0
5114
Газета Наука Интернет-версия

28.04.2010 00:00:00

Огромный мир маленьких островов

Семен Козлов

Об авторе: Семен Яковлевич Козлов - кандидат исторических наук, этнолог.

Тэги: океания, этносы, государства, острова


океания, этносы, государства, острова Океания традиционная и постмодерновая.
Фото Reuters

В середине декабря 2009 года в Москву прибыл министр иностранных дел Республики Науру, который был принят на высоком уровне в МИДе, где получил обещание гуманитарной помощи для своей страны (в прессе говорилось о 50 млн. долл.). Затем наурийский министр посетил столицу Абхазии, где подписал договор о признании этой страны в качестве суверенного государства. На следующий день аналогичный акт был совершен в столице Южной Осетии. Напомним, что до начала 1990-х годов и Абхазия, и Южная Осетия входили в состав Грузии на правах автономий.

Это дипломатическое действо вызвало разные отклики: от нарочито-удовлетворенного заявления видного думского деятеля (в смысле «процесс пошел┘») до ироничных журналистских комментариев в духе известных строк Маяковского («┘На польский (паспорт. – С.К.) выпяливают глаза (┘) – откуда, мол, и что это за географические новости?»). Политический контекст данного события я опускаю, а вот о «географических новостях» стоит поговорить. Хотя бы потому, что государства Океании все активнее заявляют о себе в международной жизни (как члены ООН, британского Содружества, разных региональных ассоциаций и т.д.). На дворе, однако, XXI век.

Меломикрополия

Океанией называют огромный мир островов (их около 10 тыс.) в центральной и юго-западной зонах Тихого океана, иногда ее даже выделяют в качестве самостоятельной части света (чаще совместно с материком Австралией). Этот суперрегион подразделяют на Меланезию (юго-западная его часть), Микронезию (западная часть – почти полторы тысячи мелких, в основном коралловых островов, расположенных к северу от экватора) и Полинезию (острова восточной половины Океании).

Название «Меланезия» утвердилось со второй половины XIX века. Образовано оно от древнегреческого «мелас» («черный»), «несос» («остров») и латинского форманта -ia (характерного окончания названий стран, территорий). То есть в переводе «черноостровье» (по темному цвету кожи жителей этих островов). Название «Микронезия» появилось раньше, в первой половине XIX века (от древнегреческого «микрос» («малый»), «несос» («остров»). «Полинезия» на географических картах – также с XIX века; в переводе означает «многоостровье» (от древнегреческого «поли» («много»), «несос» («остров»).

У каждой из этих частей Океании свои особенности многотысячелетнего процесса заселения и обживания, состава населения, своя историческая специфика в эпоху европейско-американской колонизации и в последующий период, когда после Второй мировой войны началась деколонизация подчиненных, зависимых территорий.

Население Океании состоит из аборигенов, выходцев из других частей света (с их потомками) и метисных групп. Языки коренного населения подразделяются на две большие группы – папуасские (на Новой Гвинее и некоторых островах Меланезии) и австронезийские (широко распространены по всей Океании).

Сейчас, в начале XXI века, в Океании есть три государства с населением более 1 млн. человек: Папуа – Новая Гвинея (около 6 млн. человек, 2009), Новая Зеландия (4,3 млн. человек, 2008), Фиджи (по данным на 2001-й – около 850 тыс. человек; скорее всего за минувшее десятилетие численность населения этой страны перевалила за миллион). Есть несколько стран с населением более 100 тыс. человек: Соломоновы острова, Западное Самоа, Вануату, Тонга, Кирибати.

Есть зависимые территории: Новая Каледония, Уоллис и Футуна, Французская Полинезия («заморские территории Франции»); Восточное Самоа («неинкорпорированная территория США») и Микронезия (Тихоокеанские острова – подопечная территория США); Острова Кука и остров Ниуэ – самоуправляющиеся территории в «свободной ассоциации» с Новой Зеландией; ряд других небольших по площади и населению владений (в разном статусе) США, Австралии, Новой Зеландии, Великобритании; Маршалловы острова, получившие формальную независимость в 1983 году, член ООН – самоуправляющееся государство в «свободной ассоциации» с США.

