Этнической консолидации люксембуржцев способствовало раннее возникновение государственности.
Фото www.1op.ru
Среди стран современного мира есть довольно много государств-монархий, но только одно из них в статусе Великого Герцогства. Это – Люксембург. Небольшая страна (2586 кв. км) с одноименной столицей расположена на стыке Франции, Бельгии и Германии, в междуречье Мозеля и Мааса. Население – менее полумиллиона человек (по оценке на 2009 год – 454 тыс.); коренной народ – люксембуржцы, летцебургер (самоназвание).
Их язык, летцебургиш, относится к германской группе индоевропейской семьи; с Х века он формировался на базе нижненемецких диалектов (в основном в рамках мозельско-франкского диалектического ареала); при этом в его лексике много заимствований из французского языка. Первый памятник письменности, на латинице, относится к XIII веку. В антропологической классификации люксембуржцы относятся к среднеевропейской расе большой европеоидной расы. По религии подавляющее большинство – христиане-католики.
Корни этноса
Историческая судьба сполна отмерила этой стране и ее народу всевозможных испытаний. Земля Люксембурга десятки раз становилась ареной военных действий между окружавшими ее государствами; ее делили, кромсали, отдавали в приданое, передавали по наследству. Она то и дело становилась «проходным двором» или «разменной монетой» в военно-политических и династических играх несопоставимо более крупных и сильных европейских держав. Город Люксембург 22 раза находился в осаде, много раз почти полностью разрушался и опустошался. Но снова и снова люксембуржцы его восстанавливали, отстраивали, делали уютнее и краше.
В I тысячелетии до н.э. здесь жили кельты-треверы и белги, которые, как и другие кельтские племена соседних областей, несмотря на яростное сопротивление, в I веке до н.э. были покорены римлянами. Римское господство длилось почти пять веков. Кельтский язык постепенно сменила народная латынь. В середине V века здешние земли, как и Галлия, были захвачены германцами-франками. Они частично оттеснили местное население на запад от Мозеля, частично ассимилировали его в языковом отношении, сделав немецкоязычным (этот процесс облегчался тем, что латинство здесь, на самом краю Римской империи, было не очень прочным). Таким образом, у люксембургского этноса есть и кельтские, и романские, и германские корни.
Начало Люксембургу было положено в апреле 963 года, когда один из знатных приближенных франкских королей по имени Зигфрид заложил на скале Бокк, на краю глубокого ущелья, там, где речка Петрусси впадает в реку Альзету, свой рыцарский замок. Он стал важной крепостью на перекрестке торговых и военных дорог. Крепость эта получила название Люцилинбурхук – так называлось римское укрепление, по легенде стоявшее на том же месте (старогерманское слово Lucilinburhuc означало «маленькая крепость»). Позднее город, выросший рядом и вокруг замка-крепости, называли Лютцембургом, Лютцельбургом, Летцембургом. Французская форма названия Luxembourg появилась в XII веке. Официальным именем страны стала после Венского конгресса 1815 года. По-люксембургски страна называется Lёtzeburg.
В 1060 году граф Конрад прибавил к своим владениям в Арденнах земли по среднему течению р. Мозель и стал именовать себя графом Люксембургским. В 1308 году люксембургский граф Генрих III был избран властителями германских государств императором Священной Римской империи (962–1806 годы, с конца XV века – Священная Римская империя германской нации), став родоначальником Люксембургской династии в Германии. В 1354 году Люксембург стал герцогством. В конце XIV века его территория была почти в четыре раза больше нынешней.
В 1443 году закончился почти пятивековой период феодальной самостоятельности Люксембурга: страна была захвачена Бургундским герцогством. В дальнейшем путем династических браков Нидерланды (нынешние Голландия, Бельгия и Люксембург) перешли во владение династии Габсбургов.
В 1555 году Филипп II Габсбург стал королем Испании, к которой отошли и Нидерланды (включая и Люксембург). В 1713 году по Утрехтскому миру, который подвел итоги длительной войны за испанское наследство, герцогство оказалось под властью Австрии – вплоть до Великой французской революции. В 1795 году декретом Конвента Люксембург был присоединен к Франции.
