0
4959
Газета Наука Интернет-версия

13.03.2013 00:00:00

Бумажный носитель


Яков Исидорович Перельман родился 4 декабря (22 ноября по старому стилю) 1882 года в уездном городе Белостоке Гродненской губернии в семье счетовода и учительницы. На его долю выпала редкая удача – он создал новый жанр: «занимательная наука». Впрочем, это даже не просто вид литературы, это способ устройства мозговой деятельности огромного количества людей в одной отдельно взятой стране – России. Нынешний «Бумажный носитель» – скромная попытка реконструкции выдающегося вклада в отечественную культуру человека, который умер от голода в блокадном Ленинграде 16 марта 1942 года.

СОСТАВИТЕЛЬ НАУК
49-15-1.jpg
Я.И.Перельман. Физическая хрестоматия. Пособие по физике и книга для чтения. Часть вторая. 
– Москва–Петроград, Государственное издательство, 1923. – 223 с. («Учебники и учебные пособия для трудовой школы». 75)

По данным статистического сборника «Печать в РСФСР в 1922 г.», в процентном соотношении по количеству томов научно-популярные книги идут на четвертом месте, совсем немного отставая от второго и третьего и заметно опережая даже политическую литературу. Мало того, научные издания – на втором месте. А если суммировать научную, научно-популярную, учебную и справочную литературу, изданную в 1922 году в РСФСР, то этот показатель составит 36%!
Вот и «Физическая хрестоматия», которую составил Перельман, вышла тиражом 15 тыс. экземпляров. Да, на дешевой бумаге, в мягкой обложке, но все, что можно было выжать из типографской базы того времени – выжато. Аккуратно выполненные рисунки и схемы в тексте, формулы, увеличенный формат (как современные толстые журналы). И заметьте – это уже вторая часть. Об этом мало известно, но Перельман в те годы был одним из составителей учебных программ для школ по естественным наукам. Ничем не заменимая культуртрегерская работа. Причем это не одномоментный всплеск энтузиазма…
Начал Яков Исидорович еще даже до Первой мировой войны. Сотрудничал, например, в журнале «Природа и люди». В начале 1918 года в этом журнале начинает печататься научно-фантастическая повесть Циолковского «Вне Земли». Уговорил Циолковского закончить работу над этой повестью и передать ее в «Природу и люди» ответственный секретарь журнала – Яков Перельман. Малоизвестный факт: Перельман и сам печатал в этом журнале не только научно-популярные очерки, но и научно-фантастические рассказы. Например, в № 24 за 1914 год был напечатан его рассказ «Завтрак в невесомой кухне», который сам автор так и определял – «научно-фантастический рассказ». А в 1910 году по инициативе Перельмана в качестве приложения к журналу начинает выходить иллюстрированный ежемесячник «Мир приключений».
Поэтому переход к «Физической хрестоматии» – это не спонтанный порыв, а железная логика. Во вступлении «От составителя» Перельман пишет: «Вторая часть хрестоматии, обнимающая акустику и оптику, преследует ту же цель, что и первая – пополнение, углубление и округление физических сведений элементарного учебника систематическим подбором отрывков из сочинений классиков физики».
Вот лишь некоторые – из 94 – отрывков первоисточников физической науки: «Звучащее тело в пустоте» Отто фон-Герике, «Раскаты грома» Дж.Гершеля, «Волны» Леонардо да Винчи, «Принцип Доплера» П.Тэта, «Колебания колокола» Тиндаля, «Фортепианная клавиатура» К.С.Лукьянова, «Образование гласных и согласных звуков» проф. Н.А.Гезехуса – С.К.Булича, «Музыка и ее история» проф. Блацерна, «Сложность белого света» Ньютона, «Краски в живописи» проф. Ф.Ф.Петрушевского, «Скорость света» Маха, «Цвета тонких пластинок» А.Майкельсона–Ньютона, «Подвижное равновесие температуры» Ф.Араго, «Рассматривание фотографий» проф. А.А.Эйхенвальда – Дж. Карпентера, «Зрительное восприятие» Г.Гельмгольца, «Перспектива» Б.Л.Розинга, «Дальтонизм» Дальтона, «На заводе оптических приборов (Институт Цейса)» В.Мейера…
Заинтриговать наукой и техникой – вот главный мотив всей просветительской деятельности Якова Перельмана.		Б.Е.Владимирский. Пионеры слушают радио. 1924. Музей Революции, Москва
При этом Перельман настаивает: «Следует подчеркнуть также, что книга отнюдь не преследует задач исторической хрестоматии, хотя в ней и приводятся некоторые выдержки из сочинений старинных классиков физики (во второй части – из Леонардо да Винчи, Галилея, Герике, Ньютона, Мариотта, Дальтона, Френеля, Эйлера и др.). поэтому, между прочим, не уделено места изложению Ньютоновой и Гюйгенсовой теорий света, как отвергнутых современной физикой в их первоначальном виде».
Но краткий очерк истории физики в хрестоматии все же присутствует – статья О.Д.Хвольсона «Главные этапы в развитии физики» (взято из «Лекции об основных гипотезах физики», 1887).
Иногда статьям предпослано небольшое введение, но не самого Перельмана, а какого-то другого ученого. Так, к тексту Ньютона «Сложность белого света» составитель предпослал абзац из известной статьи русского физика А.Г.Столетова «Ньютон как физик».
О каждом авторе – краткая биографическая справка. Например: «Вильям Карпентер (1813–1885) – выдающийся английский естествоиспытатель», и ссылка на источник текста. Про того же Карпентера узнаем, что его текст взят из книги «Основания физиологии ума» (1877).
Охвату и глубине штудирования научной литературы и периодики Перельманом поражаешься! И это, кстати, отличительная особенность мозга прирожденного популяризатора науки. Недаром социологическими исследованиями установлено, что мотивация публиковать у ученых существенно сильнее, чем мотивация читать опубликованное (Gaston, 1973).
А сам Яков Перельман свой подход к популяризации науки в 1920 году выразил в рецензии на книги другого известного популяризатора науки и библиографа: «Некоторые авторы, сами плохо владея предметом, стремятся дать читателю лишь поверхностные обрывки знаний, выдавая их за «последние слова» науки. Таковы на три четверти произведения Рубакина». Жестко, но, честно говоря, справедливо.
Факт такого эмоционального обсуждения научно-популярной литературы говорит о многом. Например, о том, насколько серьезно подходили в то время к такому, не вполне серьезному, казалось бы, жанру.

