В клеточную оболочку-мембрану встроено много функциональных белков, с помощью которых клетка поддерживает свою жизнеспособность и выполняет те или иные функции. Мембранные протеины, в свою очередь, включаются после улавливания различных жизненно важных регуляторов, к которым относятся, например, гормоны, в том числе и мужской тестостерон. Дерматологи уверяют нас, что лысина на голове 60% мужчин возникает в результате переизбытка тестостерона. Впрочем, на сегодня известно уже как минимум три гена, выключение которых ведет к утере волос.
Удивительно, но один из этих генов родственен гену АРС, мутации которого приводят к раку толстого кишечника. Изменения «родственника» ракового гена – причина гипотрихоза, понижения плотности волосяного покрова вследствие недоразвития волосяных мешочков, или фолликулов. Впрочем, связи роста волос и опухолей удивляться не приходится, поскольку в непосредственной близости от фолликула находится группа стволовых клеток, деление которых приводит к заживлению ран и постепенной «смене кожи». И вот – новое сообщение, касающееся регуляции роста волос и «воздвижения» защитного кожного барьера.
Уже много лет ученые знают о существовании так называемых рецепторов преходящих потенциалов (ТRР – Transient Receptor Potential). Эти мембранные белки были поначалу открыты в оболочках обонятельных нейронов. Активность рецепторов буквально «вспыхивает», когда мы сталкиваемся с новым запахом или ароматом, но затем довольно быстро угасает, откуда и название подобного рода рецепторов. Мы это угасание ощущаем как привыкание, говоря в таких случаях, что принюхались.
И вот оказалось, что подобные рецепторы принимают самое деятельное участие и в формировании волос. Выключение их гена приводит к «буклированию», то есть образованию завитков на шкурке мышей, а также к спиральному закручиванию «усов» на их мордочке. Это, в свою очередь, становится причиной нарушения у животных как обоняния, так и осязания.
Известно, что рецептор транзиентного потенциала является одновременно и каналом проведения внутрь клетки ионов кальция, которые необходимы для генерации импульса. Однако рецепторный канал действует не сам по себе, а находится под строгим контролем двух других регуляторных белков, также встроенных в оболочку клетки. Мутации генов обоих белков и становятся причиной образования опухолей, что неудивительно: эти протеины необходимы для стимулирования роста и деления кератиноцитов, или клеток ороговевающего слоя кожи.
Какова связь между рецепторами-каналами и белками противораковой защиты? Можно представить себе, что протеиновый канал закачивает в цитоплазму ионы кальция, которые необходимы для запуска сигнального каскада, управляемого ростовыми факторами. Сигнал, проходящий по цитоплазме, достигает ядра, где его на регуляторных участках соответствующих генов-мишеней ждут протеиновые рецепторы гормонов – в частности, тестостерона.
Таким образом, стероидный активатор генной активности оказывается в самом конце длинной и сложно устроенной цепи регуляторов клеточного роста и размножения. Сбои в этой цепи, с одной стороны, приводят к утере волос в результате микрофолликулии волосяных мешочков, а с другой – к «кудряшкам Сью». А это уж, как говорится, зависит от той комбинации генов, которую человек получает от своих родителей и родственников предыдущих поколений.