Маврикий – страна иммигрантов.
Фото Reuters
Это страна, ни один житель которой не может горделиво заявить: «Мои предки жили здесь испокон веков». Ибо первые постоянные поселенцы появились на острове Маврикий только в конце 30-х годов XVII века. До этого и главный остров, и другие острова, составляющие ныне территорию государства, были необитаемы. Впрочем, «испокон веков» – это вообще не более чем фигура речи: все племена и народы в течение многих тысячелетий мигрировали, переселялись, расселялись, смешивались (и в «пути», и во время более или менее длительных «остановок») с другими этническими общностями; та этнотерриториальная карта мира, которую мы имеем сегодня, – итог очень длительного и очень сложного исторического процесса.
Образец для рая
Республика Маврикий (независимое государство с 12 марта 1968 года в составе Британского Содружества) находится в западной части Индийского океана, на нескольких островах (из группы Маскаренских островов). Площадь – 2045 кв. км (в том числе о. Маврикий – 1865 кв. км). Численность населения на середину 2010 года – 1,3 млн. человек, 97% из них живут на главном острове, там же находится столица – Порт-Луи. Это одна из самых густонаселенных стран мира: средняя плотность населения – более 500 человек на 1 кв. км, в некоторых районах – более 800 человек на кв. км. Климат тропический, морской. Марк Твен, побывавший здесь в конце XIX века, восхищенный роскошной природой острова, обилием прекрасных пейзажей, сказал, что Всевышний сначала создал Маврикий, а затем уже по его образу творил рай.
Первыми из европейцев в начале XVI века высадились на Маврикии португальские моряки. В Лиссабоне не проявили большого интереса к вновь открытой земле; остров стал для португальцев «базой отдыха» и перевалочным пунктом в их странствиях по Индийскому океану.
Нынешнее название дали острову голландцы, которые появились здесь в 1598 году, – в честь Морица (Маврикия) Оранского, статхаудера (главы) Республики Соединенных Провинций (Голландии). Первое поселение было создано в 1638 году. Остров находился в ведении голландской Ост-Индской компании; направляемые ею люди занимались в основном заготовкой ценных пород древесины (эбеновое дерево и др.). Но они начали также культивировать сахарный тростник, хлопчатник, табак. Все эти тяжелые работы выполнялись руками рабов, которых привозили с Мадагаскара, восточного и южного побережья Африки. В 1710 году голландские колонисты покинули остров – по разным причинам, главной из которых стало решение руководства Ост-Индской компании об экономической невыгодности дальнейшего здесь функционирования.
В 1715 году над островом был поднят флаг Франции, и он стал называться Иль-де-Франс (Французский остров). Постоянное французское поселение появилось здесь в 1722 году. К середине XVIII века остров стал главным опорным пунктом Военно-морских сил Франции в Индийском океане, а Порт-Луи – важным центром кораблестроения. Начал выдавать свою сладкую продукцию первый сахарный завод. На острове стали выращивать кроме уже названных культур кофе, кукурузу, гвоздичное дерево, индиго, разные овощи и фрукты. Это требовало постоянного пополнения контингента рабов, и новые «партии» их привозили с Черного континента (с конца 1630-х до 1825 года голландцами и французами были завезены на остров около 150 тыс. африканцев и малагасийцев). В конце века Маврикий был уже крупным экономическим центром регионального значения.
В декабре 1810 года островом овладели англичане, что было юридически оформлено Парижским договором 1814 года. Он снова стал называться Маврикием. Британские власти окончательно определили хозяйственную специализацию новой колонии – выращивание сахарного тростника и производство сахара.
Важным историческим событием стала отмена рабства – юридически в 1813 году, реально это произошло во второй половине 1830-х годов.
Бывшие рабы-африканцы (почти все) отказались трудиться на плантациях. Нужны были новые рабочие руки; власти и плантаторы организовали массовую иммиграцию на Маврикий индийцев. В период с 1835 по 1923 год на Маврикий прибыли около 450 тыс. переселенцев с Индостана. Это существенно изменило этническую, а впоследствии и политическую ситуацию на острове.