СУПЕР ПЕРЕЛЬМАН!

Яков Перельман. Занимательная физика. 
– М.: Издательская группа «АРБОР», sine data. – 500 c., ил.
49-15-4x.jpg
В 1913 году в Петербурге в издательстве П.П.Сойкина вышла в свет первая часть «Занимательной физики» Перельмана, а в 1916 году – вторая. Книга этапная. С нее начался и жанр «занимательная наука», и невероятная даже по сегодняшним меркам писательская судьба самого Якова Перельмана. «Все авторы, работающие в научной популяризации, «вышли» из перельмановской «Занимательной физики», как из гоголевской «Шинели». И это, пожалуй, не перебор.
Другое дело, что сама популяризация науки – процесс, а не окостеневшая жанровая конструкция. Когда-то, во времена первой промышленной революции, главная ее функция была образовательно-прикладная; последнюю треть XIX и до середины XX века – просвещение (пропаганда, агитация). Сейчас научная популяризация – часть развлекательного бизнеса (вот и словечко родилось – «научпоп»).
Нельзя сказать, что Перельман выращивал свою «занимательную науку» на пустом месте. В 1906 году, например, Санкт-Петербургское издательство А.Ф.Девриена выпустило книгу Б.Доната «Физика в играх» (обработал кандидат естественных наук Н.П.Комов). Издатель предпослал книге подзаголовок: «С подробным изложением простейших способов изготовления приборов для самостоятельного производства физических опытов».
Яков Исидорович о задачах «Занимательной физики» высказывался уже с несколько другими акцентами: «…возбудить деятельность научного воображения, приучить читателя мыслить в духе физической науки и создать в его памяти многочисленные ассоциации физических знаний с самыми разнородными явлениями жизни, со всем тем, с чем он обычно входит в соприкосновение».
Как бы там ни было, к 1962 году книги Перельмана издавались в СССР 397 раз; их общий тираж составил около 12 млн. экземпляров. Яков Исидорович отмечал в 1940 году: «Издавать общедоступную книгу в количестве 10–20 тысяч экземпляров при нашей огромной читательской аудитории почти все равно, что не печатать книги вовсе. Надо заботиться не только о создании хорошей книги, но и о том, чтобы она печаталась большим тиражом и достаточно часто переиздавалась».
И тут мы плавно переходим к изданию «Занимательной физики», которое появилось в 2012 году (хотя, если быть точным, года издания в выходных данных книги нет; отсюда и латинская помета – sine data, «без даты»). По иронии судьбы, тираж у этого эксклюзивного издания скромно не указан. Но, учитывая продажную цену – 3500 руб., вряд ли он больше нескольких сотен экземпляров. Издательство специализируется на таких библиофильских штучках.
Один из разворотов «Занимательной физики» (2012)
В одном томе энциклопедического формата – обе части «Занимательной физики». Богатый подбор фотографий 1920–1930-х годов. Плюс оригинальные картинки из 13-го издания «Занимательной физики» (1936). Это без всяких натяжек – произведение полиграфического искусства.
Великолепного качества офсетная печать, слегка тонированная бумага, если черный цвет – так это насыщенный черный, создающий ощущение бархатистости, рельефности; тщательно подобранный каптал, ляссе (тесемочка-закладка), ясный рубленный шрифт, много «воздуха», иллюстрации, вылезающие за страницу, – как будто им мало энциклопедического формата…
Продуманная работа автора макета, оформления, верстки Сергея Любаева. Более 900 иллюстраций, выполненных им в различных техниках – от фотоколлажа до гравюры, иллюстрируют в мельчайших деталях заметки и опыты из области физики…
Когда начинаешь листать этот том, понимаешь определение книжного блока, которое дал дизайнер Эраст Кузнецов: «устройство, предназначенное для перелистывания страниц, скрепленных с одного края». В нашем случае – ощущение такое, как будто держишь в руках действующее устройство в стиле hi-tech! Добавьте к этому суперобложку, составной твердый переплет (ткань, дизайнерская бумага)… В общем, с трепетом берешь в руки; –))
