Новосибирский Академгородок – комфортная среда обитания для науки. Фото Юлии Поздняковой
19 марта в Государственную Думу внесен проект закона «О статусе академгородков в Российской Федерации», который предусматривает их выведение из юрисдикции городов, в которых они находятся, с последующим формированием собственных органов власти. Этот документ в беседе с новосибирским журналистом Андреем СОБОЛЕВСКИМ комментируют один из его инициаторов, член комитета по обороне Госдумы РФ Алексей ЖУРАВЛЕВ и заместитель председателя комитета по обороне Франц КЛИНЦЕВИЧ. Недавно они посетили новосибирский Академгородок, где прошел круглый стол «Передовые разработки Сибирского отделения РАН в интересах ОПК и их внедрение в производство».А. Журавлев: Не случайно законопроект об академгородках был внесен от комитета по обороне. Сегодня только наивный человек может утверждать, что у нас все замечательно, вокруг благоприятная обстановка и ничего не угрожает. После окончания Второй мировой войны только Соединенные Штаты провели более 300 вооруженных операций. И теперь обычное оружие – танки, автоматы Калашникова и все прочее – не является фактором решающего военного превосходства. Противостоять угрозам можно только на базе лучших исследований, связанных именно с фундаментальной наукой.
Ф. Клинцевич: Сегодня мы защищаем науку, потому что обязаны защитить страну. Я говорю всерьез: если за десять лет мы не перейдем на принципиально новые системы вооружений, нас начнут серьезно пробовать на зубок. Это не шутка, это реальная перспектива. То, что сегодня руководство страны делает в плане обороны, можно оценить как своевременные меры по укреплению страны, и эти меры вызывают серьезные противоречия, вызывают недовольство в тех кругах, которые завязаны на безоглядное сотрудничество с Западом.
Мы увлеклись проектом в Сколкове, но это – единичный прецедент, и потому есть искушение превратить его в витрину, в красивую игрушку… А в стране при этом работают научные центры, в которых научный потенциал формировался десятилетиями, где есть результаты мирового уровня.
А.Ж.: В Новосибирске ученые возмущались: «Это абсурд, когда мы участвуем в сколковских грантах и ездим защищать наши проекты в Бостон! Большая наука, хорошие кадры – здесь, и при хороших возможностях наше научное сообщество будет решать все задачи собственными силами». Я с этими словами согласен. За ближайшие пять лет мы способны вернуть нашу оборонную науку в нужное русло. Для этого ученые не должны думать, откуда взять денег на то, чтобы отремонтировать какой-нибудь подъезд. Если мы определим статус академгородков, то будем уверены, что у них хватит средств на все. На сегодня академгородки – это юридическое ничто, это фантомное образование, они входят в состав муниципалитетов, воюют за свои территории, за налоги. Идея обособления академических научных центров не нова, сегодня она просто получила законодательное оформление.
Ф.К.: Председатель Сибирского отделения Российской академии наук, академик Александр Асеев рассказал, что 80% своего времени тратит на решение хозяйственных вопросов. А ведь он еще и директор мощного института, работающего, кстати, и по направлениям оборонного профиля… Теперь крупный ученый будет заниматься наукой, а хозяйством академгородка – его собственный муниципалитет. Это благотворный результат, достичь которого хотелось бы без лишних проволочек.
А.Ж. Прежде всего мы хотим дать академгородкам налоговые льготы, чтобы именно те люди, которые здесь работают, двигали вперед науку, и в частности оборонную науку. Насколько я знаю, из новосибирского Академгородка ежегодно поступает налоговых сборов порядка 6 миллиардов рублей, а вкладывается в городскую инфраструктуру около 1,2 миллиарда. Здесь, под Новосибирском, комфортная среда обитания, леса, все зелено и красиво… В СССР для науки выделяли лучшие участки, а сегодня это лакомые куски для всех остальных. Приходится бороться с тем, чтобы бизнес все это не забрал. Если настроить вокруг торговые и развлекательные центры, элитные жилые кварталы – наука уйдет, испарится, потому что для исследований нужна особая атмосфера, атмосфера спокойствия и сосредоточения.
На Западе университетский городок – это отдельный район, в который никто не суется. И вокруг наших академгородков необходимо резервировать столь же комфортные территории для их перспективного роста. Я уверен, что весь Новосибирск в новых условиях будет развиваться быстрее и эффективнее.
Ф.К.: Если быть честным, то лет пять назад институты Академии наук произвели на меня удручающее впечатление. То, что я увидел сегодня в Сибирском отделении РАН, разговоры с учеными, их результаты вызывают серьезное уважение. Остались люди, остались наработки – всему этому нужна должная поддержка.
Законопроект защищает науку от пустых хлопот. Мы живем в прагматичное время, отдельные «умные» чиновники видят, где можно получить перспективу, где есть будто бы свободные земли и чем, в общем, можно поживиться. Законопроект может раздражать и тех представителей местной власти, которые мыслят только локальными категориями в ущерб национальным задачам и интересам.
А.Ж. Да, мы смотрим на проблему с федеральной точки зрения. Нам нужна наука, и по всей стране таких центров, как под Новосибирском, – максимум 50. Мы можем построить новые дороги и красивые кварталы, но толку от этого не будет никакого, если вся страна будет уязвима. Академгородки – это федеральная ценность, и именно так мы их воспринимаем.
Ф.К.: Знание тенденций освобождает от знания мелочей, а тенденция очевидна – науке надо помогать. Через какое-то время наука дает прибыль, но не столько конкретному региону, сколько всей стране. И все государство должно создавать для этого условия, чтобы российская наука не уходила в кластеры Америки, Европы и Китая.
А.Ж.: К счастью, руководство страны теперь это понимает. Вице-премьер Дмитрий Рогозин хорошо осведомлен о законопроекте по академгородкам, и я уверен, что Военно-промышленная комиссия в правительстве его поддержит. Мы надеемся, что законопроект пройдет все согласования, все стадии рассмотрения и будет принят до конца 2013 года.
Ф.К.: Об этом знает и председатель правительства России Дмитрий Медведев, он уделяет законопроекту должное внимание. Разумеется, документ пройдет всестороннее обсуждение, получит оценку экспертов, гражданского общества. Будут слушания, экспертиза (в том числе антикоррупционная), будут неизбежные поправки. Важно то, что фракция «Единой России» и комитет по обороне озаботились проблемой академгородков и ввели ее решение в русло законотворческого процесса.