0
5358
Газета Наука и технологии Интернет-версия

10.04.2013 00:01:00

Веселый сэр Роджер

Тэги: наука, жизнь, вселенная


наука, жизнь, вселенная Сэр Роджер Пенроуз: «Я сжимаю бесконечность будущего». Фото РИА Новости

За два часа до начала мероприятия знаменитая Большая аудитория Политехнического музея в Москве была не то чтобы переполнена, а перепереполнена. Преобладала молодежь старшего студенческого и аспирантского возраста. Впрочем, была и вполне приличная когорта людей уже остепененных – и жизнью, и научными регалиями. 1 апреля в Политехе читал публичную лекцию один из выдающихся современных математиков, физиков, философов, профессор Оксфордского университета, член Лондонского королевского общества сэр Роджер Пенроуз.
«Матфизик, у которого невероятно счастливые отношения с реальностью – четыре или пять раз его «фантастические» теории подтверждались», – так представили сэра Роджера организаторы лекции. Действительно чего еще можно желать ученому от жизни! Это был второй визит за почти 40 лет Роджера Пенроуза в Россию – на родину своих предков, кстати. Как заметил сам Пенроуз, «моя бабушка в 1890-е годы жила в Санкт-Петербурге, который потом покинула навсегда». Всю прошлую неделю, с 1 по 6 апреля, он был в Москве и успел поучаствовать не менее чем в десяти семинарах, круглых столах и дал несколько публичных лекций.
«Круги времени: можно ли через Большой взрыв разглядеть предыдущую Вселенную» – так для непосвященной, но заинтригованной публики звучало название лекции Пенроуза. Для более или менее посвященных сэр Роджер перевел эту метафору на более сухой язык матфизических абстракций – «Комфорная циклическая космология».
Если вы хотите – нет, не узнать! – почувствовать, попытаться ощутить всю умопомрачительную сложность того физического континуума, который мы банально называем Вселенная, вам – к сэру Роджеру.
По Пенроузу, если совсем-совсем упрощать, жизнь Вселенной состоит из эпох, эонов, и экспоненциальное расширение, завершающее каждую эпоху, становится Большим взрывом (Big Bang) для следующей. Таким образом, Вселенная – это бесконечная последовательность эонов. В одном из них мы с вами счастливо и пребываем в эпоху ускоряющегося расширения. То есть мы с вами – это Большой взрыв для следующего эона.
«Это экспоненциальное расширение происходит не после Большого взрыва, а до него – в этом моя идея», – подчеркивает сэр Роджер. По Пенроузу, геометрия сжимается при приближении к краю этого расширения. Но сжимается особым образом – комфорно: углы передаются правильно, а линейные размеры сжимаются. Вся масса здесь исчезает, меры длины и времени теряют смысл, и на смену метрической геометрии Эйнштейна приходит комфорная геометрия пространства времени, определяемая одними фотонами. «Точно так же мы можем сжать далекое будущее. Я сжимаю бесконечность будущего», – настаивает Роджер Пенроуз.
Вообще существование эона – это трагедия посильнее любой древнегреческой! Big Bang, утверждает Пенроуз, обладает безумно низкой энтропией, то есть это очень высокоорганизованная форма материи. Наоборот, черные дыры – это объекты с циклопически высокой энтропией. И возникают эти объекты исключительно за счет сил гравитации (привет Ньютону). Вот между этими двумя космологическими событиями и разворачивается эволюция эонов.
Около Большого взрыва температура выше, чем в Большом адронном коллайдере в точке столкновения двух околосветовых пучков протонов. А вот самые маленькие черные дыры (они в 8–10 раз больше массы Солнца) имеют и самую высокую температуру – около абсолютного нуля, то есть около – 273 градусов. «Когда-нибудь Вселенная станет холодней самой горячей черной дыры, – живописует Пенроуз, – и черная дыра начнет излучать энергию и массу. Через гугл лет (10100 лет) черная дыра исчезнет. Останутся только фотоны. То есть в сильно далеком будущем частицы снова потеряют массу, это будет антихиггсовский процесс. Возникнут безмассовые миры – это моя гипотеза».
К этой лучезарной, в буквальном смысле слова, картинке остается добавить только несколько штрихов. В центре нашей галактики Млечный Путь есть черная дыра с массой в 4 млн. раз больше массы Солнца. Вся энтропия Млечного Пути сосредоточена в ней. Сейчас Млечный Путь находится на траектории столкновения с галактикой Андромеды, в центре которой находится еще более массивная черная дыра. Когда они сольются – несколько сотен миллионов лет у человечества в запасе еще есть – произойдет колоссальный взрыв, по пространству побегут «буруны гравитационных волн».
Нечто подобное наверняка происходило и в других, предшествующих нашему эонах. «Эту рябь мы и можем в принципе зафиксировать в реликтовом излучении нашей собственной эпохи», – заключил свою лекцию Роджер Пенроуз, при этом заверив слушателей Большого зала Политеха, в котором за полтора часа не зазвонил ни один сотовый, что все это подтверждено математическими расчетами. Остается только припомнить слова соотечественника сэра Роджера, другого выдающегося математика и философа Бертрана Рассела: «Материя – это то, что описывается уравнениями физики».   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Михаил Сергеев

Внезапное тарифное отступление США объясняют опасными тенденциями на рынке американского госдолга

0
1266
Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Ольга Соловьева

87% промпредприятий считают невозможным полный отказ от импорта комплектующих

0
1015
Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Анастасия Башкатова

Иностранные инвесторы в Казахстане пошатнули соглашение ОПЕК+

0
1327
Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

0
715

Другие новости