Киото-2 был принят в значительной степени благодаря жесткой позиции по процедурным вопросам председателя конференции – катарского министра.
Фото Reuters
Киотский протокол, единственный международный документ по борьбе с глобальным потеплением, чуть было не затерялся в катарских песках. В последние часы работы международного форума в столице Катара – Дохе после ожесточенных дискуссий и споров была принята Декларация о продлении Киотского протокола на период с 2014 по 2020 год с сохранением всех ключевых параметров основного документа. Это, пожалуй, был главный и единственный итог 18-й конференции Рамочной конвенции ООН по изменению климата, в которой принимали участие свыше 15 тыс. представителей из почти 200 стран – членов ООН.
По оценкам исследователей Всемирного банка и Мирового энергетического агентства, за истекшие 30 лет глобальное потепление достигло почти одного градуса (точнее, 0,85). И в этих условиях мировому сообществу практически удалось выполнить два важнейших положения Киотского протокола.
Во-первых, развитые страны мира, прежде всего 27 стран Европейского союза, Россия, Япония, Канада, Украина, за исключением двух сверхдержав – США и КНР, а также Индии, за истекший период сократили выбросы углекислого газа примерно на 4–5%, как это предусматривалось в Киотском соглашении. Во-вторых, международные финансовые организации и развитые страны выделили несколько десятков миллиардов долларов более уязвимым странам для адаптации в условиях изменения климата. «Бедный Юг» добивается довести объем помощи к 2020 году до 100 млрд. долл., хотя страны «богатого Севера» всячески избегают брать на себя конкретные обязательства.
По оценкам политических обозревателей, Киото-2 был принят в значительной степени благодаря жесткой позиции по процедурным вопросам председателя конференции – катарского министра, несмотря на ряд замечаний к документу со стороны руководителей делегаций, в частности США и Украины.
Уж совсем непонятым было протестное заявление по одному из пунктов документа представителя Российской Федерации сразу после принятия Декларации и прозвучавших бурных аплодисментов. «Мы хотели обсудить замечание по одному из пунктов Киотского протокола, призванного ограничить дальнейшее накопление «горячего воздуха» путем сопоставления обязательств во втором периоде и реальных уровней выбросов в 2008–2010 годах», – заявил руководитель российской делегации Олег Шаманов.
Как бы то ни было, все это выглядело весьма странно. На следующий день средства массовой информации, в том числе российские, сообщили, что Россия выходит из Киотского протокола, хотя окончательного правительственного решения по этому вопросу, видимо, еще не принято. К тому же все страны БРИКС: Бразилия, Индия, Китай, Южноафриканская Республика – за исключением России! – безоговорочно поддержали Дохийскую декларацию по климату.
Одновременно появились также сообщения в печати о том, что «Россия остается в Киотском протоколе, но ее участие в этом процессе будет носить чисто формальный характер – освободившись от обязательств по ограничению выбросов» (см. «НГ» от 11.12.12). Встает недвусмысленный вопрос: как можно оставаться в юридическом смысле в формальном документе, каковым является Киотский протокол, без формальных (юридических) обязательств? Молчат премьер-министр Дмитрий Медведев и его заместитель Аркадий Дворкович, которому было поручено решить вопрос относительно нашего дальнейшего участия в этом процессе. Не сделал никакого ясного заявления специальный представитель президента, посол МИД РФ Александр Бедрицкий. Надо полагать, что последнее слово за президентом, который, видимо, размышляет, как выйти из этой запутанной ситуации без нанесения существенного ущерба нашей дипломатии.
Исполнительный секретарь Конвенции ООН по изменениям климата Кристиана Фичерес в интервью корреспонденту журналу New Scientist назвала Дохийскую декларацию огромной победой мирового сообщества и добавила, что по многим странам удалось снизить норму выбросов больше, чем даже предполагалось.
В то же время ученое сообщество считает, что чиновники, заседавшие и отдохнувшие полмесяца в фешенебельных отелях Катара, небольшого арабского государства, которое занимает первое место в мире по выбросу углекислого газа на душу населения, не совсем четко представляют угрожающий человечеству вызов глобального потепления, особенно поколению середины ХХI века.
Выдающийся ученый Востока Омар Хайям много веков тому назад сформулировал удивительно лаконичную по форме и глубокую по содержанию мысль, которая будет всегда актуальной, пока существует человечество: «В первый же день творенья было записано, что наступит последний день расплаты».
Озабоченность ученых относительно последствий изменения глобального климата значительно превышает действия высокопоставленных чиновников правительственных и международных структур. Приведу самые свежие данные английских ученых. Директор центра Climate Change Research Университета Западной Англии профессор Коринне Ле Квэр, излагая итоги исследований своего центра, сообщил: «Общий объем выбросов СО2 в 2012 году составил рекордную величину – порядка 35,6 миллиарда тонн, что на 58% выше объема 1990 года и на 2,8% превышает объем выбросов 2011 года. Это означает, что мы неминуемо приближаемся к катастрофической цифре – 2% повышения глобальной температуры, если не предпримем эффективные меры по обузданию этого процесса. А ведь СО2 дает почти 85% повышения температуры, остальное падает на метан и другие газы». Эти данные практически подтверждаются исследованиями Всемирной метеорологической организации.
Общеизвестно, что чиновники неохотно прислушиваются к голосам ученых и крайне редко привлекают ученых к международным конференциям по климату. Небезынтересно, что еще год тому назад член президиума РАН академик Роберт Нигматулин выразил мнение о необходимости создания новой международной организации ученых «Север–Юг». Существующее сегодня Пагуошское движение ученых потеряло за последние десятилетия свою эффективность, поскольку оно было прежде всего связано с проблемами ядерной конфронтации «Восток–Запад». Как раз в новой международной организации ученых «Север–Юг» можно было бы регулярно рассматривать и давать обоснованные научные рекомендации правительствам по проблемам глобальных изменений климата, а эта тематика, несомненно, останется актуальной до конца текущего столетия.