С 2008 года в бывшей столовой Научно-исследовательского физико-химического института имени Л.Я.Карпова располагается Laboratoria Art & Science Space. Чуть ли не единственная и уж точно самая продвинутая площадка в Москве, которая «задумана как пространство для установления нового типа взаимоотношений между искусством, наукой и обществом, перенаправления разных форм и видов творческой энергии». Это, конечно, острополемическая тема: зачем нужен (и нужен ли вообще) такой симбиоз? В первую очередь – зачем это нужно науке?
Мне-то кажется, что именно чистота жанра, а не ироничное смешение стилей пойдут на пользу и науке, и искусству. Образы, создаваемые художником, могут быть научно изучены. Научный результат может стать объектом (стимулом) к рефлексии его в художественных образах. Но сами по себе эти художественные образы – именно художественные образы (метафоры), а не научная методология. Как ни прикидывается искусство научным, чаще всего это напоминает лишь кружок юных техников или школьную физическую лабораторию.
Отсюда главный стилистический прием Art & Science – ирония. Ироничный научный результат – это уже публицистика. Результаты же истинно научные (по крайней мере естественно-научные) принципиально повторимы (воспроизводимы). В противном случае – это «шум». И в этом, кстати говоря, отличие Art & Science и от научного, и от художественного объекта. Собственно роль художественного объекта в Art & Science выполняет описание (чертеж, схема, инструкция по эксплуатации, заголовок, развернутое описание). Короче, легенда к объекту. Отсюда, кстати, принципиальная невозможность в Art & Science такого понятия, как «подделка», «копия», «реплика». Вернее, все перечисленное и есть истинная форма существования объектов Art & Science. Подлинник и есть подделка, и наоборот.
Как бы там ни было, Laboratoria с веселым постоянством преподносит нам на обозрение всевозможные плоды «сожительства» искусства и науки (научное искусство или искусственную науку?). 12 апреля, в День космонавтики, был представлен очередной – выставка «Пыль». Организаторы собрали работы австрийских и российских художников, связанные с пылью самого разного характера – космической, электронной, ботанической и даже физиологической. В общем – пыль под солнцем!
Кураторы Дарья Пархоменко (от России) и Симон Мраз (от Австрии) подчеркивают, что «объект внимания выставки – пыль – в нашем восприятии разделяется на два понятия: пыль как «строительный материал», из которого берет начало все существующее: космическая пыль превращается в звезды и планеты, пыльца опыляет цветок и производит семя нового растения. Второе понятие – пыль как метафора деструкции, знак прошлого. Это след разрушения материального. Но, в конечном счете, мы говорим о кругообороте жизни». Перефразируя известную поговорку – пыль столпом!