0
3252
Газета Наука Интернет-версия

08.09.2010 00:00:00

С чего начинается высшая школа

Леонид Волчкевич

Об авторе: Леонид Иванович Волчкевич - доктор технических наук, профессор МГТУ им. Н.Э.Баумана.

Тэги: обучение, модернизация, вуз


обучение, модернизация, вуз Забросив вопросы воспитания и сосредоточиваясь на профессиональном обучении, мы стали хуже понимать психологию студентов.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Возьму на себя смелость высказать парадоксальный тезис: модернизацию страны следует начинать не с нанотехнологических прожектов или перестройки чиновничьих структур, а с модернизации системы высшего образования. Не вижу иного звена, ухватившись за которое возможно вытащить всю цепь модернизации страны в целом. И «прорабов», и «волонтеров» модернизации взять более неоткуда.

Я не идеализирую вузовскую среду как таковую. Молодой человек, поступивший в вуз «по блату» и прокладывающий путь к диплому, всовывая банкноты в зачетную книжку, на выходе есть готовый коррупционер. Я не верю в светлые помыслы тех, кто штурмует приемные комиссии тех вузов и факультетов, где готовят чиновников.

Я верю в выпускников физматов классических университетов; вузов технических, педагогических, медицинских. Прежде всего потому, что основной контингент таких вузов – это дети полунищей сегодня, униженной российской интеллигенции, единственного сословия, сохранившего традиционные российские нравственные устои. И поступают в такие вузы не в предвкушении будущих «левых» доходов, а более по призванию или следуя семейным традициям.

Конечно, модернизация вузов потребует немалых затрат на оснащение, благоустройство и многое другое. Но на главное, организационно-методическую перестройку учебного процесса, возвращение его учебно-воспитательной направленности, ни особых затрат, ни расширения штатов не потребуется. Необходим лишь постоянный контроль руководства страны и конкретность действий на местах.

Становление учебно-воспитательного процесса как органического целого необходимо производить прежде всего через учебные планы и программы, методологию и направленность вузовских воздействий. В основу должно быть положено воспитание студенческого контингента справедливостью взаимоотношений в коллективе вуза, создание соответствующего морально-нравственного климата.

Морально-нравственный климат вуза – не эфемерная, а вполне конкретная категория, которую необходимо отслеживать и анализировать, например, путем регулярных анонимных студенческих опросов (кто не знает как, могу подсказать). Общаясь в достойной среде, студент начнет осознавать, что и в окружающем мире «беспредела» существуют «острова справедливости», и за это стоит бороться.

Сегодня работодатели-производственники при приеме на работу молодых специалистов как первое требование ставят не узкий профессионализм, а талант и человеческую порядочность, способность работать много и добросовестно. А с квалификационной точки зрения наиболее ценится умение делать то, чему напрямую в вузе не учили, способность адаптироваться к совершенно новым задачам и сферам деятельности. Все это абсолютно необходимо и при омоложении государственных структур.

На второе место по значимости я поставил бы «воспитание наставничеством», внедрение индивидуальных методов и форм работы со студентами с выявлением и раскрытием талантов, наклонностей и способностей каждого к определенным видам деятельности. Чего в широких масштабах и системно не было и в советские времена.

Организационно внедрение системы наставничества не представляет сложностей – достаточно переносить на студентов старших курсов каноны работы с аспирантами: персональное научное руководство, индивидуальные научно-практические направления деятельности, стимулы и льготы плюс обоюдная ответственность. В такую систему должны вовлекаться все без исключения студенты старших курсов, а не только «записные отличники» по общим предметам.

При раскрытии личности, при конкретной ответственности из незаметных троечников нередко вырастают профессиональные гении. И не только по прямой специальности. У многих студентов независимо от профиля обучения обнаруживаются задатки руководителей, организаторов. Если к этому добавляются человеческая порядочность и неравнодушие, есть смысл таких людей брать на заметку, доучивать их в юридическом и административном плане, вовремя выдвигать в кадровый резерв руководства.

Наконец, третье, и снова архиважное – это воспитание молодых людей разумной требовательностью. С этим сейчас повсеместно плохо. Учебная дисциплина и успеваемость снижаются, число «хвостовиков» огромно не только на младших, но и на старших курсах. Растут отчисления, несмотря на всяческие потуги сохранения студенческого (а фактически – и преподавательского) контингента. И в этом явлении следует винить не только ухудшение качества школьного контингента, что проще всего, но и самих себя.

Забросив вопросы воспитания и сосредоточиваясь на профессиональном обучении, мы стали хуже понимать психологию студентов. Зачастую неуспеваемость на младших курсах определяется не «тупостью» или слабой школьной подготовкой, а психологическими трудностями адаптации неокрепшей личности к совершенно иным, чем в школе, условиям и требованиям. А мы, не вникнув глубоко в причинность, унижаем и третируем студента, вплоть до отчисления, ломая его судьбу.

Данная дилемма решается просто, и опыт ее решения имеется. После каждого учебного года по итогам на последний день сессии должна проводиться всеобщая «аттестация» всех студентов на всех курсах, возможно, кроме первого. Но обязательно – с внимательным, доброжелательным, строгим анализом обстоятельств. И – каждому по заслугам! Сдавшим на «отлично» – персональные стипендии, бесплатное обучение, общежитие при необходимости. Сдавшим сессию без блеска, но в целом успешно – бесплатное обучение и, разумеется, перевод на следующий курс. Всех, кто имеет задолженности без уважительных причин, – безусловный перевод на платное обучение с установлением испытательного срока («хвостовая сессия»). Ликвидировавшие задолженности переводятся на следующий курс, не ликвидировавшие – остаются на повторное обучение; в обоих ситуациях, повторю, на платной основе.

Вердикты действуют ровно год, до следующей аттестации. Никаких «долгоиграющих хвостовиков» и никаких отчислений!

Любое принудительное отчисление из вуза, хоть трижды обоснованное формально, антигуманно и антивоспитательно. Человек должен уходить из вуза только сам, убедившись в ошибочности конкретного выбора, но не потеряв надежду в самореализации на ином поприще или в том же вузе, проявив при повторном обучении за собственные средства иной уровень добросовестности и дисциплины. А значит – получить возможность при очередной аттестации вернуть бесплатность обучения, уважение преподавателей. Но главное – веру в собственные силы и способности, осознание того, что в мире существует справедливость. А это – важнее всего прочего.

События недавнего времени, в том числе международный скандал вокруг одной из крупнейших автомобильных фирм, продвигавших свою продукцию через взятки высокопоставленным лицам, в том числе в России, высветил многое. Прежде всего беспомощность высших эшелонов власти в части реальных мер против тех своих «собратьев», у кого не оказалось ни совести, ни чести, ни боязни последствий.

Меня лично эта история лишь укрепила в убеждениях, изложенных выше. Или мы сумеем целенаправленно воспитать генерацию молодых людей, нетерпимых к несправедливости. Или России не выпрямиться, не подняться из грязи. Тем более – от нее очиститься.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

Дарья Гармоненко

Иван Родин

От лица руководства партии Юрий Афонин пропагандирует разворот россиян к социализму

0
377
Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Иван Родин

Разделение Госдумы пополам между депутатами-списочниками и одномандатниками – это чисто политическое решение

0
440
Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

0
303
Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

0
326

Другие новости