От Германии до Германии
9 июня 1815 года по решению Венского конгресса, подводившего итоги войны коалиции европейских держав с Наполеоном I, Люксембург стал Великим Герцогством (входившим в Германский союз) под управлением – на правах личной унии – нидерландского короля. Тогда же часть земель Люксембурга (по правобережью Мозеля) была отдана Пруссии.
Нынешние границы Люксембурга были установлены в 1839 году в Лондоне бельгийско-нидерландским договором: большая часть страны, с валлонским (французоязычным) населением отошла к Бельгии. С тех пор страна уже почти не меняла своих очертаний.
В 1866 году Германский союз распался. В 1867 году на международной конференции великих держав в Лондоне Люксембург был признан самостоятельным и «вечно нейтральным» государством. 17 октября 1868 года вступила в силу новая Конституция Люксембурга, действующая и поныне.
В 1890 году умер король Нидерландов Вильгельм III, не имевший наследников; распалась личная уния Люксембурга с Нидерландами. Великим герцогом стал родственник бывшего короля граф Адольф, родоначальник царствующей с тех пор династии Нассау.
Трагической главой в истории Люксембурга и люксембуржцев стала немецко-фашистская оккупация (май 1940 – февраль 1945 года). Как и в 1914 году, германские войска, растоптав нейтралитет маленькой страны, 10 мая 1940 года заняли ее. Правительство и семья великой герцогини Шарлотты эмигрировали в Англию. Большинство населения резко негативно отнеслось к захватчикам, хотя те и пытались заигрывать с люксембуржцами, объявив их «истинными арийцами, частью великой германской нации». В стране ширилось движение Сопротивления. Его центрами стали рабочие города Вильц и Дюделанж. Многие люксембуржцы участвовали во французском и бельгийском Сопротивлении.
В сентябре 1942 года, когда в Берлине приняли решение включить Люксембург в состав Рейха и провести мобилизацию молодежи в гитлеровскую армию, в Вильце началась большая забастовка против оккупантов, которая была поддержана в других городах и поселках. Особенно чувствительной для Берлина стала остановка работы на металлургических заводах. Оккупанты жестоко расправлялись с забастовщиками: сотни людей были брошены в концлагеря и тюрьмы, многих расстреляли. Газета «Правда» писала в те дни: «Героическое сопротивление трудящихся Люксембурга стало историческим событием. Это первая всеобщая забастовка в оккупированной Европе. Это смелый, открытый вызов гитлеровскому «новому порядку». Люксембургский народ не побоялся встать на защиту своей независимости и своей чести».
30 тыс. люксембуржцев погибли в годы Второй мировой войны. По отношению к численности всего населения (10%) Люксембург по числу жертв той войны уступает горькое первенство только СССР. Об этом, к сожалению, мало знают в мире. Но в Люксембурге помнят о погибших, замученных, казненных согражданах. В память о подвиге павших – Вечный огонь в столице страны, мемориалы в городах, поселках, деревнях.
После Второй мировой войны из Конституции Люксембурга была исключена статья о нейтралитете. Страна стала членом НАТО и всех европейских структур (ЕЭС и других). Люксембург – полноправный член системы западноевропейской (и европейской в целом) интеграции.
Люксембург – страна с высокоразвитой промышленностью. Люксембургу уже давно принадлежит первое место в мире по уровню выплавки металла на душу населения. Объясняется это не только большими залежами высококачественной железной руды, но и высокой квалификацией инженеров и рабочих, отличной организацией всех производственных процессов. Сталеплавильные заводы страны и сегодня остаются одной из главных кузниц Западной Европы.
В последние десятилетия активно развиваются и другие производства, включая новейшие (наукоемкие). В то же время Люксембург славится эффективным сельским хозяйством (мясо-молочное животноводство, садоводство, виноградарство). С конца 1960-х годов Люксембург стал одним из крупнейших финансовых, банковских центров Европы.
