Важная фаза репродуктивного поиска завершена.
Фото Андрея Сигиды
Очередное научное кафе, организованное фондом «Династия» и журналом «Химия и жизнь», было посвящено теме «Демография: из прошлого в будущее». Как отметил директор Института демографии ВШЭ НИУ Анатолий Вишневский, к началу XX века население Земли составляло 1,5 млрд. человек, а за последующие 100 лет оно учетверилось. Необходимо изменить закон роста населения, считает ученый. По его мнению, сейчас на земном шаре идет глобальный процесс «репродуктивного поиска». Вишневский как раз и определил демографию как науку о размножении людей.
Но, помнится, еще герой Пьера Ришара из фильма «Высокий блондин в желтом ботинке» утверждал: «Секс – штука неуправляемая!» Применительно к нашим реалиям это означает, например, что никто не ожидал, что в 1992 году в России начнется снижение рождаемости. В итоге самый распространенный до сих пор метод демографического прогнозирования – экстраполяция: завтра полностью определено вчера.
Как бы там ни было, но максимальный прогноз ООН для России – 145 млн. человек. Вспомнили, кстати, и прогноз, который давал в середине XVIII века Михаил Васильевич Ломоносов: население России будет прибывать на 0,5 млн. душ в год. Получилось очень точно. Но вряд ли этот прогноз можно назвать научным. А вот Дмитрий Менделеев прогнозировал 500-миллионное население России. Если бы не войны, революции и распад СССР, это было бы очень близко к истине.
Вообще по расчетам демографов оказывается, что в полной гармонии с природой на нашей планете могли бы жить┘ 60 млн. человек. Все остальные – лишние. «Но человек создал свою окружающую среду – техногенную цивилизацию, – отметил Александр Акимов из Института востоковедения РАН. – Свободная земля и пресная вода вот главные факторы, которые будут в ближайшем времени определять репродуктивное поведение». Первые признаки уже видны: в современном Иране параметры воспроизводства населения – как в Европе.
Совершенно уникальная, как всегда и во всем, демографическая ситуация в России. «Уровень смертности – это то, что резко отличает Россию от экономически развитых стран, – подчеркнул Владимир Школьников, руководитель лаборатории Института демографических исследований Макса Планка (ФРГ). – Смертность в СССР начала возрастать в 1965 году. Почему? Никто до сих пор объяснить не может. В СССР было 10 убийств на 100 тысяч населения – это очень высокий показатель». Впрочем, судя по данным, которые привел Владимир Школьников, что-то не заладилось в нашем отечестве гораздо раньше. Так, в 1897 году младенческая смертность в Российской империи составляла 300 человек на тысячу рождений. Это, между прочим, показатель Франции 1812 года.
А вот по мнению Андрея Подлазова из Института прикладной математики имени Келдыша РАН, в России продолжительность жизни на 90% определяется алкогольным фактором. Причем алкогольная сверхсмертность очень неравномерно распределена в обществе.
По словам Сергея Захарова, заместителя директора Института демографии ВШЭ НИУ, наша страна прошла два «плато» рождаемости на одну женщину до 50 лет. Первое, XIX век – середина XX, – 7 рождений; второе, начало 1960-х – 1990-е годы, – 1,8–1,9 рождений. Сейчас мы находимся на третьем «плато» – 1,5–1,7 рождений на одну женщину. «Это – европейский уровень», – успокоил Захаров.