Золотой век телевизоров и телевиденя.
Обложка журнала «Знание – сила», № 3, 1953
В минувшем январе произошло событие, которое на фоне нервического ожидания выхода третьей версии планшетного компьютера iPad от американской компании Apple осталось почти незамеченным. Еще бы: стартовавшие 16 марта 2012 года продажи планшетника за три дня перевалили отметку в 3 млн. устройств. Это – рекорд! На этом фоне действительно мало кому было дела до заявления официальных представителей японской корпорации Hitachi, объявившей «о прекращении производства телевизоров под собственным брендом из-за сильного снижения объема продаж». А зря не обратили внимания. Как мы увидим, и то и другое события – появление на рынке очередного «яблочного» гаджета и исчезновение с этого же рынка одного из динозавров электроники – взаимосвязанные, мало того – взаимообусловленные.
Светлое ЖК-прошлое
Еще совсем недавно – ну вот буквально вчера! – перспективы телевизионного вещания казались сверхоптимистичными. В 2009 году во всем мире было продано 205 млн. телевизионных приемников на общую сумму 101 млрд. долл. В следующем, 2010-м, общие поставки телевизоров выросли до 218 млн. устройств: из них 171 млн. – телевизоры с жидкокристаллическим экраном (исследование компании DisplaySearch.) В 2011-м…
Вот в 2011-м возникли какие-то «помехи» в глобальной индустрии телевизоростроения. Причем в самых продвинутых его сегментах. В октябре японская компания Panasonic объявила о намерении закрыть производство плазменных панелей на заводе в Амагасаки (префектура Хёго на юге Японии). Заметим, Panasonic – крупнейший производитель плазменных панелей и телевизоров, а завод в Амагасаки – крупнейший в мире по производству плазменных панелей, объем выпуска – 300 тыс. штук в месяц. Кстати, строительство завода стоимостью 2,35 млрд. долл. было завершено лишь в декабре 2009 года. То есть это совсем еще «свеженькое» производство. Но против объективной реальности не поспоришь: во втором квартале 2011 года объемы поставок телевизоров на мировой рынок впервые сократились примерно за два последних года.
Тогда же, в 2011 году, решила избавиться от производства телевизоров нидерландская компания Philips. Легендарная Sony тоже заколебалась… Еще в 2008 году от выпуска плазменных панелей полностью отказалась другая японская компания – Pioneer. А год спустя Pioneer и вовсе объявил о том, что выходит из убыточного бизнеса по выпуску плоскопанельных телевизоров.
Самое удивительное – исправить ситуацию пока не помогают никакие технологические и маркетинговые инновации. Такое впечатление, что развитие этого устройства – домашнего телевизора – уперлось в какой-то невидимый эволюционный барьер. Велика вероятность, что это вовсе и не барьер, а тупик…
Вот и стоимость телевизоров с 40–42-дюймовым ЖК-дисплеем за последний год снизилась на 10%. И… не идет. Компьютер все равно дешевле, а функций больше.
Прорыва ждали от внедрения технологии трехмерного телевидения. И… не идет. Да, по данным отчета американской аналитической компании NPD DisplaySearch (один из крупнейших в мире поставщиков информации о состоянии розничного рынка потребительской электроники), производство 3D-телевизоров в мире растет, но вовсе не такими темпами, как надеялись производители и продавцы. Поэтому в последние полтора года наблюдается избыток этой продукции на складах. Отчет опубликован в ноябре 2011 года.
Весной 2012 года на Международном шоу потребительской электроники в Лос-Анджелесе южнокорейская корпорация Samsung Electronics представила прототип 55-дюймового телевизора с OLED-экраном. Начало продаж планируется на вторую половину года в Корее, Северной Америке и Европе. Телевизоры с OLED-экраном отличаются непревзойденной по качеству картинкой, даже лучшей, чем у LCD-телевизоров. OLED-чудо от Samsung умеет, например, на одном экране показывать сразу несколько картинок, причем одна из них может воспроизводиться в 3D-формате. И… все равно не идет. Смущает цена устройства – около 9500 американских долларов.
Вот на таком фоне и появилась январская, 2012 года, новость от японской Hitachi. Пресс-секретарь компании заявил, что выпуск телевизоров будет прекращен к сентябрю 2012 года.
