Генеральный план Политехнической выставки в Москве. 1872 год.
В декабре 1872 года в Москве впервые распахнулись двери Политехнического музея. На обозрение публики была выставлена часть коллекций завершившейся Политехнической выставки. Событие это происходило на Пречистенке во временно арендуемом доме. В «Кратком историческом очерке», посвященном 50-летию Политехнического музея (М., 1922), отмечается, что с этого дня «┘началось его (музея. – Г.Г.) служение делу народного просвещения». Так воплотилась в жизнь предложенная учеными в 1870 году и поддержанная деловым сообществом и государством идея «устройства в Москве музея по различным отраслям прикладных знаний┘».
Идея эта была порождена настроением элит российского общества в эпоху реформирования России императором Александром II. Это время Николай Бердяев определил как эпоху «несколько лет большей гармонии, относительной примиренности левой интеллигенции с властью и желания участвовать в осуществлении реформ, идущих сверху».
Влечение элит
Идея создания музея отражает влечение элит Москвы принять деятельное участие в масштабном реформировании Отечества. На этой основе в Москве сформировался эффективный союз сил для успешной реализации проекта Политехнического музея – проекта широкого просвещения масс еще неграмотного трудового потенциала России.
Музею пришлось неоднократно переживать перестройки, носившие порой радикальный характер. Изучение истории Политехнического музея представляет особый научный и общественный интерес в силу многоплановости ее возможного анализа. Материалы по истории музея представляют интерес для различных научных дисциплин: истории государства, истории науки и техники, социологии, музеологии, культурологии, краеведения и т.п.
Феномен, заслуживающий признания, – высокая устойчивость генетики духа музея. Ее заложили отцы-основатели музея – руководители Императорского общества любителей естествознания антропологии и этнографии (ОЛЕАиЭ), провозгласив, что цель музея должна быть «двоякой»: 1) «общеобразовательная, то есть содействующая распространению сведений между недостаточно образованными классами»; 2) «специальная, имеющая в виду содействовать вообще развитию технических знаний».
Изначально решать поставленные задачи основатели музея намеревались путем формирования коллекций, привлекая в музей материалы и предметы, отражающие достижения естественных и научно-технических знаний, создавая экспозиции и «проводя словесные объяснения и разного рода публичные курсы».
Эти артефакты со временем утрачивали свою актуальность как средства трансляции передовых идей, но становились материальными свидетельствами событий и явлений прошедших эпох, обретали музейное значение, формируя музейное собрание Политеха.
Приближение 140-летия музея связывается с его очередной радикальной перестройкой, а такие перестройки, как показал опыт, не проходят безболезненно для музейного фонда. С учетом грядущих событий своевременно и целесообразно подвергнуть системному обозрению историю формирования музейного фонда, целостность его сложившегося состава и его ценность как в культурном, так и в научном измерении.
Вот некоторые формальные количественные характеристики музейного фонда Политехнического музея по состоянию на конец первого полугодия 2010 года.
Всего на учете состоит музейных предметов более 192 тысяч. Из них вещевой фонд насчитывает около 65 тысяч предметов, изобразительный – более 65,5 тысячи, а письменный – более 58,5 тысячи.
Музейный фонд Политехнического музея складывался в течение многих десятилетий начиная с 1872 года, когда музей принял ряд экспонатов Политехнической выставки.
Эта событийная в жизни России выставка была посвящена 200-летию Петра Первого – преобразователя Отечества. «Великое имя Петра, как знамя труда, науки и знания, было тем вдохновляющим началом, которое через два столетия после его рождения укрепило небольшой частный кружок на громадное сравнительно с его силами дело. Но у этого кружка была сильна вера и в те общественные силы, которые выросли и окрепли под влиянием петровских стремлений и начал, и в тех, кому судьба вверила охранение на Руси этого петровского насаждения», – подчеркивал в своей речи профессор А.П.Богданов, член комитета Политехнического музея, произнесенной на заседании комитета и ИОЛЕАиЭ 30 мая 1877 года. Название этой речи весьма символично: «Задачи будущего по отношению к Московскому политехническому музею».
Смысл этого первого шага заключался в создании ресурсного базиса будущего музея – массива артефактов, необходимых для деятельности по реализации предназначенной музею миссии.
Полезно будет хотя бы кратко рассмотреть периодизацию формирования фонда Политехнического музея.
Первый период
Общественная инициатива идеологов создания музея – прежде всего профессоров МГУ – получила свое отражение в повелении императора «для устройства в Москве музея прикладных знаний и заведования оным учредить особый Комитет на основаниях, изложенных в положении комитета гг. министров┘», оглашенным генерал-губернатором Москвы князем Долгоруковым 30 ноября (старый стиль) 1872 года при торжественном открытии музея во временном его помещении.
Еще в период разработки Политехнической выставки проявились различные идеи формирования коллекций. Так, выдающийся историк С.М.Соловьев считал необходимым отражать историю российских технологий со времен Петра Первого. Не отрицая допустимости такого подхода как не основного, было принято считать главным подходом создание коллекции, предоставляющей «возможность наглядного осмотра и знакомства с предметами, подлежащими изучению технических и естественно-исторических наук». При этом выделяли две возможные разновидности таких коллекций: представляющие собственно технологии и представляющие фундаментальные знания через их прикладные применения.