Белый Маврикий
В белой общине большинство – франкомаврикийцы (их около 2% от всего населения). Это в основном потомки давних переселенцев, а также сравнительно недавние выходцы из Франции. Они живут достаточно обособленно; в брак вступают, как правило, в своем кругу, стараются соблюдать обычаи и традиции тех регионов Франции, откуда приехали они или их предки.
Франкомаврикийцам принадлежат важные позиции в экономике острова – в их руках сахарная промышленность, многие банки, транспортные фирмы, значительная часть крупной оптовой торговли. В политической и общественной жизни их влияние мало заметно.
Англичан на острове немного (2–3 тыс. человек). Надо сказать, что британские власти никогда не проводили в Маврикии политики англизации (скорее всего чтобы не вступать в конфликт с давно укоренившейся здесь французской общиной). Они ограничились провозглашением (в 1845 году) английского языка единственным официальным языком колонии. И в независимом Маврикии государственный язык – английский, но при этом во всех сферах жизни достойное место принадлежит французскому.
В конфессиональном отношении все члены белой общины – христиане разных Церквей: католики, англикане, члены Шотландской пресвитерианской церкви, адвентисты седьмого дня, свидетели Иеговы. Христианство исповедуют также все креолы (большинство – католики), небольшая часть индийской и китайской общин, а в общем – более 30% населения страны.
Самая большая община Маврикия – выходцы и потомки выходцев из Индии. Фото Reuters |
Национальное большинство
Креольская община Маврикия (27% населения) включает смешанное франко-афро-малагасийское население, потомков от браков женщин-креолок с индийцами и китайцами (все вместе они составляют оценочно 75% общины), а также не смешанные группы африканцев и малагасийцев. Большая часть креолов живет в городах; европеизированы они сильнее других групп неевропейского происхождения.
Африканцы и мадагаскарцы, разноплеменные и разноязычные в процессе общения между собой и своими хозяевами-французами постепенно выработали общий язык. Креольский язык сложился на основе французского; фактически это патуа (patois, фр.) – искаженный говор французского языка с очень облегченной грамматикой; в нем много слов, выражений, оборотов из африканских языков, малагасийских диалектов, индийских языков.
На Маврикии африканцы и мадагаскарцы теряли не только свои языки, но и племенную, этническую культуру; смешиваясь от поколения к поколению, они становились все более единой этнической общностью – креолами, со своей креольской культурой; общность судьбы породила новое самосознание – креольское. Из всех этнических, этнорасовых групп, живущих в Маврикии, креолы – единственная, которая полностью сформировалась здесь.
Одно из ярких проявлений креольской культуры – зажигательный танец сега, исполняемый под аккомпанемент там-тамов; темпераментный и сентиментальный одновременно, он стал как бы символом общей судьбы всех креолов.
Большая часть креолов относится к малообеспеченным слоям маврикийского общества: рыбаки, докеры, ремесленники, рабочие на разных предприятиях. Но есть и очень состоятельные, богатые люди. Немало креолов получили хорошее образование (во Франции и других странах), стали инженерами, преподавателями, журналистами, литераторами, издателями, политиками. Объединяемые с франко-маврикийцами французской культурой, общей религией, нередко деловыми интересами и связями, они активно выступают за сохранение французского влияния в независимом Маврикии.
Желтый Маврикий
Первые китайцы появились на острове в конце XVIII – начале XIX века. Сейчас их здесь 35–40 тыс. человек (около 3% от общей численности населения Маврикия). Основные занятия – торговля, индустрия развлечений. В каждом городе, почти в любой деревне есть магазин или лавка, которые принадлежат китайцам. Товары для продажи закупаются в основном в Китае или Сингапуре. Есть крупные бизнесмены, которые занимаются оптовой торговлей.
Среди маврикийских китайцев очень высокая доля людей с высшим образованием: это врачи, преподаватели, сотрудники банков и различных фирм, служащие административных органов. Все они хорошо владеют креольским языком, в районах с преобладанием выходцев из Индии – соответствующим индийским языком. Молодые люди еще могут поддержать элементарный разговор по-китайски, но писать на языке предков уже не умеют.
Традиционная китайская одежда давно вышла из употребления даже в домашнем обиходе. По вероисповеданию большинство – христиане, но есть и приверженцы конфуцианства, буддизма; нередко исповедание всех этих религий вполне искренне совмещается в одном и том же человеке.