В общем, мировая индустрия по производству телевизионных приемников сегодня как минимум в кризисе. И причина этому кризису как раз та самая продукция американской Apple – планшет iPad. Это – телевизор, который всегда с тобой. Вернее, в том числе телевизор. А помимо этого это еще и… Ну, вы сами знаете, что еще помимо. Не случайно сегодня набирает обороты сервисная услуга – обучение обладателя планшета всем потенциальным возможностям, которые «зашиты» в iPad. Телевизор, как устройство, не стал катализатором рождения такого сегмента рынка. От него ничего «этакого» и не ждут.
Добавьте к американскому гиганту Apple еще и южнокорейского монстра Samsung с аналогичной линейкой гаджетов, и судьба классического, пусть и навороченного, телевизионного приемника покажется совсем уж предсказуемой – стать экспонатом будущего отреставрированного Политехнического музея в Москве. Телевидение, конечно, останется. Но телевизоры уступят свое место мониторам, подключенным к Сети. Об этой тенденции, кстати, косвенно свидетельствует и еще один интересный факт. Если построить с помощью компьютерной программы Books Ngram Viewer графики частоты появления в русскоязычной литературе слов «телевизор» и «телевидение» за ХХ век, то мы увидим, что это расходящиеся кривые: частота употребления слова «телевидение» ползет вверх, «телевизор» – вниз (см. график).
А как все славно начиналось!..
Судьба современного телевизора – стать «шлюзом» для выхода в Сеть. Фото предоставлено пресс-службой Intel |
Радиотелевидение
«Современное телевидение позволяет передавать на расстояние подвижные изображения, четкость которых близка к четкости, наблюдаемой в кино. Зритель, имеющий телевизионный приемник, может у себя дома слушать и при этом видеть концерты, драматические, музыкальные и балетные постановки, кинофильмы, спортивные соревнования, парады войск, актуальные сцены и прочие программы, передаваемые телевизионными станциями. По-видимому, в недалеком будущем в городах начнут работать телевизионные театры, в которых зритель сможет смотреть постановки, транслируемые из лучших театров столицы, кинокартины, матчи бокса и борьбы и т.д. Телевидение, являясь высшей формой радиовещания, расширит аудиторию и будет служить человечеству мощным оружием в деле культурного и политического воспитания» – такую перспективу рисовал в 1945 году инженер С.В.Новаковский в юбилейном сборнике, посвященном 50-летию радио (орфография и пунктуация оригинала). Интересно, что Новаковский часто употребляет технически более точный термин – радиотелевидение.
Прекрасный историко-технический обзор, который сделал инженер Новаковский в своей статье, поможет мне реконструировать основные этапы становления и телевидения в целом, и развитие индустрии телевизионных приемников.
«Передачи телевидения на большие расстояния начались в США в 1933 г. Так, передачи из Нью-Йорка (высота антенны 330 м) принимались трансляционной станцией на горе Арней (102 км от Нью-Йорка) и далее через передатчик мощностью 200 вт передавались в Кемден (130 км от Нью-Йорка). В 1936 г. компания Белла проложила из Нью-Йорка в Филадельфию и обратно (расстояние 153 км) коаксиальный кабель, рассчитанный на полосу частот до 2,7 мггц. Через каждые 17 км линии были поставлены усилители. Качество изображения, переданного по кабелю, было очень хорошим» (обозначение единиц измерения мощности и частоты – как в оригинале).
В том же 1936 году «Радиокорпорация Америки» (RCA) наладила передачи с четкостью 343 строки при 30 кадрах в секунду через УКВ-передатчик, антенна которого расположена на высочайшем в то время здании мира – Эмпайр Стэйт Билдинг в Нью-Йорке.
СССР, естественно, не хотел отставать в этой гонке. Теоретический задел в стране имелся большой, с этим не поспоришь. Но вот с воплощением его в «железе» были проблемы. «…Творческая мысль передовых ученых нашей страны находила и позволяла предвидеть наиболее правильные способы решения труднейших принципиальных вопросов», – справедливо замечает С.В.Новаковский.
