Участники круглого стола: профессор Татьяна Черниговская, академик Александр Чубарьян, ректор РГГУ, член-корреспондент РАН Ефим Пивовар и проректор по научной работе РГГУ Дмитрий Бак.
Фото предоставлено пресс-службой РГГУ
В Российском государственном гуманитарном университете в Москве прошло заседание очень представительного круглого стола – «Современное состояние и перспективы развития когнитивной науки в России». Организаторы – Центр когнитивных программ и технологий РГГУ совместно с Академической образовательной ассоциацией гуманитарного знания и Межрегиональной ассоциацией когнитивных исследований. Вообще-то, формально, до сих пор нет четкого определения предметной области, которой занимается когнитивная наука (или когнитивные науки – это тоже остается до сих пор предметом обсуждения).
«Мозговые механизмы памяти, приобретения знаний, язык как средство познания и коммуникации, интеллект, мышление, восприятие, познание, представление и приобретение знаний – вот чем занимается когнитивная наука, – подчеркнула профессор Санкт-Петербургского университета, президент Межрегиональной ассоциации когнитивных исследований Татьяна Черниговская. – Опасность заключается в том, что любое знание – чуть ли не химия – может попасть в эту область исследований, она размывается».
Не случайно доктор филологических наук, руководитель Института лингвистики РГГУ Максим Кронгауз заметил: «С употреблением слова «когнитивный» явно что-то не в порядке. Когда слово становится модным, оно подвергается семантической девальвации. А разве лингвистика начала XX века – не когнитивная наука? Имеет ли смысл вбрасывать новую парадигму или объявлять все предыдущее когнитивной парадигмой?»
Как бы там ни было, но профессиональное сообщество ученых, занимающихся когнитивными исследованиями в России, очень близко подошло не только к семантическому уточнению, что же такое когнитивная наука, но и к формализации самого этого сообщества. В том же СПбГУ с нынешнего года открыта магистерская программа «Когнитивные исследования, междисциплинарный подход к языку». Лингвисты, психологи, биологи и философы – на базе этих факультетов предполагается создать межфакультетскую программу. Кстати, у биологов в СПбГУ уже есть программа – «От нейрона к сознанию». В РГГУ тоже существует магистерская программа «Психология познания и когнитивные науки» – сообщила проректор РГГУ, руководитель центра когнитивных программ и технологий Вера Заботкина. Возможно, одно из самых интригующих направлений, которым занимаются в этом центре, – эмоциональные роботы. Другими словами, здесь разрабатываются основы создания автоматов, способных распознавать и воспроизводить эмоциональное состояние. В перспективе – робот, который сможет распознавать и тактильные сигналы.
А ведь еще в 2003 году в Министерстве образования РФ отказывались регистрировать Российскую ассоциацию лингвистов-когнитологов. Аргумент был очарователен: «Не подписывайте им ничего – они хотят влиять на наше сознание». И в каком-то смысле чиновников можно понять. «Язык – окно в невидимые структуры мозга. Как его использовать в этом качестве – одно из направлений наших исследований», – заметил доктор филологических наук, профессор МГУ им. М.В.Ломоносова Андрей Кибрик.
Например, американские ученые недавно выяснили, что некоторые задачи индейцы решают лучше, чем голландцы. И, похоже, этот эффект достигается именно благодаря устройству языка. Отсюда уж совсем недалеко до почти крамольного еще недавно вывода: наука глубоко, на ментальном уровне, национальна. По крайней мере член-корреспондент РАН Константин Анохин отметил, что когнитивные исследования показывают: наука имеет свои стереотипы в разных странах. «Ожидается, что в XXI веке главные достижения – это науки о мозге», – подчеркнул Анохин.
Еще один интересный факт. Одинаковые патологии у людей, говорящих на разных языках, проявляются по-разному. То есть мозг одинаковый (биология), а болеют люди по-разному. Отнюдь не случайно, что сегодня даже графология вовлечена в сферу когнитивных наук. Когнитивное терминоведение – самостоятельное научное направление┘
Можно было бы иронически заметить, что все эти когнитивные лингвисты, когнитивные психологи, когнитивные социологи, когнитивные семиотики и проч., и проч. когнитивные специалисты пытаются решать лишь сугубо фундаментальные, задачи. Например, оконтурить сферу когнитивных исследований┘ Но вот данные последних исследований. Более 48% детей в России не осваивают письмо и чтение. Возможно, это результат интенсификации познавательного процесса. В том числе из-за раннего приобщения детей к персональным компьютерам – в 5–6 лет; три года назад этот возраст составлял 8–9 лет. «Никакого позитивного эффекта это не дает, – подчеркнула доцент РГГУ Мария Михеенкова. – Мы призываем к внедрению информационных технологий в школе, но абсолютно не знаем, а готовы ли к этому дети».
И это тоже – когнитивные процессы.
В этом контексте уже совсем по-другому воспринимаются слова сопредседателя Академической образовательной ассоциации гуманитарного знания академика Александра Чубарьяна: «Мы должны принять этот вызов. Главная проблема – найти нишу для гуманитарного знании в процессе модернизация, который идет в стране». Как сообщил академик Чубарьян, ассоциация недавно выступила с инициативой формирования федеральной программы гуманитарного знания.