Глава коптской церкви Тавадрос II имеет также титул Папы. В патриаршем соборе св. Марка в Каире. Фото Reuters
22 сентября 1822 года французский ученый Ж.-Ф. Шампольон написал письмо в парижскую Академию надписей, в котором изложил результаты своих исследований египетского иероглифического письма. Он разработал метод дешифровки и установил принцип чтения иероглифов. Этот день считается днем основания египтологии – науки, изучающей древнеегипетский язык, письменность, археологические памятники, историю и культуру Древнего Египта.Фараоны, Птолемеи и т.д.
Возможно (скорее всего!), это выдающееся открытие было бы сделано намного позже, если бы не так называемый Розеттский камень. В августе 1799 года, во время египетской экспедиции (1798–1801) Наполеона Бонапарта отряд его солдат возводил укрепления близ города Розетта в дельте Нила. Неожиданно офицер по имени Бушар обратил внимание на базальтовую плиту в стене давно разрушенного арабского форта. На ней были высечены надписи на древнегреческом и древнеегипетском языках (иероглифами и демотическими знаками). Как выяснили специалисты, это был параллельный текст, сделанный в 196 году до н.э.
Греческий текст перевели сравнительно легко. Намного более трудной задачей было прочтение текста, написанного иероглифами: для этого нужно было дешифровать их, зная грамматику и лексику языка египтян. Шампольон догадался, что ключ к решению задачи – в языке коптов, прямых потомков населения древнего Египта. Он с юности изучал коптский язык и отлично владел им. Благодаря этому Шампольон смог прочитать египетские письмена. В дальнейшем он составил первый словарь и первую грамматику древнеегипетского языка.
Еще из школьного учебника мы узнаем, что Египет – один из древнейших очагов человеческой цивилизации. Уже в IV тысячелетии до н.э. здесь сформировались ранние государственные образования – номы (их было около 40). Затем возникло два политических объединения номов – Верхний Египет и Нижний Египет. Около 3000 года до н.э. правитель Верхнего Египта Менесу стал первым царем (фараоном) единого государства.
Параллельно этому процессу из родственных в языковом отношении протосемитских, берберских и кушитских племен складывался древнеегипетский этнос. Эра Египта под властью фараонов – время до середины IV века до н.э., когда при правителях из XXX династии страна пала под сокрушительными ударами огромной персидской армии (342–341 года до н.э.).
В 332 году до н.э. Египет стал частью державы Александра Македонского, частью эллинистического мира. После смерти великого завоевателя (323 год до н.э.) страна досталась одному из его полководцев Птолемею Лагу. В 305 году до н.э. он провозгласил себя царем – первым в династии греко-македонских царей Птолемеев (305–30 годы до н.э.). Последней представительницей династии Птолемеев и последней царицей Египта стала Клеопатра VII (69–30 годы). Тесно связавшая судьбу страны и свою личную с политической борьбой в Риме, любовница Юлия Цезаря, затем любовница и жена Марка Антония, покончившего самоубийством после поражения его флота (31 год до н.э.) и вступления в Египет легионов Октавиана (Августа), Клеопатра также покончила жизнь самоубийством (30 год до н.э.).
В 395 году, после раздела империи на Западную и Восточную, Египет стал провинцией Восточной Римской империи (Византии). В 639–642 годах страна была завоевана арабами и стала частью Арабского халифата. С начала IX века, после его распада, Египет был в составе различных мусульманских феодально-теократических государств; в 1517 году поглощен Османской империей, частью которой оставался до декабря 1914 года.
Язык до коптов доведет
Название страны Египет – от древнегреческого Aigyptus (Айгиптос). Эта форма топонима впоследствии перешла в латинский язык, из него – в другие европейские языки в форме Египет. Образована она от одного из древнеегипетских названий Мемфиса, звучавшего как «Хеткаптах» или «Хикупта», буквально «Крепость духа Пта (ха)» – главного бога города. Сами древние египтяне называли свою страну «Кемет» – «Черная земля» или «Тамери» – «Возлюбленная земля». Современные египтяне называют свою страну Миср (восходит к библейскому Мицраим; значение топонима не установлено). Официальное название государства – Гумхурия Миср аль-Арабия/Арабская Республика Египет.