Сегодня «Занимательная физика» попала в разряд «подарочное издание». Это – к вопросу об исторической динамике научно-популярного жанра.

O TEMPORA…

Занимательная наука. Каталог книг. 
– Ленинград, Кооперативное издательство «ВРЕМЯ», 1929. – 32 с.
49-15-6.jpg
Богатый потенциал «Занимательной физики» – богатый и в коммерческом, и в интеллектуальном смыслах – стал очевиден сразу. Правильное словечко было найдено – «занимательная». Дальше – дело техники: добавляй к определению названия наук. Почувствовав, что здесь открывается огромный читательский рынок, кооперативное издательство «Время» начинает выпускать целую серию в жанре «занимательной науки». Были и «Занимательная физиология», и «Занимательная авиация», и «Занимательная минералогия» и даже «Занимательная техника в прошлом».
Так с подачи Перельмана родилась серия «Занимательная наука». Она начала выходить в 1926 году в издательстве «Время» (затем серия издавалась в ОНТИ и в «Молодой гвардии»). За короткое время серия «Занимательная наука» набрала тираж более 2 млн. экземпляров.
«Общее число экземпляров всех написанных мною книг и брошюр (около 40 названий), разошедшихся в послереволюционное время, достигает 3 000 000, не считая переводов на национальные и иностранные языки, – отмечал Яков Перельман в 1937 году. – Более половины этого тиража (1 700 000 экз.) падает на 15 книг популярно-научного характера; остальные – учебные руководства». При этом более или менее полной библиографии работ Перельмана мне не попадалось. Существует ли она вообще в природе? А ведь могла бы получиться интересная научная работа.
А вот каталог серии «Занимательная наука» в издательстве «Время» был подготовлен (тираж 15 000 экз.). Это важно и в исследовательских целях, и с эстетической точки зрения. Каталог красив! Но вот этому обстоятельству удивляться как раз и не приходится.
Обложку этой стильной брошюры делал известный художник книги, экслибрист Иван Федорович Рерберг. В центре ее – издательская марка работы ученика Ильи Репина, члена художественного объединения «Мир искусства» Сергея Васильевича Чехонина. Последнее обстоятельство в некотором роде даже удивительно. Дело в том, что в 1928 году Чехонин эмигрировал из СССР в Париж. А вот ведь еще и в книжке 1929 года его фамилия приводится в выходных данных. Может быть, учитывались прошлые заслуги Сергея Васильевича: как-никак Чехонин участвовал в разработке одного из первых советских военных флагов и государственной печати РСФСР. В общем, недаром на шмуцтитуле каталога воспроизведен в цвете Диплом выставки графического искусства, выданный издательству «Время» за художественное оформление книг.
Диплом выставки графического искусства, выданный издательству «Время» за художественное оформление книг.Иллюстрация из рецензируемой книги
Это, кстати, единственная цветная иллюстрация в каталоге. Но даже в двухцветном оформлении книжного блока чувствуется рука мастера. Из 15 позиций, отраженных в каталоге, 6 – перельмановские книги: «Занимательная арифметика», «Занимательная астрономия», «Занимательная геометрия», «Занимательные задачи», «Занимательная математика», «Занимательная физика» (книга первая и книга вторая).
Из редакционной статьи к каталогу «Занимательная наука»: «Задача серии – давать научные сведения в возможно более живом, общепонятном изложении, построенном так, чтобы чтение книги, являясь не утомительной работой, а отдыхом и развлечением даже для самого далекого от науки читателя, незаметно вводило бы в круг идей соответствующих наук».