В 1880 году Московский музей прикладных знаний опубликовал краткий указатель коллекций по своим 11 отделам: речного и морского судоходства; минералогический, горнозаводский и технический; архитектурный; почтовой техники; туркестанский; сельскохозяйственный; лесной; скотоводства; прикладной зоологии; прикладной физики; учебных пособий.
В течение более 40 лет со дня основания музей развивался последовательно и устойчиво, увеличивая свои фонды. Материалы, обобщающие 50-летний опыт работы музея, представляют 10-кратный рост фонда за период до 1917 года.
Обращает на себя внимание большое количество моделей и макетов, специально изготовленных для музея. Так, значительная часть моделей по горнозаводской тематике исполнена в модельной мастерской Фрейберской горной академии, в мастерской «при ремесленной школе В.А.Морозовой», а также на ряде производственных предприятий (например – модель газового завода, пожертвованная Московским газовым заводом).
Характеризуя музейный фонд того времени в целом, следует отметить, что он широко и адекватно представлял мир технологий и научные основы его перспективного развития. Коллекции были представлены в застекленных шкафах и витринах. Все богатство фонда было востребовано при «объяснении коллекций», проведении лекций и различных занятий. Всего за период до 1915 года этим воспользовались более 5 млн. посетителей, причем около 90% из них без оплаты посещения. Контингент посетителей приблизительно на 10% состоял из учащейся молодежи из Москвы и других населенных пунктов. Причем последних было около половины от общего числа. Есть все основания утверждать, что создание Политехнического музея в Москве было успешным инновационным проектом России XIX века.
Интеллектуальные ресурсы музея и его опыт распространения знаний были востребованы советской властью с самого начала ее становления. Стратегия власти предусматривала революционную модернизацию хозяйственного уклада России на политической платформе большевиков с широким освоением достижений науки и передовых технологий. Эти обстоятельства предопределили интерес власти к музею, о чем говорит тот факт, что по вопросам его деятельности с апреля 1917 года по апрель 1924-го было издано более 30 распорядительных документов инстанций различного уровня.
Пополнение музейного фонда в этот период производилось путем отбора предметов из госфондов, получения их от предприятий в результате специальных командировок ученых, в том числе и на выставки как в пределах страны, так и за рубеж. Директор музея и председатель его ученого совета профессор П.П.Петров отмечал: «Из особенно выдающихся событий в просветительской работе музея надо отметить устройство радиовыставки в 1925 году, имевшей огромный успех и обогатившей отдел прикладной физики ценными научными коллекциями, и устройство светотехнической выставки, функционирующей еще в настоящий момент и имеющей не меньший успех, чем имела радиотехническая выставка».
В этот период в структуре музея происходят изменения. Самое значительное из них – это организация в 1926 году нового подразделения – библиотеки, которое сформировалось на основе слияния библиотеки ОЛЕАиЭ, основанной в 1864 году, и собственной библиотеки музея.
Здание Музея прикладных знаний, из которого вырос нынешний Политехнический музей. Москва, 1884 год. Источник: «Инженерное наследие Москвы в собрании Политехнического музея», М., 2000 |
Второй период
В 1939 году тематическая структура Политехнического музея включала в себя: научно-экспозиционные отделы сталинской Конституции; топливной промышленности; энергетики; металлургии; социалистического сельского хозяйства; социалистической связи; строительной промышленности; химии; текстильной и легкой промышленности; пищевой промышленности; водного транспорта; приборостроения; а также кабинеты автомобильный, кинематики механизмов и деталей машин и лаборатории химической, физической, электроизмерительной, оптической.
Трансформация музея происходила в 1929–1930 годах под воздействием политической борьбы в верхних эшелонах власти СССР. Это частным образом проявилось «во всеобщем походе за политехнизацию образования». Главным идеологом движения за политехнизацию был Николай Бухарин, которому принадлежит идея мегапроекта «Дворец техники», архивы которого входят в музейный фонд Политеха. На волне этого движения Совнарком РСФСР в 1930–1931 годах выносит постановления о реорганизации музея.
В документе «Итоги обследования Государственного Политехнического музея Комиссией по чистке аппарата», работавшей в январе–марте 1931 года (в состав многочисленной комиссии входили в том числе работницы шефствующей над музеем фабрики «Красная Роза» и подшефной школы № 3), отмечается, что музей – «это отставший от революции культурный участок», «научные ценности музея не поставлены на службу пролетарского государства в борьбе за новый общественно-политический строй». Как положительный момент отмечается «смена руководства вместо Ларикова – рабочие коммунисты т.т. Юровский (Я.М.Юровский – директор музея до 1933 года. Причастен к уничтожению семьи Николая II. – Г.Г.), Русинов, Березин».
Программа Юровского предусматривала, в частности, «переименовать ГПМ во «Всесоюзный дворец пропаганды социалистического строительства СССР».
