0
7047
Газета Наука Интернет-версия

24.11.2010 00:00:00

Грусть новых городов

Сергей Голубчиков

Об авторе: Сергей Николаевич Голубчиков - кандидат географических наук; Виктор Иванович Пищулин - кандидат экономических наук, заместитель директора филиала РГСУ в г. Дедовске.

Тэги: город, агрессия, психика


город, агрессия, психика Однообразие геометрически правильных, застекленных строений – одна из причин психологической напряженности в городе.
Фото Натальи Киреевой (НГ-фото)

Зрительное загрязнение охватывает сегодня всю визуальную среду современного человека – архитектуру, цветовую гамму зданий, ландшафты, озеленение, рекламу, витрины, улицы... Как и любое другое загрязнение, оно ухудшает условия жизни горожан, отрицательно сказывается на их здоровье.

Генератор агрессии

Медико-биологические исследования показывают, что агрессивные визуальные поля провоцируют синдром «неосознанной агрессии» – хулиганство, пьянство, сквернословие. У людей с больной нервной системой могут появиться головокружение, тошнота, у эпилептиков – очередной припадок, а у здоровых людей могут обнаружиться отклонения в психике.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), процессы урбанизации ведут к неуклонному росту психических заболеваний. За последнее десятилетие число психически больных людей возросло в Москве на порядок. Врачи-психиатры считают, что 80% их пациентов в крупных городах имеют «синдром большого города». Основные признаки – подавленное состояние, психическая неуравновешенность, агрессивность.

И здесь можно полностью согласиться с академиком Дмитрием Лихачевым в том, что бездуховность порождает агрессивность человечества. Добавим к этому, что бездуховность – это в том числе и следствие агрессивной визуальной окружающей среды.

Единообразие, однотипность геометрически правильных застекленных строений – главная причина нашей раздражительности. «Стекломания» делает визуальную среду однообразной, монотонной для глаз. Исследованиями установлено, что если в поле зрения попадает более 10–13 одинаковых элементов, то человек уже внутренне готов к раздражению.

Так уж устроен наш глаз, что каждую секунду готов за что-то зацепиться, зафиксировать четко выделяющуюся и различимую деталь. Этой деталью может быть и лепная фигура на фронтоне здания, башенка, арка, даже труба на крыше здания. К сожалению, на фасадах современных домов не на чем остановиться взгляду, разве что на стираном белье, развешанном на балконах спальных районов, либо на застекленных многоэтажных однотипных офисах и гостиницах в центре.

Однообразная, гомогенная и агрессивная визуальная среда приводит к расстройству зрения, влияет на здоровье центральной нервной системы. Обнаружено, что у городских школьников близорукость встречается в полтора-два раза чаще, чем у сельских. И это обусловлено урбанизированной визуальной средой.

Безобразие погубит мир

Монотонность архитектурного пространства, особенно в районах новостроек, разобщенность людей, оторванных от привычной социально-психологической среды, порождают такое явление, как «грусть новых городов».

Агрессивно и многолюдье в городах, становящееся активным стрессором. Толчея на улицах, в метро воспринимается как пространство, состоящее из большого числа одинаковых видимых объектов. Так, спускаясь по эскалатору, человек видит в час пик большое число головных уборов, но не всего человека.

У жителей микрорайонов, в которых господствуют голые стены, асфальт, железобетон, прямые тротуары, одинаковые бордюры, выстроенные в ряд гаражи-ракушки, радость зрительного общения с окружающим миром постепенно уступает место раздражению. Возникает некий подсознательный, зачастую неконтролируемый протест, желание сменить обстановку. И, как следствие, – пренебрежительное отношение к своему дому, жилищу, к своему двору. Отсюда – вытоптанные газоны, испорченные лифты и телефоны-автоматы, грязные подъезды.

Ухудшают визуальную среду и цветовая скудость окраски зданий, пустыри и неблагоустроенные участки (в Москве таковых около 8% городской территории). Перефразируя известные слова Федора Достоевского, можно сказать, что «безобразность мир погубит».

Все – в ажуре!

Многие страны принимают достаточно жесткие меры для оздоровления городской среды. Так, в Сент-Луисе (США, штат Миссури) был снесен целый квартал, выстроенный в стиле модерн. Принявшие такое решение власти штата мотивировали это тем, что весь район стал рассадником преступности и распада социальных связей в городе.

Весьма важно учитывать принципы видеоэкологии при строительстве офисов, банков. «Архитектура сейчас онемела, не имеет своего языка, – утверждал академик Лихачев. – Вокзал (имеется в виду Курский вокзал в Москве. – С.Г.) может быть выстроен, как крытый рынок, как цирк, дворец, как один из корпусов завода Форда и т.д.».

Великий Гете сказал, что «создания искусства разрушаются, как только исчезает чутье к искусству». У настоящих зодчих существует множество способов «оживления» уродливых зданий: это и вертикальное озеленение, создание зеленых насаждений на крышах зданий, это и мансарды и шпили, высококлассная реклама и цветовая гамма, умелое раскрашивание зданий. Оживляет визуальную среду и разнообразный зрительный ряд, позволяющий взгляду как бы «перебегать с одного предмета на другой».

Комфортную визуальную среду создают декоративные, ажурные элементы, на которые можно долго смотреть с эстетическим наслаждением. Именно такое ощущение оставляет «Испанское подворье» – бывший особняк Саввы Морозова на Новом Арбате в Москве. В нем практически отсутствуют прямые линии и прямоугольные плоскости, а стены его изобилуют различными ажурными закруглениями.

В старой архитектуре можно встретить много подобных деталей – например, двери с использованием резных вставок и закругленных деталей, изящные, легкие решетки на окнах.

Улучшают городскую среду, делают ее более комфортной не только исторические памятники, но и монастыри, церкви – своеобразные вертикальные доминанты, создающие легкоузнаваемую панораму каждого города. Такие «блестящие главы, возносящиеся к небесам», становятся опорными точками зрительного восприятия города. Шедевр деревянного зодчества – церковь в Кижах – имеет 20 глав. Это позволяет бросить взгляд, к примеру, на один крест и тут же ухватиться за другой.

Большое бедствие в крупных городах представляют и глухие заборы, доставшиеся нам в качестве наследства от гипертрофированного военно-промышленного комплекса советских времен, породившего закрытые учреждения. В Москве длина таких заборов достигает многих тысяч километров, при усредненной трехметровой средней высоте таких сооружений «заборная» площадь исчисляется миллионами квадратных метров.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
869
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1025
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1171
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
3222

Другие новости