Однако отдадим должное объективности советского инженера, он вполне трезво оценивает причины отставания развития телевидения в Советском Союзе в то время. «Данное утверждение, – пишет Новаковский, – нисколько не находится в противоречии с тем общепризнанным фактом, что современная телевизионная аппаратура с ее высокосовершенными кинескопами и передающими трубками начала свое триумфальное продвижение в мировую технику из Соединенных Штатов. Это объясняется лишь тем, что американская радиопромышленность в то время имела возможность вложить в это дело большие материальные средства и шире поставить научно-исследовательские работы, позволившие Зворыкину осуществить иконоскоп в более короткий срок».
Поэтому, когда в 1936 году в Москве и Ленинграде началось проектирование и строительство телевизионных центров, основную телевизионную аппаратуру для Московского центра заказали как раз той самой фирме RCA. Лето 1937 года – опытные передачи телевидения с частотой развертки 343 строки. В октябре 1938 года Московский телевизионный центр начал регулярное вещание. Изображение передавалось на волне 6,03 м, звук – на волне 5,78 м.
В ноябре 1941 года в США вели коммерческую работу две станции (в Нью-Йорке и в Филадельфии) и в экспериментальном режиме – шесть станций (две в Чикаго, одна в Лос-Анджелесе, две в Нью-Йорке и одна в Скенектеди). В разных стадиях готовности к работе находилось еще 22 станции. Коммерческое телевидение обслуживало территорию, на которую приходилось 12,7% населения, экспериментальное обслуживало 6% населения.
Ничего удивительного, что к 1942 году в США имелось около 7 тыс. телевизионных приемников, причем приемник с 3-дюймовым кинескопом стоил уже 100 долл. «С начала коммерческого телевещания в США число часов вещания в неделю не превышало 15. Стоимость вещания оценивалась в среднем в 300 долларов за час, – подчеркивает Новаковский. – Большое место в вещании занимали актуальные передачи – бокс, теннис, футбол, плавание, баскетбол, хоккей и т.д., даваемые телевизионными передвижками».
Через пять лет после коммерциализации телевидения, то есть к концу 1940-х годов, в США намечено было иметь 157 телецентров. В год планировалось выпускать не менее 2,5 млн. телевизионных приемников ценой не дороже 200 долл.
Прогноз инженера Новаковского оказался на удивление точным. Уже в 1951 году телевидение в США стало приносить прибыль. Дальше – больше: если в начале 1970-х годов все американское телевидение имело годовой доход 3,5 млрд. долл., то в середине 1980-х одна лишь телекомпания CBS получила за год 5 млрд. долл. дохода. В 1987 году 87,4 млн. американских домохозяйств имели телевизоры, из них 82,7 млн. – цветные. Кабельным телевидением на начало 1988 года было охвачено 52% домохозяйств США.
Производство телевизоров процветало. В 1990 году в мире было 800 млн. телевизионных приемников (в СССР – 90 млн.). Ежегодно во всех странах мира выпускалось 70 млн. телевизоров, в том числе в Китае – 14 млн., в Японии – 13,6, в СССР – 9,7, в Южной Корее – 9,6, в Германии – 3,8, во Франции – 1,2 млн. На 1 тыс. человек населения к концу 1980-х годов приходилось: в США – 646 телевизоров, Великобритании – 457, Франции – 365, СССР – 310. В 2000 году количество телевизоров в мире превысило 1,3 млрд. штук.
После такого триумфа технологии кто бы мог отважиться 10–15 лет назад предсказать закат эры телевизионных приемников… Сегодня это делают с легкостью.
Жизнь и смерть носителей информации
Генерирование, размножение и копирование информации – это мотор человеческой цивилизации. Причем телевидение – только одна из относительно недавних технологий, поддерживающих этот процесс. Или, в более узком смысле, – средство тиражирования изображений и текстов.
Первой такой технологией, пожалуй, можно признать гравирование. В Древнем Египте, раньше, чем в IV тысячелетии до н.э., уже существовали целые рассказы, высеченные на камне (прототип литографии). Но качественный скачок был сделан с изобретением гравюры на дереве (ксилографии). Старейшая, твердо установленная дата, которая встречается на гравированных с помощью литографии бумажных листах в Европе, – 1423 год. «Когда печатать стали на бумаге, ксилография приобрела новый, сугубо информационный аспект, – подчеркивает известный российский книговед Евгений Львович Немировский. – Она стала орудием фиксирования и распространения информации. Гравюра на дереве, по сути дела, стоит у истоков массовых способов коммуникации».