Таким образом, с 1930 года музей был поставлен на обслуживание политических и хозяйственных интересов власти. Востребованными были прежде всего пространство музея и трудовой потенциал его служащих и рабочих. Ученых вытеснили чиновники и партийные менеджеры. Музей стал местом проведения ведомственных отраслевых выставок. Самая главная и масштабная из них, на долгие годы вперед определившая состав его фондов и экспозиционный облик, – выставка «Наши достижения», посвященная открытию XVII съезда ВКП(б).
Выставка была организована по заданию руководства страны и развернута на площади около 20 тыс. кв. м в предельно короткие сроки – 1,5 месяца. Почти вся экспонатура старого (!) Политехнического музея, освещавшего главным образом историю дореволюционной техники, была снята с экспозиции, а взамен нее была установлена новая, выставочная. Многочисленные наркоматы, научно-исследовательские институты, отдельные заводы, комбинаты, новостройки, совхозы, колхозы, опытные станции, племенные рассадники, академии, вузы и школы, кооперативные артели и т.п. взяли на себя обязательство участвовать на выставке «Наши достижения» и демонстрировать свои победы.
Выставка широко освещалась прессой и имела большой политический успех. Великий физик Нильс Бор оставил следующую запись в книге почетных посетителей: «Посещение этой выставки явилось весьма интересным и поучительным вкладом в мой опыт. Выставка – весьма впечатляющий памятник чудесного технического развития СССР за последние несколько лет».
С выставки в фондах музея сохранились интересные экспонаты, например металлообрабатывающие станки, действующая модель блюминга, макеты химических производств, получения синтетического каучука. В этот же период в музей поступили некоторые экспонаты, собранные для Дворца техники: различные двигатели и мотоциклы. С той поры и до 50-х годов прошлого столетия музей использовался как выставочный центр. Вот некоторые из выставок: «Электропромышленность СССР» (1947), «Промышленность средств связи» (1948), «Изобретательство и рационализация в легкой промышленности» (1949), «Социалистический учет» (1949–1951). После закрытия выставок их экспонаты переходили в музейный фонд. К сожалению, учет музейного фонда в тот период не был поставлен должным образом, что затрудняет работу по его изучению сегодня.
Третий период
В 1947 году Политехнический музей перешел из системы Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при Совете министров РСФСР в ведение Всесоюзного общества «Знание». Ученые вновь начали принимать участие в его работе.
В 1972 году Политехнический музей торжественно отметил 100-летие. В юбилейных материалах уже были представлены результаты некоторых исследований фондов. Усилиями сотрудников при поддержке ученых фонд стал пополняться как предметами, представляющими современные передовые технологии (космонавтику, вычислительную технику, ядерную энергетику), так и ценными историческими объектами. Так, например, по постановлению Президиума АН СССР в 1968 году Институт истории естествознания и техники АН СССР передал Политеху коллекцию Музея истории микроскопа.
11 мая 1956 года было принято распоряжение Совмина СССР о передаче Политехническому музею во временное пользование экспонатов от предприятий и организаций, а в 1965 году Совмин СССР постановлением № 428 от 2 июня 1965 года обязал органы государственной власти передавать музеям безвозмездно образцы передовой техники.
За период с 1984-го и до настоящего времени сотрудники Политеха провели исследования и составили на их основании около 1500 научных описаний музейных предметов.
Значительная часть фонда – это овеществленная память о научно-инженерных свершениях наших выдающихся соотечественников. В музейном фонде к концу 2010 года было выявлено около 150 памятников науки и техники в составе вещевого фонда Политехнического музея. Среди них: арифмометры П.Однера, семейство отечественных ЭВМ, механизмы П.Чебышева, первые промышленные образцы технологии электросварки, разработанные Н.Славяновым, пионерские разработки технологии гальванирования Б.Якоби, технологии турбинного бурения (турбобур М.Капелюшникова). Среди выявленных памятников и первенец российского промышленного автостроения автомобиль «РУССО – БАЛТ», и аэростатный зонд для исследования атмосферы Венеры, и многие другие.
Несомненное историко-техническое богатство содержится в фондах научной политехнической библиотеки музея. Помимо научно-технических изданий и российской и зарубежной периодики с конца XIX века это еще и массив энциклопедических и справочных изданий, учебников и учебных пособий, различных инструкций и регламентов, связанных с освоением технических средств, их проектирования с начала XX века.
Ввод в научный и культурный оборот материалов всех фондов – важная историко-культурная проблема и актуальная задача для Политехнического музея.
* * *
Музейный фонд Политехнического музея – это уникальное собрание материалов высокой научной и культурной ценности. Это признанное национальное достояние, которое требует высокой гражданской ответственности при принятии решений о его назначении, использовании и дальнейшем развитии. Последнее в условиях современного развития техносферы должно опираться на уже освоенный опыт последних десятилетий, обогащенный использованием новых знаний в области исторических наук, философии техники, науковедения.
Потомки должны с признательностью помнить о тех, кто в разные эпохи нашей истории содействовал формированию этого национального достояния.