегородской радиолаборатории. Они давали советы любителям и публиковали в эфире их отклики и пожелания. Живой и свободный язык радиобесед вполне соответствует стилю тогдашней прозы и публицистики. Вот отрывок из радиобеседы (октябрь 1926 года):
«Приходит зима. Любитель подправил свою антенну. Привел в порядок заброшенный на лето приемник и готовится к новому сезону, навстречу новым успехам, новым рекордам. Любитель вырос, появилось много новых станций. Что готовит нам новый сезон?» Любопытно, что образ радиолюбителя здесь списан с крестьянина: любитель тоже живет природными ритмами, поправляет антенну, словно покосившийся забор, и с надеждой на урожай смотрит в небо…
Размах деятельности радиолюбителей был таков, что радиомузыка стала даже литературным клише. Например, в романе «Бамбочада» весьма популярного тогда петербуржца Константина Вагинова о главном герое написано следующее: «Кроме бухарского цирка, Евгений уже побывал режиссером Халибуканского театра, аккомпаниатором нижегородской радиостанции, электромонтером, актером передвижного коллектива и секретарем одной из газет на побережье Крыма, но сейчас он был безработным». Такое упоминание дорогого стоит. Тем более оно не единственное. Про радио – у Пильняка, Ильфа и Петрова, Огнева и Платонова…
Очевидно, что энтузиазм пропагандистов радиокультуры привлекал не только продвинутых читателей, но и практиков-рукоделов. Те книжек много не читали –  авторы и редакторы статей, лекций и радиобесед приноравливались к их языку и кругозору.
Свободу радиоэфиру!
Массовая культура эпохи НЭПа была поистине массовой. Но любопытно, что тема радио проявлялась как в элитарной, так и в профанной культуре того времени. И если Хлебников пророчествовал: «Мусоргский будущего дает всенародный вечер своего творчества, опираясь на приборы радио в пространном помещении от Владивостока до Балтики, под голубыми стенами неба», то Вагинов иронизировал: «Грамотный и культурный человек был для Дерябкина первым гостем. Хозяин жаждал просвещения... Он слушал радио. Радио приводило в восхищение Дерябкина. Ему казалось, что благодаря радио он сможет узнать все на свете. Он может просвещаться насчет оперы, не надо терять времени на трамвай, да и экономия какая... В будние дни по вечерам Дерябкин угощал гостей радио. Липочка разливала чай, гости ели, пили, а в это время женский голос пел цыганские романсы, доносились томные вздохи гавайских гитар, декламировались стихи, исполнялась музыка датских или других композиторов. Иногда целиком прослушивалась опера. Сам Дерябкин устроил из бумаги громкоговоритель и отлакировал его. Черная труба стояла на столе рядом с вареньем, кричала, пела, смеялась и передавала нежнейшие звуки».
Радиоконцерты способствовали популярности радиолюбительства, благо тогдашний ЦИК принял специальный декрет о свободе радиоэфира. Радиолюбители создали свою субкультуру с неписаными правилами, со своеобразным ночным (ночью прием лучше) образом жизни.
Эрнст Кренкель, знаменитый полярник, а в 20-х годах начинающий радист, много позже вспоминал: «…Когда глухой ночью тускло светилось в огромном доме единственное окно, можно было не сомневаться, что, примостившись в уголке у своих аппаратов, затенив лампу, чтобы не мешать спящим домочадцам, работает радиолюбитель». Он пояснял, как тогда выглядел самодельный радиопередатчик – «фанерная коробка, катушка из толстой медной проволоки и две лампы».
Схемы подобных передатчиков разрабатывались радиоинженерами и печатались в радиолюбительских журналах. Так, в Нижегородской радиолаборатории в 1925 году было разработано несколько вариантов коротковолновых 10-ваттных радиопередатчиков. «В неказистом фанерном ящике, – писал Кренкель, – рождается по твоей воле радиоволна. Вот она побежала по проводу на крышу и там сорвалась, чтобы с непостижимой скоростью, протыкая облака, мчаться в стратосферу до отражающего слоя. Здесь, на высоте сотен километров, волна меняет направление и под углом возвращается на землю. Так, гигантскими скачками, то вверх, то вниз, волна бежит, опоясывая весь земной шар. Кто же примет ее, услышит и ответит?»