Язык, на котором говорили древние египтяне, относится к афразийской семье языков, которая объединяет также семитские (в том числе иврит и арабский), кушитские, берберо-ливийские и ряд других живых и мертвых языков (включая коптский). Первые известные памятники древнеегипетского языка датируются концом IV тысячелетия до н.э.
Египетское письмо имело две параллельно существовавшие разновидности: рисуночную (иероглифы от греч. hierоglyphoi – «священные письмена») и скорописную (иератические письмена от греч. hieratikos – «жреческие»), которая возникла около 3000 года до н.э. из иероглифов и использовалась для написания религиозных текстов и для переписки. В VII веке до н.э. появляется новая скоропись – демотическое письмо (от греч. demotikos – «народный», как назвал его Геродот) с очень упрощенными знаками. Это была переходная ступень к коптскому письму.
Во II–III веках начинается завершающий этап в развитии египетского языка. Это коптский язык с алфавитной системой письма. Первые попытки писать египетские тексты греческими буквами (с добавлением демотических знаков) предпринимались еще в III веке до н.э. – это так называемое старокоптские магические тексты. В первые века н.э. быстрое распространение христианства в Египте вызвало необходимость иметь священные тексты новой религии на родном языке большинства населения. Новая письменность была создана во II веке переводчиками Библии с греческого языка на египетский (коптский).
Создатели коптского письма взяли за основу греческий алфавит, добавив к нему восемь знаков демотического письма, которые передавали те звуки, для обозначения которых не было греческих букв. Форма этих знаков была приспособлена к новому письму. Этот коптский алфавит используется и в наши дни – на нем копты-христиане печатают свои книги.
Первые письменные памятники на коптском языке – это переводы с греческого Священного Писания, богословских и религиозно-философских сочинений христианских авторов. Появляются и оригинальные произведения: проповеди и поучения крупного религиозного и исторического деятеля Шенуте (IV–Vвека), проповеди и монастырские уставы основателя первых монастырей Пахома и его преемников (IV век). На коптском языке создается обширная житийная литература. Под влиянием арабской литературы у коптов появляются и светские по своему содержанию произведения. Х век – время расцвета коптской поэзии.
До начала VIII века коптский язык оставался официальным языком Египта. Арабский язык был объявлен государственным в 706 году. Реально же до середины Х века параллельно употреблялись оба языка. Постепенно арабский язык вытесняет коптский из всех сфер. В XI–XII веках родной язык коптов-христиан становится лишь их внутриобщинным языком, преимущественно языком культовым.
Отмечу, что много коптских текстов, в том числе рукописных, хранится в Государственном Эрмитаже и Российской национальной библиотеке в Петербурге, в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Крупнейшие коллекции коптских текстов и памятников искусства – в Коптском музее в Каире, в парижском Лувре, в лондонском Музее Виктории и Альберта, в государственных музеях в Берлине.
Нежная исламизация
Около 98% населения современного Египта (общая его численность – 83 млн. человек в 2011 году) – египетские арабы, или египтяне. Это потомки древних египтян, в большинстве своем смешавшихся с арабами, которые с середины VII века, после включения страны в халифат, селились здесь сравнительно крупными родоплеменными группами. Коренное население – копты (от греч. Aigyptios, что, собственно, и означает «египтянин»), на коптском языке – куптиос, на арабском – кибт, кубт – к VII веку было почти полностью христианизировано.
Процесс арабизации Египта, начавшийся на рубеже VII–VIII веков, происходил путем смешанных браков, приобщения египтян к ценностям арабской цивилизации, в которой главное место принадлежало религии – исламу. Переход в мусульманство новые правители стимулировали различными административными и экономическими мерами. Немусульмане облагались более высокими налогами. У монастырей и храмов отнимали земли, которые затем отдавались во владение мечетей. Коптов-христиан не брали на военную службу. Их лишили права ездить на лошадях (для верхового передвижения они могли пользоваться только ослами), обязали носить тюрбаны и платья только определенных темных цветов.