Люксембург – страна городов и поселков городского типа и облика. Фото ИТАР-ТАСС |
Страна городского типа
Люксембург – страна городов и поселков городского типа и облика; даже в небольших поселках с населением около тысячи человек есть какие-то промышленные предприятия (завод или фабрика, рудник или лесопилка). Отличные шоссе и железные дороги связывают между собой все поселения, большие и малые. Здесь не редкость, что кто-то из членов семьи трудится на заводе или на руднике, другие – в сфере обслуживания, кто-то в сельском хозяйстве. В общем же городских жителей более 80%. Старинные города имеют средневековую планировку; сохранилось много архитектурных памятников, которые поддерживаются в хорошем состоянии.
Люксембург – густонаселенная страна. В юго-западной ее части плотность населения высока – более тысячи человек на 1 кв. км. Здесь расположено большинство городов; небольшие поселки близ выходов месторождений железной руды на поверхность стоят буквально рядом друг с другом, в 1–3 км. В то же время во многих общинах в северной части страны плотность около средней цифры (150–200 человек на 1 кв. км) и ниже.
Замечательная особенность Люксембурга: здесь сумели сохранить природу страны, ее прекрасные лесные массивы (они занимают почти треть территории). Люксембуржцы гордятся тем, что их страна – самая зеленая в Западной Европе.
Полиэтничный центр Европы
Люксембург – страна полиэтничная, с самой высокой в Европе долей иммигрантов (более трети населения). Это немцы, итальянцы, бельгийцы, французы. Есть голландцы, австрийцы, поляки, турки, выходцы из стран бывшей Югославии. В последние два десятилетия появилось много испанцев и португальцев. Многие из них – уже не иностранцы, а граждане страны (в том числе уже в нескольких поколениях). Это прежде всего относится к немцам и полякам, в меньшей мере – к французам и итальянцам.
Существуют ли проблемы в связи с такой ситуацией? Конечно. Одна из них – низкая рождаемость в семьях коренных люксембуржцев и весьма высокая в семьях итальянцев, португальцев, турок, что из года в год повышает «удельный вес» этих групп в населении страны. У иммигрантов – почти у всех – заметно иные привычки, вкусы, менталитет в целом, чем у люксембуржцев. Как правило, они не знают люксембургского языка, обходятся плохим французским.
Но такая ситуация до сих пор не приобретала неприятной остроты, в значительной мере по причинам присущей люксембуржцам толерантности к чужеземцам и к чужеземному и, что не менее важно, – благодаря очень высокому уровню жизни в Люксембурге (по этому показателю уже много лет входящему в первую тройку–пятерку европейских стран). Всякий человек, имеющий работу, может жить очень прилично, и каждый дорожит такой возможностью и благодарен принявшему обществу, стране.
Отличительная особенность Люксембурга и люксембургского народа – его триглоссия (трехъязычие). Кроме люксембургского все коренные люксембуржцы владеют французским и немецким языками, что обусловлено историей и географией страны, ее политическими и культурными традициями. Эти языки являются официальными языками государства, при том что и французский, и немецкий воспринимаются как иностранные языки.
24 февраля 1984 года парламент принял закон, определяющий летцебургиш в качестве национального языка. В устном общении между собой им пользуются все коренные люксембуржцы. Его значение начало расти после Второй мировой войны, в то же время уменьшилась роль немецкого языка, который долго ассоциировался с агрессией и оккупацией со стороны Германии. Немецкий был вытеснен из парламента и потеснен в церковной жизни. В парламентской практике летцебургиш полностью доминирует; проповеди в церквах читаются преимущественно на нем; на национальном языке создана также вся литургия (до сравнительно недавнего времени языками Церкви были латынь и немецкий).
Впрочем, позиции немецкого языка в Люксембурге остаются весьма прочными: на нем выходит большинство газет и журналов, создается больше всего произведений художественной литературы, его предпочитают деловые круги. Надо отметить, что люксембургский немецкий значительно отличается от диалектов соседних областей Германии.