«Установить самую дальнюю, самую интересную, самую необычную связь – мечта любого радиолюбителя-коротковолновика. Каждая связь заканчивается просьбой о присылке квитанции, а партнер отменно вежливо обещает ее прислать», – добавляет Кренкель.
Молодежный слет радиолюбителей в 1920-е годы. 	Фото из коллекции Музея науки ННГУ «Нижегородская радиолаборатория»
Молодежный слет радиолюбителей
в 1920-е годы.
Фото из коллекции Музея науки ННГУ
«Нижегородская радиолаборатория»
Любопытно, что, не имея ресурса на дорогостоящие эксперименты по изучению новых в тогдашней практике коротких радиоволн, радиоинженеры привлекали к своим исследованиям радиолюбителей. Нижегородская станция выходила в эфир в заранее объявленное время, а любители, поймав ее сигнал, описывали в письмах условия и особенности приема. Такие экспериментальные радиотрассы связывали Нижний Новгород с Ташкентом, Владивостоком, Берлином, а потом, благодаря Кренкелю, и с Новой Землей.
Руководство Нижегородской радиолаборатории передало Кренкелю аппаратуру для арктических радиоэкспериментов. Работая на Новой Земле, Кренкель регулярно связывался с нижегородцами, его передачи помогли разобраться с влиянием на коротковолновую связь приполярных факторов – того же северного сияния.
Через два года после посещения Нижегородской радиолаборатории, зимуя на полярной станции в бухте Тихой на Земле Франца-Иосифа, Кренкель установил мировой рекорд, связавшись с американской антарктической экспедицией адмирала Берга – была налажена двусторонняя связь между самой северной и самой южной радиостанциями земного шара. А несколько ранее молодой сотрудник радиолаборатории нижегородец Федор Лбов первым из отечественных любителей связался на коротких волнах с заграницей, чему была посвящена обложка журнала «Радиолюбитель».
«Кристадин»,
«Радиоправда»
и «Симфония гудков»
Пропаганда радиолюбительства в 20-е годы считалась государственным делом. По всей стране проходили лекции с демонстрацией радиоприема. Создавались радиокружки среди курсантов и моряков, студентов и рабочих. Устраивались фотовыставки, издавались специальные журналы и газеты. Расположенная на высоком берегу Волги Нижегородская радиолаборатория стала настоящим маяком для российских радиолюбителей.
Ведущий инженер радиолаборатории Олег Лосев разработал прибор, ставший символом десятилетия, – приемник «Кристадин» с кристаллом-детектором вместо электронной лампы. Некоторая неустойчивость приема с лихвой компенсировалась дешевизной деталей и простотой конструкции приемника. По сути, «Кристадин» Лосева – предшественник будущих транзисторных приемников. Тогда, в 1920-е, годы ламповые схемы вытеснили полупроводники, которые вернулись в радиовещание позже, в 1950-х, во многом благодаря пионерским исследованиям нижегородца Лосева.
О радио в 1920-х писались стихи и повести, снимались фотосерии и киноленты. К теме радио обращались кинодокументалисты. Яркий пример – киножурнал «Радиоправда» 1925 года режиссера Дзиги Вертова.
Съемочная группа фиксирует радиофикацию одного из сел. Как спиливают дерево в лесу для радиомачты и везут его в деревню. Как устанавливают мачту и натягивают антенну. Как подключают радиоприемник и слушают далекую Москву... В деревне строительство радиоточки становилось общим делом и общим праздником.
Для неграмотной аграрной страны радио – это и стремление в далекое будущее, но это одновременно и возвращение в глубокое прошлое: к традиции обряда, хоровода, хора. На кинохронике 1925 года дети так завороженно смотрят на верхушку радиомачты, что кажется, они вглядываются в свое будущее. Под шорохи помех радиоэфира им грезится эра радио – «эра светлых годов» из пионерского гимна, написанного в том же 1922 году, когда техника и музыка так плодотворно соединились в эфире.
В 1925 году, предсказывая будущее музыки, Арсений Авраамов, автор и дирижер уникальной «Симфонии гудков», где музыкальными инструментами были фабричные сирены, пулеметы, паровозы, аэропланы и артиллерийские орудия, пишет: «А коли «не хватает» звучности фабричных гудков, о чем, повторяю, мечтать прикажите? Ясно: об аппарате Термена, установленном на планирующем над Москвой аэро. Аэро-радио-симфония! Ее-то мы, во всяком случае, еще услышим!»   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
924
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
584
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
402
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
571

Другие новости