Почти половина рожденного потомства в гаремах гелад попросту поедается после смены альфа-самца.
Фото Дика Мадда
Колумб назвал – с подачи местных – отважных воинов далеких «Индий» каннибами, рассказав испанским супругам-монархам Фердинанду и Изабелле о тамошнем обычае поедать повергнутых врагов. То же чуть ли не поныне делают жестокие к врагам яномами, живущие в сельве Бразилии и Венесуэлы и ведущие постоянные войны за женщин. В Новой Гвинее еще в 50-е годы был обычай преподносить невесте на свадьбу… отрезанный пенис врага, который она должна была съесть, чтобы дети рождались отважными и сильными воинами. Поедание мозга жертв разноплеменных столкновений было причиной знаменитой болезни куру, передаваемой мутантным белком прионом, нормальная версия которого крайне необходима для поддержания жизнеспособности нервных клеток мозга.
Закон давно борется с каннибализмом, «отзвуки» которого слышны и в «Одиссее». В поэме рассказывается о Циклопе, готовившемся устроить трапезу из отважного скитальца и его спутников, а также о Цирцее, на острове которой людей превращали в свиней, готовившихся к закланию. Один из героев другой книги, созданной примерно в то же время, что и «Одиссея» с «Илиадой», тоже готовился большим ножом перерезать горло собственному сыну, но «жертвователю» помешал тот, кто и повелел зарезать сына: «Бог сказал: возьми сына твоего и принеси его во всесожжение. И простер Авраам руку свою, и взял нож, но Ангел сказал: не поднимай руки на отрока…» (Бытие 22: 2,10,12).
Каннибализм – страшное и презренное деяние. Но где и в каких потаенных уголках нашего генома прячутся его корни? На эти вопросы попытались ответить сотрудники отдела антропологии Мичиганского университета в г. Энн-Арбор (США). В течение пяти лет они проводили исследования в диких условиях Национального парка, раскинувшего на склонах гор Симиен в Эфиопии. Объектом изучения стали 110 самок обезьян гелад – Theropithecus gelada – близких родственников бабуинов.
Эти приматы образуют устойчивые гаремы из десятка-дюжины самок, над которыми около трех лет доминирует самец, которого естественным образом сменяет молодой «холостяк». «Старика» из группы после смены власти не изгоняют, однако самки в 80% случаев быстренько «сбрасывают» беременность, чтобы снова забеременеть, но уже от нового альфа-самца. Таковы были исходные данные.
Под наблюдением ученых был 21 гарем, в которых произошло 28 смен доминирующих самцов. На протяжении полугода после указанных смен из более чем сотни самок гелад лишь две доносили детенышей, зачатых от прежнего «альфы». У восьми из 10 самок с гормонально подтвержденными беременностями на момент смены самцов произошли выкидыши. Подобная детородная тактика поведения обезьянок вступает в явное противоречие с классическим толкованием репродуктивного успеха наиболее приспособленных. Что же лежит в основе столь необычной зависимости?
В полном соответствии с судьбой многочисленного сыновнего потомства султанских гаремов по приходе к власти другого правителя судьбу мальчиков решала удавка из конского волоса или шелкового шнура. Нечто похожее происходит и у гелад, 44% рожденного потомства которых попросту поедается после смены главного «потентата».
Подобная практика называется инфантицидом, то есть «избиением младенцев», что опять же отражено в известной книге «благовеста». Недаром многие ученые начиная с Эрнеста Ренана, автора знаменитых «Жизни Христа» и «Истории возникновения христианства», полагают древние первоисточники весьма искренним и даже в какой-то степени наивным изложением древних нравов и обычаев.
Американские исследователи не пишут в своей статье, опубликованной в журнале Science, происходила ли в гаремах смена альфа-самок. Но тем не менее они отмечают, что инфантициду подвергаются детеныши, вроде бы находящиеся под опекой и защитой матерей. Именно поэтому, по всей видимости, самки быстро «сбрасывают» развивающиеся плоды-эмбрионы, чтобы как можно скорее восстановить фертильность и забеременеть вновь, но уже от нового «альфы». Не грозит опасность быть съеденным и подросткам гелад, покинувшим матерей…
В заключение можно сказать, что имя Авраама, поднявшего нож на своего сына Исаака, переводится как «отец множества народов», а его отрока, чуть не ставшего жертвой, – «он смеется». По всей видимости, это связано с тем, что мать его Сара-«Принцесса» сказала мужу: «Смех сделал мне Бог» (Бытие 21: 6), а возможно, и потому, что «Исаак взял Ревекку, и он возлюбил ее; и утешился Исаака в печали…» (Бытие 24: 67). Внук Авраама Иаков довольно быстро утешается со служанками Лии, сестры поначалу бесплодной Рахиль-«Овечки», чтобы продолжить род деда своего, которому был завет сделаться «отцом множества народов».
Как показали ученые, самки гелад довольно быстро утешаются в печали по поводу смены в их гаремах самцов.