0
3230
Газета Наука Интернет-версия

10.04.2013 00:01:00

Космос как собор

Евгений Стрелков

Об авторе: Евгений Стрелков – художник, музейный проектировщик.

Тэги: наука, искусство, космос


наука, искусство, космос Альберт Эйнштейн родился в Ульме, городе с самым высоким готическим собором в Европе – 161 метр. Почтовая открытка

Как известно, строительство готических соборов требовало огромных ресурсов, которые изымались из общества, из всех его слоев. Соборы становились грандиозными запаянными копилками, ими можно было любоваться и гордиться, перед ними нужно было смиряться, но обратно превратить их великолепие в разменную монету было невозможно.
И это было очень важно – из общества изымался лишний продукт, который превращался при этом в квинтэссенцию культуры. Достигалась двойная польза: воспроизводилась мотивация к труду, сохранялся стимулирующий производство дефицит, появлялась площадка и, как сказали бы сейчас, формат для деятельности, исключительной по физическому, интеллектуальному и художественному напряжению. Очень важно и то, что готические соборы строились очень долго, иногда по сто с лишним лет и больше. То есть они становились культурными связками для череды поколений.
Создается впечатление, что избавление от произведенных материальных излишков – необходимый элемент стабильного экономического развития цивилизации. У североамериканских индейцев таким способом был открытый в 1920-х этнографом Марселем Моссом потлач, когда зажиточный член социума вдруг раздавал все свое имущество соплеменникам, дом сжигал и начинал процесс накопления с нуля.
Вариант европейского Средневековья кажется предпочтительней – не уничтожение, а выведение из экономики и эстетизация/сакрализация ресурсных излишков. Возведение собора в отличие от потлача требовало не только усилий и материалов, но и умений и искусств. И, кстати, европейцы тут не одиноки – с ними солидарны обитатели средневековой Индии и Юго-Восточной Азии с их грандиозным храмовым строительством, где поражают немыслимые трудозатраты для производства филигранной каменной резьбы и скульптуры.
Но вернемся к европейским соборам. Вот что пишет в книге «Варвар в саду» польский исследователь Збигнев Херберт: «Миллионы и миллионы тонн камня. За три столетия – с XI по XIV век – во Франции этого строительного материала было добыто больше, чем в Древнем Египте, стране гигантских пирамид. 80 соборов и 500 больших церквей, которые были построены в тот период, поставленные рядом, образовали бы настоящий горный хребет, но только сотворенный человеческими руками».
Так вот, неким аналогом строительства готических соборов в середине XX века стало освоение космоса. Вместо церквей и соборов рукотворный горный хребет образовали бы тысячи ракет-носителей с пилотируемыми кораблями и автоматическими спутниками. Хребет был бы примерно такой же высоты – сотня метров, но высотой аналогия не ограничивается. В космические программы, как и в соборы столетиями раньше, вкладывались невероятные ресурсы. Ради того, чтобы изготовить специальный алюминиевый сплав для оболочки ракеты, строились целые заводы – а вместе с ними города.
Особенно показательна была ситуация в Советском Союзе. Хронически бедная страна, ценой чрезвычайных самоограничений победившая во Второй мировой войне, вдруг наложила на себя еще одну схиму – космический проект. Советский космос, отпочковавшись от военной программы, нашел себе другие корни – в русском космизме. И если роль Циолковского как патриарха космонавтики всегда признавалась и подчеркивалась, то об учителе самого Циолковского в советских учебниках не упоминалось.
Николай Федоров библиотекарь и визионер, ставивший целью ни больше ни меньше воскрешение всех живших на земле. Циолковский был воспламенен этой грандиозной задачей, полученной им от Федорова. Но как практик и инженер столкнулся с нетривиальной задачей – куда же деть эту человеческую массу, увеличивавшуюся от Адама? Циолковский решил – в космос, на далекие планеты, на летящие в межзвездном пространстве станции, а в конце концов и непосредственно в саму пустоту в виде «лучистых существ», высшей расы людей, не требующих тел и питающихся напрямую солнечной энергией.
Итак, с полетами на другие планеты были связаны невнятные пока чаяния «русских космистов» Николая Федорова, Петра Успенского, Владимира Соловьева. Их мировоззрение было воспринято следующим поколением мыслителей уже как конкретная программа – Вернадский, Циолковский, Умов, Чижевский интересовались практическими проблемами космических полетов. На трудах этих ученых выросла плеяда конструкторов, которые подготовили и осуществили выход в космос: Кондратюк, Цандер, Королев, Браун, Оберт, Глушко...
Королев не смог завершить свой проект пилотируемой экспедиции на Луну на огромной ракете Н-1. Ракета потерпела серию катастроф при испытаниях уже без Королева, после его скоропостижной смерти от инфаркта. После этой неудачи, так же как и после головокружительной лунной победы американского «Аполлона» – крайности тут сходятся, бюджеты космических программ и на Востоке, и на Западе существенно сократились.
Одновременно пропало то граничащее с религиозным восторгом ощущение причастности каждого к общему делу – соборности в терминологии русских философов-космистов. Именно космос придавал осмысленность многим и многим формам поведения социального организма как в США, так и в СССР. Свидетельством тому – воспоминания живших в то время. Другое яркое свидетельство – фантастические киноленты.
Когда говорят о современном обществе, погрязшем в бессмысленном потреблении, становится ясно, что пора вспомнить о космосе. Мало того, что столь грандиозная, многопараметрическая задача вернула бы осмысленность по крайней мере деятельности, чтоб не сказать – существованию человечества. Она сильно изменила бы самого человека.
И речь тут не о нравственной или ментальной перемене, речь об изменениях анатомических, метаболических и органических. Путешествующий в космосе человек будет иначе дышать – уже сейчас разрабатываются основы аргонного дыхания для космолетчиков, которое позволяет в разы уменьшить потребление кислорода. Совершенно другим у межзвездного странника будут питание, обмен веществ, поведение...
Существенно вырастет длительность жизни, тело будет достраиваться внешними живыми и неживыми комплексами – от элементов скелета до искусственных органов. Но самое интересное произойдет с человеческим мозгом, который наверняка будет дополнен специфическими устройствами, как внутренними, так и внешними. То есть космос действительно способен породить нового человека – чем не задача?
Вряд ли мы вновь заговорим о воскрешении отцов. Но создание грандиозного собора в виде приспособленного пространства, обжитого человеком, – эта задача представляется не только реальной, но, пожалуй, неизбежной. Причем не с точки зрения добычи нового ресурса – редких металлов или дешевой энергии, – а скорее с точки зрения капсулирования имеющегося ресурса. Без космоса его вес становится для цивилизации обременительным во всех смыслах.   
Нижний Новгород

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
953
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
603
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
419
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
589

Другие новости