Частота появления слов «телевидение» и «телевизор» в русскоязычной литературе в XX веке. Рассчитано автором на основе программы Books Ngram Viewer |
В 1450 году все книги в Европе переписывались от руки, а их количество не превышало нескольких тысяч. Во второй половине 1440-х годов (условно – 1445 год) Иоганн Гутенберг изобрел книгопечатный процесс в современном нам виде. Но еще и в 1455 году все книги, изданные в Европе, можно было увезти в одном фургоне. Однако к 1500 году европейскими прессами было напечатано уже от 15 до 20 млн. экземпляров книг. Согласно расчетам, которые приводятся в «Британской энциклопедии», объем книг, издававшихся в Европе в XVI веке, удваивался каждые семь лет. Интересно, что половина всех научных данных за всю историю человеческой цивилизации была получена в последние 15 лет ХХ столетия.
То есть фундаментальная информационная триада – генерация–размножение–копирование – набирает в «весе» по экспоненциальному закону: медленный-медленный рост в начале, а потом – взрыв, эксплозия! Но, мало того, время между появлением изобретения и его широким практическим использованием – оно также «уплотняется» по экспоненте (cм. таблицу).
Для бумаги этот хронологический отрезок составлял больше тысячи лет. Бумагу знали в Китае уже в самом начале новой христианской эры. Изобретателем бумаги считается Цай Лунь – сначала раб и евнух, а потом – важный чиновник при дворе императора Хэ Ди. Документально зафиксировано, что Цай Лунь предложил императору производить бумагу в 105 году н.э. В Европе первые бумажные мельницы появляются в XIII веке. К 1450 году в одной только Германии их было уже не менее 10.
Около 100 лет ожидала фотография практической реализации уже установленного принципа – фиксации изображения на светочувствительном материале. Первые опыты со светочувствительностью некоторых веществ в 1727 году провел немецкий философ и натуралист Иоганн Генрих Шульце.
Факсы завоевали планету за три месяца после утверждения в 1968 году международных стандартов на этот вид связи. В 1990-е годы в одних только США рынок факсовых аппаратов составлял около 2 млн. штук в год...
Но вот что любопытно. Если посмотреть, сколько времени «живут» эти изобретения, то мы получим как бы зеркальную картину: чем старее изобретение, тем дольше оно живет.
Например, конца применению бумаги, в том числе и для размножения и копирования информации, не видно. Так, в сфере управления советской экономикой ежедневно обращалось около 100 млрд. листов документов. Даже в «электронизированных» США ежегодно тратится 1 трлн. листов бумаги на распечатку данных с персональных компьютеров; 300 млн. страниц печатает в год наш родной и любимый Сбербанк…
То же самое – с книгой. Итальянский ученый-медиевист, библиофил и писатель Умберто Эко уверен: «Книга для чтения относится к таким же бессмертным чудесам технологии, что и колесо, нож, ложка, молоток, кастрюля, велосипед. <…> Можно изобретать самые изощренные средства передвижения, но велосипед останется всегда тем же: два колеса, седло и педали. Иначе он называется мотороллером и служит для других целей».
Классический фотографический процесс продержался около 200 лет (первый в мире полноценный фотографический отпечаток был сделан в 1837 году). Сейчас классическая фотография на основе светочувствительных материалов вытеснена в резервацию для сугубых профессионалов и снобов. Еще в 2004 году американская компания Eastman Kodak, один из крупнейших в мире производителей фотопленки и фотооборудования, сообщила, что прекращает продажу традиционных фотоаппаратов в США, Канаде и Европе. Причина – экспансия цифровых «мыльниц».
Факсы «умерли» еще лет 15 назад; бум использования факс-технологий пришелся на 1980-е годы.
Пишущая машинка («механика») занимает некое промежуточное положение по показателю длительности существования данной технологии между просто фотографией и факсовым аппаратом. В современном ее виде она была запатентована в 1874 году (легендарная модель Sholes & Gliddon фирмы E. Remington & Sons; цена – 125 долл.). В 1950-е годы в одних только США их продавалось по 12 млн. штук в год. В 2009 году во всем мире было продано лишь около 400 тыс. пишущих машинок. Причина все та же – не выдержали конкуренции с компьютерами и принтерами. А в апреле 2011 года в индийском городе Мумбаи закрылась фабрика Godrej and Boyce – последняя в мире по производству пишущих машинок. На складах оставалось не более 500 уже выпущенных аппаратов.