И есть две небольшие страны (вполне независимые), которые с полным правом можно назвать микрогосударствами, а населяющие их народы – микроэтносами. Это Науру и Тувалу.


Население Океании – это выходцы из других частей света и метисные группы.
Фото Reuters

Та самая Науру

Республика Науру расположена на небольшом (21,3 кв. км) одноименном острове на юге Микронезии (в юго-западной части Тихого океана). Население страны – 14 тыс. человек (2009), большая часть проживает в небольших прибрежных селениях. Государство состоит из восьми округов; в округе Ярен – резиденция парламента (Законодательной ассамблеи), в округе Мененг – Дом правительства. Столицы нет. Глава государства (и правительства) – избираемый населением президент.

Язык науру относится к микронезийской подгруппе океанийской группы австронезийской семьи языков. В антропологическом отношении жители науру принадлежат к полинезийско-микронезийской расе.

Для европейцев остров открыл в 1798 году англичанин Дж.Фирн. С 1888 года Науру стал частью германского протектората Новая Гвинея; с 1919 года мандатная (с 1946-го – подопечная) территория под совместным управлением Великобритании, Австралийского союза и Новой Зеландии. С 31 января 1968 года Науру – независимое государство, член Британского Содружества.

Основным богатством острова до недавнего времени были фосфориты. Их разработка в ХХ веке интенсивно велась Британской фосфатной компанией (с использованием рабочих с других островов, а также из Гонконга). К началу нового века эти залежи были практически исчерпаны.

Добыча фосфатов очень существенно повлияла на всю жизнь аборигенов – 12 малочисленных микронезийских племен. Получая от британской компании арендную плату за использование их земли, многие наурийцы практически перестали заниматься традиционным хозяйствованием (земледелие, рыболовство). Они охотно приобретали привозимые на остров сборные дома и автомашины, европейскую мебель и домашнюю утварь, радиоприемники и одежду.

Науру усваивали образ жизни и бытовые обычаи живущих рядом с ними европейцев, постепенно уходила в прошлое традиционная материальная и духовная культура. В отличие от других народов Океании у них не сохранились предания о древней прародине, о дальних плаваниях их предков, пришедших сюда из других краев великого океана. Правда, еще бытует легенда об их происхождении от двух камней-прародителей.

Протестантские проповедники еще в XIX веке обратили науру в христианство (конгрегационализм – одна из разновидностей кальвинизма). Усилиями миссионеров были созданы письменность на основе латиницы и литературный язык науру. Английским, который наряду с науруанским является государственным языком, владеет почти все аборигенное население, включая переселенцев с других островов (микронезийцы–тунгару и полинезийцы–тувалу). Живут на острове также англо-австралийцы, англичане, китайцы (выходцы из Гонконга). Всех вместе их около полутора тысяч человек.

Другое океанийское микрогосударство – Республика Тувалу – расположено в западной части Тихого океана, в Полинезии, на девяти атоллах с общим названием Тувалу (прежнее название архипелага – острова Эллис). Каждый атолл – это множество островков, которые окаймляют широкую мелководную лагуну.

Площадь – 25,9 кв. км, численность населения (на 2008-й) – 12,2 тыс. человек. Административный центр – деревня Фонгафале на атолле Фунафути, городов нет.

Язык тувалу относится к полинезийской подгруппе океанийской группы австронезийской семьи языков. Письменность – на основе латиницы с середины XIX века. В антропологическом отношении тувалийцы принадлежат к полинезийской переходной расе.

В 1568 году испанец А.Меданья открыл атолл Нуи. В последующие века европейские мореплаватели обнаружили и другие острова этой группы. Все атоллы и рифовые острова архипелага были нанесены на карту к 1825 году. В 1916-м острова Эллис и соседние с ними острова Гилберта стали колонией Великобритании (под ее протекторатом – с 1896-го). Независимое государство – с 1 октября 1978 года, член Британского Содружества.

Государственный язык – английский, его знают все жители страны. Однако в семейно-бытовой сфере большая часть населения говорит на тувалуанском языке. Исключение составляет население атолла Нуи (около тысячи человек), которое сформировалось в процессе длительной метисации аборигенов-полинезийцев и пришельцев с островов Гилберта, микронезийцев-тунгару. Язык этой группы – тунгаруанский, включивший множество полинезийских слов и оборотов.