Тем не менее, несмотря на все льготы для мусульман, различные притеснения по отношению к христианам к началу Х века, то есть спустя два с половиной столетия после арабского завоевания, лишь одна треть населения Египта исповедовала ислам. Еще медленнее шел процесс перехода на язык завоевателей. В общем же процесс исламизации и арабизации коренного населения Египта завершился в основном в XIV веке.
Дольше всех, тысячу лет, арабизации противились копты-христиане (жители городов). Последние литературные памятники на коптском языке относятся к XIII – началу XIV века. Разговорный коптский язык бытовал как язык отдельных локальных групп вплоть до XVII века. Языком повседневного общения, культуры, науки стал арабский. Но и потом, по сей день, коптский язык сохранился как язык богослужебных книг, частично как язык литургии. Церковные гимны сочинялись на коптском языке до XVIII века. В египетском диалекте арабского языка много заимствований из коптского.
Индо-средиземноморская раса
В антропологической классификации египетских арабов, включая коптов, относят к индо-средиземноморской расе большой европеоидной расы. Это типичные южные европеоиды, черноволосые и темноглазые, с темной (часто – очень темной) кожей лица и тела. Важно отметить, что арабское завоевание мало изменило расовые (физические) характеристики населения Египта. Ученые, имеющие в своем распоряжении многочисленные находки костных остатков из различных мест Египта, начиная с V тыс. до н.э., указывают на поразительную стабильность антропологических особенностей населения с эпохи Древнего царства и до наших дней.
Коптская церковь (Коптская православная церковь) – одна из древнейших христианских церквей (с I века н.э.). Ее основателем и первым патриархом считается св. Марк Евангелист. В 47–48 годах он пришел в Египет, проповедовал в Александрии, обратил в христианство многих людей.
Среди египетских христиан-коптов впервые возникло монашество. Первый монастырь был основан в начале IV века преподобным Антонием Великим в египетской Восточной пустыне (существует поныне). В настоящее время в коптской церкви имеется 12 мужских и шесть женских монастырей.
Официально коптская церковь появилась в 451 году после раскола, произошедшего на Халкидонском вселенском соборе, на котором было осуждено как ересь монофизитство – направление в христианстве, сторонники которого признают только одну божественную природу Иисуса Христа. Большинство египетских христиан, включая священников, придерживались именно такой догмы. Они и образовали коптскую церковь, которая стала автокефальной, то есть самостоятельной, с 536 года.
Глава Коптской церкви Патриарх имеет также титул Папы (от греч. рapus, лат. рapa – отец, наставник, воспитатель). Папу-патриарха избирают пожизненно на поместном соборе из числа самых известных монастырских духовников. Избранный на эту высшую в церкви должность одновременно становится духовным лидером всех коптов, его авторитет непререкаем.
Александрия с зарождения коптской церкви была ее центром. Там похоронены все ее патриархи, начиная от св. Марка. Нынешний центр коптской церкви находится в Каире. Это величественный патриарший собор св. Марка, древний храм во имя апостолов Петра и Павла, множество служб и зданий. Там же расположена главная духовная семинария, где обучаются коптские священники. На территории патриархата находится и Коптский институт высших исследований – центр по изучению коптской христианской традиции.
Этноконфессиональная общность
Ислам, религия большинства египтян, оказал заметное влияние на обрядность коптской церкви. Молятся копты несколько раз в день, вымыв руки, как мусульмане, и повернувшись лицом к востоку. В церковь входят в головных уборах, но сняв обувь, как это делают мусульмане, входя в мечеть. Подобно тому, как каждый мусульманин должен хотя бы раз в жизни совершить хадж в Мекку, так и христианину-копту положено совершить паломническую поездку в Иерусалим к местам, связанным с Иисусом Христом. У коптов распространен обычай обрезания крайней плоти у мальчиков, характерный для мусульман. Впрочем, это делалось и в Древнем Египте.
