По мнению Стивена Хокинга, через полтысячи лет людская колония на Марсе обзаведется своим языком.
Фото Reuters
Знаменитый английский физик-теоретик и космолог Стивен Хокинг снялся в трех документальных фильмах. В них он рассуждает на темы гравитации и физической природы времени, контактов с инопланетными цивилизациями и опасностей, которые могут быть следствием соприкосновения с чужими.
Говоря о путешествиях во времени, Хокинг категорически «запретил» возврат в прошлое, поскольку это нарушает один из основных законов Вселенной – непреложность причинно-следственного дуализма, в котором первое всегда предшествует второму (мы не можем вернуться на сто лет назад, чтобы убить своего дедушку, иначе нас самих не будет). А вот в будущее герой фильмов путешествует легко, поскольку теоретически этому ничто не мешает.
Отечественного зрителя вполне могли заинтересовать слова теоретика относительно земной колонии на Марсе, так, в последнее время в России много ведется разговоров о пилотируемой экспедиции к Красной планете. По мнению Хокинга, через какие-то полтысячи лет людская колония на Марсе обзаведется своими кулинарными рецептами, валютой и даже языком. Тема тоже не новая, если вспомнить роман «Аэлита» Алексея Толстого и фильм «Вспомнить все» с Арнольдом Шварценеггером, по ходу которого простой работяга попадает на Марс, где сталкивается со всеми указанными «колониальными» особенностями: людьми невысокого роста и трехгрудыми девушками в баре.
На последний факт как-то мало обращается внимания, хотя он весьма показателен. Уже много раз говорилось о биологической абсурдности инопланетной колонизации, поскольку никаких ресурсов Земли не хватит на то, чтобы переселить на нашего космического соседа хотя бы миллион человек. При меньшей же численности колонистов резко возрастает опасность генетического «бремени» в результате близкородственных уз, связывающих колонистов (указанные выше девушки как раз и могли быть рождены в лоне подобного рода браков).
На Западе Хокинг широко известен как носитель уникального случая так называемого бокового амиотрофического склероза (АLS – Amyotrophic Lateral Sclerosis), или, как следует из греческого названия, «отвердения» мышц, потерявших естественную эластичность в результате нарушения их иннервации. Вот уже на протяжении долгих десятилетий вся мало-мальски интересующаяся наукой публика в немом восхищении смотрит на человека, который в силу генетического заболевания, начавшегося у него в 20 лет, сначала потерял способность ходить, потом вообще двигаться и даже дар речи. Общению Хокинга с миром помогает «бортовой» компьютер, установленный на его кресле-каталке, который управляет и синтезатором речи.
Вполне возможно, что жертва дисфункции генома сознательно не хочет говорить о генетических проблемах, почему так легко и «прогнозирует» колонизацию Марса. Публика, мало разбирающаяся в проблемах генетики, не обращает внимания на эту вполне естественную лакуну в размышлениях теоретика. Но наука не стоит на месте, и сегодня мы можем более определенно судить о природе возникновения этого генетического заболевания. Речь идет о сообщении специалистов университета японского города Хиросима, которые частично прочитали геном шести соотечественников, страдающих АLS.
Полученные данные сравнивали с тем, что были получены у других пациентов – 76 с семейной формой заболевания и 597 со спорадической. Ученым удалось выделить зону на 10-й хромосоме, содержащую 17 генов-«кандидатов». Для выявления роли каждого из них были прочитаны участки генов (экзоны), отвечающие за синтез кодируемых ими белков. В результате кропотливой работы была выделена мутация в гене белка оптинейрина (ОРТN), который, судя по его названию, поддерживает жизнеспособность нервных отростков – аксонов, формирующих зрительный нерв.
Мало того, оказалось, что среди шести японцев с амиотрофическим склерозом, геном которых просмотрели в Хиросиме, трое были из «кузенных» семей, то есть отец и мать были двоюродными братьями-сестрами. В первой семье здоровая мать была носительницей мутации. У них с братом родилось трое детей, двое из которых – сын и дочь – больны (вторая дочь здорова). Во второй семье оба здоровых родителя несли скрытую мутацию в гене оптинейрина. Мать родила больную дочь и здорового сына.
В подавляющем большинстве случаев мутации никак себя не проявляют, и их обладатели до самого последнего времени оставались их латентными носителями. Мутации не только передаются детям по наследству, но и возникают «де-ново» – особенно в условиях повышенной радиации. Вероятность «объединения» мутантных генов родителей резко возрастает по мере повышения степени их родства – в близкородственных браках. А при ограниченности числа колонистов частота подобных браков будет только возрастать.
Так что физикам и космологам в свободном полете их фантазии необходимо учитывать и биологию человека┘