Реконструированный череп "южной обезьяны" из седибы – Australopithecus sediba.
Источник: spiegel.de
Похоже, недостающее звено в цепи эволюционных превращений обезьяны в человека, об отсутствии которого нам так долго твердили школьные учителя, наконец найдено. Причем найдено в месте, которое носит очень подходящее к этому случаю звание «Колыбель человечества» и входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Это место находится в ЮАР, примерно в 40 км от Йоханнесбурга и славится тем, что здесь было найдено наибольшее количество окаменелых останков наших африканских предков.
Международная команда палеоантропологов, работающая под руководством Ли Бергера, профессора из Университета Уитуотерсранда в Йоханнесбурге (в просторечии Университет Уитс), сообщила через журнал Science, что именно здесь, в «Колыбели человечества», близ системы подземных известняковых пещер Стеркфонтейн, многие из которых в результате сильной эрозии местных почв сейчас оказались вскрытыми, а именно – в пещере Малапа, были обнаружены два скелета, принадлежащих к новому, ранеe неизвестному виду гоминидов. Этот вид, по мнению авторов открытия, является очень вероятным кандидатом на промежуточное звено, связывающее австралопитеков и приматов вида «хомо».
Скелеты, несмотря на возраст почти в 2 млн. лет (точнее, 1,78–1,95 млн.), на удивление хорошо сохранились. Один из них принадлежит мальчику восьми-девяти лет, другой – женщине, которой было около 30 лет. Судя по тому, что скелеты лежали рядом, на расстоянии полуметра друг от друга, это были мать и сын, которые, вероятнее всего, бродили по окрестностям в поисках воды и случайно упали в пещеру, которая в те времена находилась на глубине 30–50 м. Этим, кстати, объясняется необычайно хорошая сохранность скелетов и даже их наиболее хрупких костей – в пещере до них не могли добраться гиены и другие пожиратели падали.
У скелетов усложненная структура таза и длинные ноги, что позволяет отнести их к вымершему виду «человек прямоходящий» (homo erectus). Строение лицевых костей тоже скорее человеческое, чем обезьянье. Однако руки у них длиннее человеческих, что вкупе с некоторыми другими признаками говорит об их принадлежности к австралопитекам. И, что самое главное, объем мозга у них намного меньше человеческого – всего 420–450 куб. см (человеческий мозг занимает 1200–1600 кубиков).
Сравнение этих и других особенностей скелетов позволило ученым с большой долей уверенностью заявить о новом виде гоминидов, который они назвали Australopithecus sediba. Sediba означает «источник» на языке сото, одном из 11 государственных языков ЮАР. Иными словами, уже из названия вида следует, что это, по мнению открывателей, тот самый последний австралопитек (переводится как «южная обезьяна»), та самая последняя обезьяна, которая дала начало новой линейке видов под брендом homo.
До сих пор многие антропологи считали, что начало этой линейке дали именно австралопитеки. Многие, но не все. Были и такие, которые нашими предшественниками называли другой вид гоминидов – кениантропов. Теперь, если будет окончательно доказано, что недостающее звено наконец найдено, в этом вопросе прибавится больше ясности. Правда, до окончательной ясности, судя по реакции антропологического сообщества, еще далеко. У открытия, точнее – у его толкования авторами, как и следовало ожидать, нашлось много противников.
Споры разгорелись сразу и не на шутку. По своему накалу страсти вокруг седибы намного превосходят те, что вот уже много лет бушуют вокруг хоббитов с острова Флорес. Одни говорят, что это вовсе не новый вид, а хорошо известный в науке вид Australopithecus africanus, только немножечко измененный под действием времени. Другие, наоборот, утверждают, что никакой это не австралопитек, а самый что ни на есть представитель линейки «хомо», а то, что у них мозги маленькие, так ведь и у индонезийских хоббитов они были примерно того же размера, но ведь никто же на этом основании не называет их обезьянами┘
Например, антрополог Фред Грайн из Нью-Йоркского университета Стоуни Брук напоминает, что первые следы «хомо» (фрагменты верхней челюсти и таза), обнаруженные в Эфиопии, старше находок команды Бергера на 400–500 тыс. лет. Так что если седиба имел претензии стать недостающим звеном, то он немножко опоздал.
Ли Бергер довольно внятно отвел все возражения, в частности, возражения Грайна. «То, что мы нашли, это точка во времени, – заявил он. – Никто не может сказать, были ли это самые первые A.Sediba или последние. Никто не может сказать, когда они появились». К тому же, подчеркнул Бергер, все находки, относящиеся к тому периоду времени, слишком фрагментарны по сравнению с тем, что было найдено в пещере Малапа, и поэтому их датировка может оказаться ошибочной.
Разъяснения Бергера накала страстей не убавили, и, по всей видимости, споры вокруг нового вида продлятся еще много лет. Говорят о еще двух или трех скелетах, найденных командой Бергера в тех местах, однако комментировать это еще не объявленное открытие Бергер категорически отказывается.
Интересна судьба находки матери и сына из вида «седиба». В 2008 году Ли Бергер с помощью программы Google Earth обнаружил в «Колыбели человечества» незарегистрированные пещеры и сразу же отправился в разведывательную экспедицию, взяв с собой девятилетнего сына Мэтью. В сущности, все началось с того, что мальчик нашел мальчика.
Разгуливая по окрестностям раскопок, Мэтью перевернул камень и обнаружил торчащую из него кость, которая впоследствии оказалась ключицей мальчика. Он принял ее за кость антилопы, которые там встречаются очень часто, но на всякий случай позвал отца. «Увидев кость, – рассказывает Мэтью, – папа стал страшно ругаться, я спросил, что я сделал не так, а он говорит: «Ты ничего не сделал. Ты просто нашел гоминида!»
Вскоре на раскопках работали уже около 60 ведущих антропологов со всех концов света и десятки студентов. Бергер не сомневается, что находкой трагически погибших сына и матери дело не ограничится и самые ошеломляющие находки еще впереди.