В то же время в культовой практике коптской церкви немало специфического. Церковная служба часто сопровождается каждением; богослужению, молитвам сопутствуют пение и инструментальная музыка на флейте и ударных инструментах. Литургия совершается на арабском и коптском языках. Для коптской церкви характерно особое почитание Богоматери. Ей посвящено 32 праздника в году.
Коптская церковь имеет собственный календарь с началом летосчисления от 29 августа 284 года, начала «эры мучеников», когда римским императором стал Диоклетиан, в правление которого христиане подвергались жестоким преследованиям.
В середине XVIII века под воздействием римско-католических миссионеров от коптской церкви отделилась часть верующих и священников; так появилась самостоятельная униатская церковь – коптско-католическая церковь (к началу XXI века она насчитывала 120–150 тыс. человек). В середине XIX века среди коптов образовались протестантские общины – евангелисты, пятидесятники, методисты, пресвитериане и др. Коптов-протестантов приблизительно столько же – около 150 тыс.
Копты – самая крупная христианская общность на Ближнем Востоке. В настоящее время коптов-христиан в Египте 8–9 млн. человек, то есть около 10–11% населения (2011).
Когда часть этноса исповедует религию, отличную от того вероисповедания, которому привержено большинство этого народа, у нее нередко формируются особые черты быта и культуры, и, что существенно, свое особое общинное самосознание, с которым связано и особое самоназвание. Такие группы этнологи квалифицируют как этноконфессиональные общности. Копты – типичная этноконфессиональная общность в составе современных египтян (египетских арабов).
Копты-христиане – прямые потомки древних египтян, не смешавшихся с арабами. Браки у них заключаются только с единоверцами. Такая общинная эндогамия – один из важных факторов сохранения коптов как особой группы. Большинство коптов – жители городов. Крупные коптские общины есть в Каире, Александрии, Асьюте, Ахмиме.
Самый известный из современных коптов – бывший генеральный секретарь ООН Бутрос (Пётр) Бутрос-Гали. В христианском мире почитают коптов – св. Афанасия, св. Василия (автор праздничной православной литургии), св. Пахома (основатель монашеского и отшельнического движения в христианстве).
Связь времен, бессмертие народа
В XIV веке до н.э. Египтом правил Аменхотеп IV (1368–1351), фараон-реформатор. Отменив культы всех богов, в том числе и «царя богов» Амона, он установил один-единственный культ – бога Атона (солнечного диска). Себя он переименовал в Эхнатона («полезного Атону»). Это была первая в истории попытка создания монотеистического культа, отвергнутая жречеством тотчас после смерти фараона-еретика.
В честь нового, единого бога были созданы и новый, вместо Фив, столичный город – Ахетатон (совр. Эль-Амарна), и великолепные храмы, и многие шедевры изобразительного искусства и поэзии. Один из самых замечательных – «Гимн Атону». Он начинается так: «Ты восходишь, прекрасный, на горизонте неба/ О, живой Атон, дарующий жизнь!». А в конце его строки, посвященные супруге фараона Нефертити: «Да живет она и остается юной/ На веки веков!». Самая известная женщина Древнего Египта Нефертити (др. – егип. «прекрасная грядет»), царица и возлюбленная жена Эхнатона, видимо, была его соратницей в проведении потрясшей страну религиозной реформы.
Современный мир узнал, как она выглядела, когда в 1912 году в Эль-Амарне была раскопана мастерская ваятеля Тутмеса со скульптурными портретами Нефертити. Оригиналы хранятся в каирском музее и государственных музеях Берлина.
Какое отношение имеет этот экскурс в XIV век до н.э. к нашей теме, к христианам-коптам сегодняшнего Египта? Самое прямое. В храме Атона в Ахетатоне есть рельеф, на котором изображено, как фараон приносит жертвы, а рядом с ним стоит Нефертити и потрясает звенящим систром. Этот древнеегипетский музыкальный инструмент и в наши дни сопровождает богослужение в коптских храмах.
Хотите увидеть прямых потомков древних египтян? Оказавшись в Каире, Александрии, других египетских городах, зайдите в коптский район, побывайте в коптском храме.
Связь времен, бессмертие народа.