НОВЫЙ СВЕТ НА ЛАДОНИ
49-15-8.jpg
Как была открыта Америка. Что нам рассказывают марки/ Сост. П.П.Степанов. 
– Ленинград, Дом занимательной науки, 1940. – 32 с.

В середине 1930-х годов Перельман с некоторыми такими же энтузиастами создает и вообще невиданную в России форму пропаганды научных знаний: культурно-просветительский центр «Дом занимательной науки» (ДЗН). В четырех его отделах – астрономия, физика, математика, география – было собрано более 350 экспонатов, огромное количество наглядного материала: диапозитивов, карт, схем, фотографий, рисунков. Все – по-серьезному: в методический совет ДЗН входили академики Д.С.Рождественский, А.Е.Ферсман, А.Ф.Иоффе, Н.И.Вавилов, выдающиеся физики М.П.Бронштейн и Э.П.Халфин, писатель Л.В.Успенский, художник А.Я.Малков.
Эта книжечка, «Как была открыта Америка», – буквально наладонник, чуть больше современного российского паспорта – изящный пример вполне достойной (несколько десятков названий) издательской программы ДЗН. А тираж – того более достойный: 80 000 экз. Обложку и орнамент выполнил художник В.А.Соколов. Подготовлен был этот «наладонник» «К столетию выпуска первой почтовой марки: 1840–1940»: «Редакция надеется, что эта небольшая книжечка заинтересует читателя биографией Колумба, открытием Америки и натолкнет его на более глубокое изучение эпохи великих географических открытий.
Вместе с тем эта книжка послужит примером того, как механическое и беспредметное собирание марок можно превратить в осмысленное и научное коллекционирование».
23 почтовые миниатюры с коротким историко-географическим описанием сюжета. Интересная деталь: все марки воспроизведены без зубцов; для серьезных филателистов это, конечно, существенный изъян. Но книжка-то и не рассматривалась составителем как филателистический справочник. У нее задача – заинтриговать через коллекционирование марок естествознанием. В конце книги – небольшой список литературы «Что читать об открытии Америки».
А в самом-самом конце – список изданий ДЗН. Даже простое перечисление некоторых из названий любопытно: «Дважды два – пять. Алгебраические софизмы», «Я знаю, как вас зовут. Математич. отгадчик имен», «Подвижная карта Северного звездного неба», «Фазы Луны на сто лет. Подвижная номограмма», «Восход и заход Солнца. Подвижная номограмма», «Миллион и миллиард. Числовые великаны третьей пятилетки», «Карманный солнечный компас-часы», «Алгебра на клетчатой бумаге»…
Последняя печатная строчка в книжке, пожалуй, сегодня приобретает второй и третий смысловой слой: «Продажа во всех киосках Союзпечати».

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
919
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
1054
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
645
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
756

Другие новости