В Сколкове нужно создать возможности для спонтанных встреч обитателей слишком удаленных друг от друга групп и проектов как на различных форумах, так и просто "на улице".
Фото Reuters
В бурных дискуссиях о перспективах российской «Кремниевой долины» в подмосковном Сколкове возникает понимание, что инновационность современной экономики определяется в долгосрочной перспективе не крупными фирмами или предпринимателями-одиночками, а устойчивой самовоспроизводящейся социальной сетью и тех и других плюс ученых, инженеров, управленцев, венчурных инвесторов. Только в такой предпринимательской сети можно обеспечить динамичное равновесие между конкуренцией и сотрудничеством, двумя главными катализаторами инновационного процесса.
Обычно предпринимательская сеть формируется по мере реализации инновационных проектов, сперва как совокупность небольших изолированных групп, каждая из которых связана с отдельным проектом. Сплоченность, возникшая в ходе реализации таких проектов, станет залогом доверительных долгосрочных профессиональных и личных отношений, способствующих совместному предпринимательству в будущем. Но поскольку следующая инновация по определению кардинально отлична от предыдущей, состав предпринимательских групп не может оставаться постоянным.
Те, кто сумеет поработать с разными партнерами в разных фирмах и проектах, станут сетевыми предпринимателями, уменьшая социальную дистанцию как между обитателями Сколкова, так и их партнерами в других регионах и странах. Они станут переносчиками знаний и опыта, свободная циркуляция и смешение которых так необходимы для возникновения прорывных идей.
Но перебор здесь нежелателен. Избыточное сближение внутри больших групп предпринимателей превратит Сколково в несколько толкучек, где новые идеи могут просто задохнуться в зародыше от недостатка внимания и критической проработки. Какая предпринимательская сеть оптимальна в этом отношении?
Нам такие сети хорошо известны. Мы вспоминаем о них каждый раз, когда восклицаем «Как тесен мир!», обнаружив общих знакомых со случайным встречным. Далеко не все обитатели тесного мира знают друг друга. Наоборот, большинство из них проводят большую часть времени в сравнительно небольших сплоченных группах. Тем не менее и в этом сила тесного мира, любых двух обитателей соединяет короткая цепочка контактов.
В теории социальных сетей разработаны количественные индикаторы и теоретические модели тесного мира, которым соответствуют самые разные физические, биологические и социальные системы. Первые результаты исследований экономических социологов, положивших начало изучению сетевых структур в бизнесе, показывают, что именно тесный мир способствует реализации прибыльных предпринимательских проектов в инновационных сообществах.
Тесный мир Сколкова, если и сформируется, то не по указу сверху, а только в результате спонтанного подбора партнеров самими предпринимателями. Но оценивать любые действия с точки зрения содействия его формированию просто необходимо.
Институты Сколкова должны минимизировать ограничения на потоки информации, знаний и опыта между фирмами. Понимаю, кому-то это покажется фантастикой. Западные фирмы и так жалуются на отсутствие какой-либо защиты интеллектуальной собственности в России. Жесткая и эффективная защита интеллектуальной собственности каждого участника Сколкова придаст им уверенности, что открытость будет способствовать коммерциализации, а не воровству их собственных разработок. А как только появятся зачатки предпринимательской среды, большие фирмы встанут перед выбором – либо влиться в поток идей и других ресурсов, либо постепенно оказаться в полной изоляции.
В Сколкове нужно создать возможности для спонтанных встреч обитателей слишком удаленных друг от друга групп и проектов как на различных форумах, так и просто «на улице». Начать следует с генплана иннограда, в котором предусмотреть оазисы для общения на пересечениях людских потоков. И растить в иннограде нужно не только предпринимательскую, но и другие социальные сети, которые и составляют гражданское общество: профессиональные и иные ассоциации по интересам, благотворительные и попечительские советы, разнообразные средства массовой информации и т.д. В этих сетях тоже будут зарождаться идеи и связи, способные в дальнейшем перерасти в совместное предпринимательство. Они же создадут возможности для широкого общественного контроля над предпринимательской сетью и тем самым уменьшат коррупционные риски.
Стоит также позаботиться, чтобы у людей были возможность и желание сохранять связи со Сколковом после завершения первых проектов, удачных или нет. Сейчас предполагается, что постоянных жителей в Сколкове не будет, что резко отличает инноград от сложившейся модели Кремниевой долины и, вообще говоря, представляет проблему. Ведь если некоторая мобильность необходима для доступа свежих идей, слишком высокая мобильность подорвет формирование отношений доверия и тем самым снизит предпринимательский потенциал сети.
Возможно, многие «ветераны» осядут в Москве и ее окрестностях или будут поддерживать со Сколковом и друг другом виртуальные отношения. Конкретные формы их участия предусмотреть заранее в деталях невозможно. Но отслеживать и поддерживать их в реальном времени необходимо.
По сути, речь идет о мониторинге эволюции предпринимательской сети и мобильности ее участников. Анализ полученной информации станет источником обратной связи обитателям иннограда, которую те смогут учитывать при выборе будущих партнеров, руководствуясь репутацией кандидатов – предпринимателей в тесном мире Сколкова. И первичные данные, и их анализ должны стать широко доступны публике, что сделает предпринимательскую сеть максимально прозрачной и создаст барьер на пути желающих ее коррумпировать.
Конечно, высказанные предложения не гарантируют появления динамичной предпринимательской сети в Сколкове. Риски и неопределенность достаточно велики, а имеющийся опыт внушает скептицизм. Но ведь и альтернативы такой сети нет. Современный бизнес все больше осуществляется в глобальных социальных сетях, в которых предпринимательство в сфере высоких технологий неотделимо от предпринимательства сетевого.