Христианизация тувалу началась в середине 60-х годов XIX века. По вероисповеданию подавляющая часть населения страны протестанты-конгрегационалисты.


Юные носители папуасских языков из Новой Гвинеи.
Фото Reuters

Острова Тувалу заселялись четыре-пять веков назад выходцами с архипелагов Самоа и Тонга. Искать новые земли их заставляли, с одной стороны, межобщинные, межродовые распри (нередко достигавшие «высокого градуса»), с другой – всегда присущая полинезийцам страсть к дальним плаваниям и открытиям.

Новые острова трудно было бы назвать райскими. На коралловом песке крошечных атоллов и рифовых островов росли только очень нетребовательные растения – кокосовая пальма, панданус, крупнолистное таро. Хлебное дерево и бананы, равно как и свиньи, собаки, куры, «пришли» сюда только в XIX веке вместе с европейцами. Но рыбы всегда было много (более 100 видов), как и морских птиц (два десятка видов). Говоря о жизни на островах, надо напомнить о часто бушующих ураганах, которые нередко смывают с низких островков и хижины, и людей.

Но люди – мужественные, трудолюбивые, терпеливые, с развитым интеллектом, спокойно относящиеся как к успехам, так и к неудачам, с выраженным чувством юмора и собственного достоинства (так характеризуют тувальцев и путешественники, и исследователи) – приспособились к жизни и в таких неблагоприятных условиях. Постепенно развилась хозяйственная специализация: мастера по строительству домов и лодок, по изготовлению деревянных сосудов, по выращиванию кокосовых пальм, сухого и болотного таро, ямса, бататов; умельцы, знающие до 50 способов рыбной ловли; целители болезней и жрецы (они же – знатоки и хранители родовых генеалогий и преданий). На экспорт производят копру, предметы народных промыслов (орнаменты из раковин, веера, циновки и др.).

Особенный звук

И во второй половине ХХ века отношения среди тувалу определялись общинно-родовыми структурами, связями, обычаями. На островах нет природных богатств, которые могли бы привлечь сюда европейских предпринимателей, – их здесь не было и нет. Вообще европейцев на архипелаге очень мало. Поэтому традиционная культура, верования, обычаи, социальные отношения у тувалу сохранились в большей мере, чем в других частях Полинезии.

Но прогресс и здесь берет свое: если раньше во главе каждого острова стоял правитель-вождь и рядом с ним – жрец из правящего рода, то теперь островными поселками управляют выборные советы.

В прежние времена у тувалу был развит культ предков, почитание черепов. Кое-где до сих пор сохранились каменные идолы, дома богов. Но с упрочением в обществе тувалу христианской догматики и обрядности традиционные верования все более становятся воспоминанием, историей, мифом, а не реальной практикой. Однако не забываются прекрасные легенды о плаваниях предков тувалу по океанским просторам, о великих кормчих, которым боги помогали вести свои лодки в правильном направлении, к новым островам, где можно будет начать новую жизнь.

И науру, и тувалу во второй половине ХХ века были уже вполне консолидированными народами, с общим (у каждого этноса) языком, культурой, представлением о едином происхождении, сформировавшимся этническим самосознанием. Этому способствовали и небольшая территория расселения, и практически тождественные (у составивших каждый народ групп) хозяйственные занятия, социальные и религиозные обычаи и обряды, межгрупповые связи, включая брачные.

Большое значение имело распространение среди них общей для всех религии – христианства, письменности, тех унифицирующих норм и порядков, которые внедрялись колониальной администрацией. Завершило это процесс консолидации обретение независимости, формирование государственной организации.

Более полутора веков назад Виссарион Белинский писал, что каждый народ на Земле «представляет собою особенный звук» в «общем аккорде всемирно-исторической жизни человечества» и как это ценно┘ Какая глубокая, важная, какая актуальная – в эпоху глобализации всего и вся – мысль! Как хорошо, что среди тысяч народов, живущих на Земле, есть – каждый со своим «особенным звуком» – сотни этносов Океании. Это их мужеством, тяжелым трудом и невероятным терпением осваивалась, обживалась, очеловечивалась огромная часть нашей планеты.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1273
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
809
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
569
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
805

Другие новости