Один из самых знаменитых выпускников Славяно-греко-латинской академии Михаил Ломоносов.
Портрет М.В.Ломоносова из собрания С.И.Мусина-Пушкина. Архив РАН
В декабре 2012-го помимо «индейского конца света» отмечали, но, увы, в гораздо более узком кругу 325-летие российского высшего образования. В 1687 году был создан первый российский вуз – знаменитая Славяно-греко-латинская академия. Почти все время существования академия располагалась в Москве, в Заиконоспасском мужском монастыре, Никольская, 7. Здесь, кроме Ломоносова, учился весь цвет русского XVII века: Антиох Кантемир, Федор Волков, Василий Тредиаковский, Василий Петров, Леонтий Магницкий, Василий Баженов.
По замечательному сходству с созданием русской письменности академия основана также трудами двух греческих ученых-монахов, братьев Иоанникия и Софрония Лихудов. Выходцы с западногреческого острова Кефалиния, учившиеся в Падуанском университете (лучшем, по многим оценкам, в тогдашней Европе), в 1683 году братья отправились в Россию. На долгом пути встречались с королем польским Яном Собесским, проводили диспуты с иезуитами. В 1685-м прибыли в Москву.
Еще один московский грек – Мелетий, учитель музыки и «бизнесмен», пожертвовал гигантскую по тому времени сумму 2 тыс. руб. на каменные палаты, встретившие Михайлу Ломоносова и очень пострадавшие во время визита другого «сэлф-мэйд-мэна» – Наполеона. Однако след академии огромен еще и в XVII веке: первое культурное присутствие России в Европе идет от русских летописей, переведенных на греческий учениками Лихудов.
Именно раннему этапу и были посвящены очередные Ломоносовские чтения, проведенные иеромонахом Заиконоспасского монастыря о. Иоасафом. В повестке дня – доклады Дмитрия Яламаса, доктора филологических наук, профессора кафедры византийской и новогреческой филологии МГУ имени М.В.Ломоносова, а также кандидата исторических наук, доцента РГГУ, с.н.с. отдела редких книг Российской государственной библиотеки Джамили Рамазановой.
Единственные сохраненные письменные свидетельства той поры – лишь росписи «кормовых денег», те самые три деньги на человека в день («на денежку хлеба, на денежку кваса…») – первые российские стипендии. Но и по этим «ведомостям стипендий» доцент Рамазанова сумела раскрыть структуру ранней академии...
Академический курс состоял из школ-отделений: высшего, среднего и низшего (исподнего). В 1692 году в академии было четыре класса, причем четвертый в этом году был самым низшим, поскольку его ученики получали такое же жалованье, как в прежние годы ученики пятого класса.
Чаще всего пребывание учеников в одном классе длилось не менее двух лет. Тематические части основных предметов преподавались в течение одного года, но нередко занимали и большее время – это зависело от опыта преподавателей. Ученики четвертого класса школы изучали «Малое сочинение грамматики», третьего класса – «Большое сочинение грамматики». Изучение грамматики сопровождалось преподаванием пиитики и эпистолографии.
Ученики верхней школы приступили к курсу риторики уже в апреле 1688 года. Логику Софроний Лихуд начал читать в 1690-м, когда Иоанникий Лихуд отбыл из Москвы в Венецию для улаживания семейных проблем. Затем следовал курс физики или естественной философии. В 1693 году Лихуды начали преподавать пиитику...
В основе тогдашней системы: студенты старших курсов обучают младших, за что, собственно, и получают большие «кормовые деньги». Это и помогло разобраться со структурой первой академии.
Вид Славяно-греко-латинской академии. А.И.Мищенко. Гравюра на дереве. 1956. ╘ МАЭ РАН |
Однако удивительны пути педагогических новинок. Припоминаете, в «Горе от ума» жалуется Хлестова:
И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних
От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,
Да от ланкартачных взаимных обучений…
И ниже – примечание: «Ланкартачный» от фамилии Ланкастера, создавшего в 1798 году в Великобритании систему взаимного обучения, старшие с младшими. Пропагандистами ланкастерской системы были декабристы. В 1819 году в Петербурге было основано «ланкастерское общество».
Обычная академическая практика XVII века в грибоедовские времена вдруг вернулась «английской новинкой», вызвавшей ворчание фамусовских стариков. Не отыскать бы где-то в анналах и это, не к ночи будь помянутое… ЕГЭ.
Учебный процесс академии включал диспуты по пройденному материалу. На рождественские праздники воспитанники Лихудов выступали и перед государями: «…В прошлом году (январе 1686-го) дано великих государей жалованья для праздника ж Рождества Христова за славленья и за арацыи... учеником, которые с ними учители пели и перед ними великими государи орацыи говорили».
В целом, по оценке доцента Рамазановой, «в построении учебного процесса академии, способах преподавания дисциплин и подаче знаний несомненно влияние высших учебных заведений Западной Европы».
В 2013 году Ломоносовские чтения в Заиконоспасском монастыре продолжатся.