Еще меньше времени научно-технический прогресс отмерил знаменитому «полароиду» – моментальной фотографии. Первые фотокамеры Polaroid появились в 1948 году. Пик популярности «полароидов» пришелся на 1991 год: тогда объемы продаж фотокамер и бумаги для изготовления моментальных снимков составили около 3 млрд. долл. А в 2008 году было прекращено производство кассет для этой технологии.
Попытки осуществить передачу живого изображения сначала по проводам, а затем по радио стали реальны после создания фотоэлемента – прибора, позволяющего преобразовывать свет в электрический ток. Явление преобразования света в электрический ток – фотоэлектрический эффект (фотоэффект) – было обнаружено в 1873 году англичанином Маем... И вот не прошло и ста лет с момента начала активного развития технологии телевизионного вещания, как нам приходится уже говорить о некоем эволюционном барьере, в который она уперлась.
Если этот эволюционный барьер нельзя проломить в лоб, можно попробовать его обойти. Телевидение «расщепляется». Как минимум на 3D-ТВ и IPTV (телевидение по интернет-сетям). Соответственно для каждого из этих видов телевизионной картинки нужен свой телевизионный приемник. Для IPTV лучше, чем какой-нибудь iPad-подобный гаджет, ничего не придумаешь. По крайней мере пока. 3D-панели на фоне атаки телевидения высокой четкости с использованием планшетников всех сортов выглядят сегодня как гигантские неповоротливые диплодоки на фоне уже появившейся мелкой и шустрой млекопитающей фауны.
Правда, не факт, что гигантские телепринимающие «рептилии» вымрут поголовно. Как считает Джон Ив, представитель Международной ассоциации производителей оборудования для телерадиовещания, это просто два разных типа телевидения, и они могут сосуществовать друг с другом. «Я думаю, что 3D-ТВ – это естественный следующий этап развития после HD, но оно основано на философии «просмотр ТВ как событие, – приводит Би-би-си слова Джона Ива. – В случае IPTV или мобильного ТВ речь идет скорее об удобстве просмотра на ходу – где и когда вы хотите». И, судя по всему, желающих потреблять телевидение на ходу будет только прибавляться. Уже в 2010 году 11% абонентов в мире и 10% в России предпочитали смотреть видеоконтент на своем мобильном телефоне.
* * *
А все-таки старого доброго «ящика» немного жалко. Это был последний повод для современной семьи собраться вместе и что-то обсудить.
Технологии и устройства информационной триады: «Генерирование–Размножение–Копирование» | |||||
Средства тиражирования изображения и текстов и сопутствующие технологии | Появление теоретических основ данной технологии или первых примеров ее реализации | Начало массового применения технологии и проникновение ее на рынок | Время между появлением изобретения и его широким практическим использованием, лет | Момент завершения активного жизненного цикла устройств | Активная стадия существования устройств, основанных на данной технологии, лет |
Гравюра | раньше IV тыс. до н.э. | 1379 г. (ксилография)* | ок. 5000 | продолж. | бол. 5000 |
Бумага | 105 г. | XIII–XIV вв. | ок. 1200 | продолж. | ок. 1000 |
Книга в форме кодекса** | I–II в. н.э. | 1445 г. | ок. 1100 | продолж. | бол. 600 |
Классическая фотография | 1727 г. | 1837 г. | ок. 110 | 2000-е гг. | ок. 170 |
Телевидение | 1873 г. | 1930-е гг. | ок. 60 | 2010-е гг. | ок. 90 |
Пишущая машинка | 1874 г. | 1950-е гг. | ок. 50 | 2011 г. | ок. 60 |
«Полароид» | 1948 г. | 1980–1990-е гг. | ок. 40 | 2008 г. | ок. 30 |
Факс | 1968 г. | 1980-е гг. | ок. 20 | 1990-е гг. | ок. 20 |
* Именно этим годом датируется самая ранняя из дошедших до нас моделей, гравированных на дереве, – так называемая Доска Прота, форма для переноса рисунка на ткань. ** Кодекс (от лат. codex – ствол, бревно, чурбан) – форма книги, когда скрепляются «в тетрадку» с одной стороны листы писчего материала (ср.: свиток). |