Сохраняются кровнородственные связи. Община состоит из 60 (приблизительно) кланов; дважды в год все они собираются вместе для совершения ритуалов, связанных с культом предков.
Остров индусов
В начале XXI века (впрочем, как и столетием раньше) самая большая община Маврикия – выходцы и потомки выходцев из Индии (индомаврикийцы), 68% населения страны, около 900 тыс. человек. За пределами Индостана есть несколько стран, имеющих большие индийские колонии: Маврикий, Фиджи, Гайана, Тринидад и Тобаго. Маврикий в этом списке занимает первое место и по доле индийцев среди жителей страны, и по абсолютному их числу.
Среди индийцев больше всего бихарцев (бходжпуров), хиндустанцев, тамилов, есть крупные группы маратхов и телугу. Это люди, относящиеся к разным кастам – земледельцев, ремесленников (их большинство), в том числе и к «высоким» (брахманы, раджпуты). Определенные статусные различия между ними еще сохраняются, иногда подчеркнуто демонстрируются. Однако социальный прогресс не обошел и эту сферу межличностных, межгрупповых отношений. В условиях Маврикия сложились более простые, демократичные отношения между представителями разных каст; в городах нередки браки как между людьми из «высоких» и «низких» каст, так и между приверженцами разных учений и направлений индуизма.
В конфессиональном отношении индомаврикийцы состоят из двух общностей – индуистов (их приблизительно 75%) и мусульман. По числу индуистов Маврикий занимает первое место в Африке. В стране около 200 индуистских храмов. Служба в них ведется на языке соответствующей этнической группы, различны и ритуалы. Но любой индус может пойти в любой индуистский храм, принять участие в богослужении, в праздничных обрядах и шествиях.
Среди индийцев-индуистов много мелких и средних землевладельцев (выращивают сахарный тростник, овощи, фрукты). Есть немало инженеров в разных компаниях, чиновников госаппарата; широко представлены они в так называемых свободных профессиях; есть видные политики, администраторы высокого ранга. Но большинство, как и раньше, – это сельскохозяйственные рабочие.
Основная социально-религиозная ячейка индийцев-индуистов – баитка (в дословном переводе – «место собраний»). Каждая баитка объединяет представителей одной касты (иногда – нескольких близких по статусу и специализации каст), выходцев из одних и тех же районов Индии. Это структура, в рамках которой осуществляется взаимопомощь состоящим в ней людям, организует отправление индуистских обрядов, проведение религиозных праздников.
Индийцы-мусульмане живут обособленно от соотечественников-индуистов. В свою очередь, они делятся на две общины – суннитов и шиитов. Не знающие кастового разделения, мусульмане образуют более сплоченные, интегрированные группы. В конфессиональном отношении к ним примыкают несколько тысяч арабов, проживающих на острове. Всего последователей ислама в Маврикии – 17% населения страны. В их распоряжении около 100 мечетей; при каждой – своя школа (медресе), где дети получают религиозное образование. Мечеть является и центром социально-религиозного сообщества (джамаата).
Основное занятие индийцев-мусульман (а также арабов) – торговля, включая оптовую. В их руках также немало предприятий, производящих продукцию на экспорт.
Первое, что сделали голландские моряки, высадившиеся на Маврикий, – истребили маврикийского дронта (додо) – крупную, высотой до метра, нелетающую птицу. Источник: youngqually.files.wordpress.com |
С начала ХХ века индомаврикийцы стали все активнее включаться в политическую жизнь колонии. Видную роль в развитии их гражданского самосознания сыграл Махатма Ганди, который посетил Маврикий в 1901 году по пути из Южной Африки в Индию. На многотысячном митинге в Порт-Луи Ганди (уже тогда признанный лидер индийского национально-освободительного движения) настойчиво проводил главную мысль: за свои права надо бороться ежедневно, только так можно добиться успеха.