Французский язык начал распространяться в Люксембурге с XV века. В последующие столетия его значение в стране все возрастало, параллельно с общим ростом культурного влияния Франции. Париж, а не Берлин стал основным центром притяжения для люксембургской буржуазии, людей культуры, науки, образования.
И в современном Люксембурге на светских приемах, на диспутах, в научных аудиториях и литературных салонах звучит преимущественно французская речь. Французский является языком законодательства, судебных учреждений, армии; он занимает важное место в прессе, на радио и телевидении; преобладает в общении коренных жителей с иностранными рабочими (большинство из них романоязычные). Но в устном общении между собой им пользуются лишь представители элитных кругов общества. Психологически французский язык играет важную роль размежевания с германской культурой и немецким языком.
«...Остаться теми, кто мы есть!»
Люксембуржцы бережно хранят свои национальные традиции, свой фольклор, свой особенный люксембургский колорит и в укладе жизни – личной, семейной, общественной, и во всех нюансах духовной и материальной культуры. Так, например, у них замечательный музыкальный фольклор; и даже в небольших деревнях обязательно есть свой оркестр, каждый местный праздник сопровождается танцевальными шествиями. Люксембуржцы славятся как искусные виноградари и виноделы, и в каждом поселке, селении изготавливают свой сорт вина.
Этот небольшой народ, «зажатый» между двумя большими странами, большими, многомиллионными народами, сумел в течение многих веков сохранять и развивать свою культуру, свой язык, свои поведенческие и коммуникативные модели, поддерживая и утверждая тем самым свое этнонациональное самосознание как особого народа по имени люксембуржцы, летцебургер, со своим особенным менталитетом и национальным характером.
Формируясь и живя в течение веков в ситуации постоянного влияния французской и германской культуры, французского и немецкого языков, они смогли остаться и быть не наполовину немцами, наполовину французами (или в любой другой пропорции), а именно люксембуржцами. Люксембуржцы – хороший пример того, что в самых сложных ситуациях этнос может сохраниться и развиваться, если ему удается выработать (на коллективно-бессознательном уровне) эффективные психологические и поведенческие защитные механизмы.
Их национально-культурное кредо очень кратко и одновременно точно и емко выразил в 1859 году Мишель Ленц, автор стихотворения «Фейервон» («Поезд»), написанного на люксембургском языке к открытию первой железной дороги, в последней, резюмирующей строке: «Мы хотим остаться теми, кто мы есть!» Песня на этот текст стала неофициальным гимном, национальной песней люксембуржцев.
Знаменательно, что при проведении в октябре 1941 года переписи населения в Люксембурге 90–95% (в разных населенных пунктах) люксембуржцев на вопросы «К какому народу принадлежит?», «На каком языке говорит?» ответили: «к люксембургскому», «на люксембургском» – хотя оккупанты требовали отвечать «к немецкому народу», «на немецком языке». Это был коллективный ответ подавляющего большинства нации.
Бесспорно, и этнической консолидации, и развитию люксембуржцев как особого этноса способствовало раннее возникновение своей государственности (сначала графства, затем герцогства). Не будь политических границ (пусть очень долго номинальных), отделявших их от больших соседних стран, не исключено, что они стали бы одной из субэтнических групп большого французского народа или большого немецкого народа.
Государственность, государства оказывают очень значительное влияние на судьбы основавших их народов, на ход этнических процессов – эта закономерность прослеживается буквально во всех странах и регионах мира. Очень важным компонентом формирования люксембургского национального самосознания стало наличие своего особого языка – летцебургиш. Язык народа – и как средство коммуникации, и во всех других его функциях – очень существенный фактор этнонациональной идентичности.
В мире наряду с большими и средними по численности народами есть народы небольшие и очень небольшие; но нет народов неинтересных, незначительных. Каждый из народов – важная, особенная часть человечества; без любого из них человечество будет неполным.