Согласно современным представлениям, именно так разворачивалась эволюция Вселенной после Большого взрыва.
Фото CERN
Согласно некоторым решениям уравнений теории относительности, в космосе должны быть так называемые гравитационные линзы. Они, подобно обычным стеклянным, должны собирать лучи, делая видимыми для нас удаленные или чрезвычайно малые тела. Существование гравитационных линз было подтверждено экспериментально.
Вот только с космологической постоянной (константой) что-то было не так. Сначала Эйнштейн ввел ее, чтобы объяснить стационарную Вселенную, не собирающуюся в единый «ком» под действием всемирного тяготения. Потом отверг… Однако открытое в 1998 году ускоряющееся расширение Вселенной потребовало введения в научный обиход таких понятий, как «темная материя» и «темная энергия». Эти «темные» субстанции обладают репульсивной, или отталкивающей, гравитацией, преодолевающей силу тяготения Ньютона. И вот нечто похожее действительно найдено в глубинах космоса, о чем сообщили в Аstrophysical Journal сотрудники Чикагского университета.
Гравитационные линзы помогают астрономам увидеть удаленные и, следовательно, юные галактики, родившиеся около 10 млрд. лет назад вскоре после Большого взрыва. Проблема в том, что такие образования не только очень плохо видны, но к тому же имеют малые размеры, что делает их почти невидимыми даже в телескоп «Хаббл». Однако «нацеливание» как его, так и других исследовательских инструментов наземного и космического базирования помогло ученым решить проблему.
Речь идет о наблюдении галактической «грозди» – кластера, получившего название RCG (Cluster of Galactisc). Кластер удален от нас на 5 млрд. световых лет, и его первое изображение было зарегистрировано еще в марте прошлого года. И вот теперь телескоп «Хаббл», используя преимущества космической линзы, получил наиболее яркую и близкую «картинку» RCG. Столь мощное увеличение дает астрофизикам уникальную возможность изучать процессы, которые протекали в звездах кластера с десяток миллиардов лет назад!
Это было время бурного звездообразования, которое теперь можно видеть благодаря самой настоящей машине времени. Мало того, что линза приблизила звезды и галактики, теперь они выглядят яркими и сияющими. Даже в нашем собственном Млечном Пути звезды в некоторых областях светят тусклее.
Все это хорошо, скажет читатель, но что насчет гравитации отталкивания?
Со статьей на эту тему выступил в журнале Astrophysics and Space Science итальянец М.Виллата из Астрофизического института в г. Пино-Торинезе. Он сконцентрировался на аномальном движении известного у астрономов «Локального листа», куда входят Млечный Путь и другие близкие к нам галактики. Эта локальная область имеет скорость, которая отличается от скорости движения других частей Вселенной, что давно удивляло ученых.
В «Листе» выделены три компоненты, так или иначе влияющие на определение его скорости: это прежде всего кластер вокруг зодиакальной Девы, вторая испытывает на себе воздействие Кентавра, последняя же не имеет конкретной привязки к созвездиям, поэтому ее называют просто – «локальная аномалия скорости». Виллата заявляет, что последняя компонента в отличие от первых двух не притягивает, а отталкивает от себя небесные объекты.
Нечто похожее имеется и у галактик, формирующих «шпору Льва», поэтому аномалия обладает репульсивной, или отталкивающей, гравитацией, порождаемой испусканием гигантских масс антиматерии. Эта антиматерия и отвечает за расширение Вселенной даже без всякого Большого взрыва. В этом отношении космос действительно бессмертен, хотя и переживает время от времени смену циклов расширения и сжатия.
«Ликвидация» Большого взрыва снимает с физической повестки дня такую чисто математическую абстракцию, как сингулярность (от лат. singularis – одинокий). Согласно концепции сингулярности, вся масса нынешней Вселенной была до момента взрыва сосредоточена в некоей точке, не имеющей размеров.
По мнению итальянского ученого, отталкивающая гравитация могла бы стать прекрасной альтернативой никем не регистрируемой темной энергии. «Ее существование подразумевает небывалые проницаемость и гомогенность, благодаря чему и происходит расширение, – говорит итальянец. – Но ее существование не объясняет давно известный отталкивающий эффект «Локального листа» и другие феномены пространства, окружающего нашу галактику, а также расширение, приписываемое темной энергии и космическому взрыву».
Виллата полагает также, что в общей теории относительности есть предсказание антигравитации. «Если бы мы имели хорошие трехмерные карты галактических кластеров, было бы гораздо проще анализировать не только их взаимодействие друг с другом, но также и искажения форм под внешним воздействием той же антиматерии. То же относится и к красному смещению, которое по хорошо известному физическому принципу растягивает галактические «грозди» вдоль оси наблюдения. Именно поэтому сейчас трудно определить, растянута галактика оптически или ее истончение-«утоньшение» происходит в результате эффекта антигравитационной линзы», – заключает свой анализ Виллата.
В своей статье он дает приблизительную оценку массы отталкивающей антиматерии, которая может составлять порядка 5х1015 солнечных масс. В это трудно поверить. Однако век назад мало кто верил и Эйнштейну с его двумя теориями и объяснением корпускулярной природы фотонов света. Еще труднее пробивали себе дорогу идеи расширения Вселенной, Большого взрыва и вытекающей из них возможности существования черных дыр, о которых скоро начнут писать в школьных учебниках. Да и сам Эйнштейн на дух не принимал квантовую физику с ее возможностью создания лазера.