По личному поручению Ганди на остров в 1907 году прибыл его сподвижник Манилал, талантливый адвокат и журналист. В беседах с индийцами – на страницах созданной им газеты «Хиндустани» – Манилал формировал у них чувство личного и этнического достоинства, чувство гордости за великое культурное и духовное наследие их исторической родины. В тяжелой обстановке жесточайшей травли и угроз, организованных белыми плантаторами, Манилалу пришлось в 1912 году покинуть остров. Но он сделал очень много, чтобы изменить психологический климат в индийской общине, особенно в молодежной среде, пробудить уверенность людей в своих силах.
Политическое значение индийской общины резко возросло с 1958 году, когда в Маврикии было введено всеобщее избирательное право. Индомаврикийцы стали главной электоральной силой, со всеми вытекающими возможностями и последствиями. Они не забыли Манилала: памятник ему установлен в центре столицы Маврикия. Есть в городе Институт имени Махатмы Ганди – вуз, где получают образование многие индомаврикийцы.
Многообразие и единство
Маврикий – страна иммигрантов. Все ее население состоит из людей, предки которых или сами, по своей волей или насильственно из разных стран и регионов мира прибыли на остров, чтобы жить здесь. Среди маврикийцев – люди, относящиеся к трем основным расам человечества (европеоиды, монголоиды, негро-австралоиды), а также к разным смешанным расовым типам (последнее относится прежде всего к креолам, а также, частично, к некоторым индийским и мадагаскарским группам). Они говорят на 18 языках. Они исповедуют разные религии (уместно отметить, что специфическим моментом религиозной ситуации в стране – по сравнению с другими государствами тропической Африки – является полное отсутствие сторонников традиционных африканских верований и культов).
Таковы очевидные различия. Очень важно, однако, отметить: этнокультурные группы и религиозные ассоциации Маврикия соседствуют, сосуществуют, не конфликтуя друг с другом. Как символ такой ситуации – стоящие недалеко друг от друга в столичном Порт-Луи католический собор Святого Людовика, англиканская церковь Святого Иакова, индуистский храм Маэсварат, мусульманская мечеть Джамма, китайская пагода, молитвенные дома других конфессий. Конституция страны закрепила свободу вероисповедания всех граждан и одновременно светский характер государства. Поддерживая религиозно-культурную самобытность всех этнических групп, правительство ориентирует их на сближение, сотрудничество, интеграцию. Показательно, что главные религиозно-этнические праздники всех групп населения официально объявлены общегосударственными нерабочими днями.
Объединяющим фактором для всего полиэтничного населения Маврикия стал креольский язык, давно уже вышедший за пределы своей группы и ставший языком межобщинного общения, который здесь знают все. Политические деятели на митингах выступают почти всегда на креольском языке (разумеется, если это не внутриобщинные мероприятия). При этом сохраняются и языки каждой группы, каждой общины. Индомаврикийцы общаются между собой на родных языках, но примерно в каждой третьей индийской семье разговорным стал креольский. Франкомаврикийцы и часть креолов (прежде всего более-менее состоятельные и получившие приличное образование) в своем кругу говорят по-французски. Как правило, интеллигентные и деловые люди свободно владеют английским и французским. И вообще, знание нескольких языков здесь – обычное дело: дома – один язык, на улице, в магазине, ресторане – другой, в учреждении – третий. Нередко в семьях родители и дети говорят на разных языках, при этом все отлично понимают друг друга.
Все более унифицируется одежда. Преобладает европейский костюм, национальная одежда – только для внутриобщинных праздничных мероприятий. В основе маврикийской кухни – блюда индийской кулинарии.
Процессы разрушения межобщинных перегородок становятся все более заметными. Осознание себя частью общности, имя которой – маврикийцы, все сильнее во всех общинах. Существующее в Маврикии мультикультурное общество можно охарактеризовать как формирующуюся маврикийскую нацию. Разумеется, это нация не в этническом значении данного термина, а в этатическом (фр. еtat – «государство»), утвердившемся в странах Западной Европы после Великой французской революции конца XVIII века. Это гражданская нация, сообщество людей в рамках государства, страны, которая – их общая родина (для значительной части – уже во многих поколениях), где они живут, работают, растят детей, которую любят, которой гордятся. Современная нация, которая консолидируется из многочисленных этнических и расовых «осколков», волею судеб оказавшихся в разное время на небольшом острове в Индийском океане.