Увеличение размера порций на изображениях Тайной Вечери вполне объяснимо.
Художник Джакопо Бассано. Тайная Вечеря. 1542. Из коллекции Галлереи Боргезе, Рим
Используя специальное программное обеспечение, братья Уэнсинк, профессора Корнеллского университета и Вирджинского колледжа, проанализировали 52 живописных изображения, созданных в период с 1000 по 1750 год, знаменитой сцены последнего ужина Иисуса Христа (Тайной Вечери). Результаты этого исследования представлены в апрельской книжке журнала International Journal of Obesity («Международный журнал полноты» в буквальном переводе). Сайт news.sciencemag.org резюмирует эти результаты так: «Проблема с перееданием встала перед западной цивилизацией задолго до изобретения McDonald’s». И действительно, «за отчетный период» (1000–1750) размер порций на изображениях Тайной Вечери увеличился на 69%, а размер тарелок – на 66%. Так, количество изображаемого хлеба в этом евангельском сюжете возросло на 23%.
Гастрономическая история человечества всегда привлекала внимание исследователей – историков, антропологов, этнографов┘ Это и понятно: если верно, что люди конструируют свою пищу, то верно и обратное утверждение – пища конструирует людские сообщества. Обратная связь (feedback), если говорить в терминах кибернетики. А напомним, что кибернетика – это наука об управлении. Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты – не счесть афоризмов на эту тему. В нашем случае живописные произведения послужили источником бесценной – и, главное, вполне объективной, потому как подсознательной, – информации.
Вообще-то ученые давно высказывали некоторые сомнения в справедливости популярной версии о чуть ли не глобальном голодоморе средневековой цивилизации. Скажем, Джованни Ребора, профессор экономической истории и декан факультета новой и новейшей истории Университета города Генуи, в своем исследовании «Происхождение вилки. История правильной еды» (М., 2007) камня на камне не оставляет от мифа о полуголодном протеиновом существовании в европейское Средневековье. Ничего подобного! Средневековая французская знать презирала, оказывается, говядину, предпочитая птицу и дичь. А вот в Средиземноморье даже прислуга могла употреблять мясо в пищу пять раз в неделю. И совсем уж поразительный факт: в больницах фунт мяса (317 г) давали пациентам три раза в неделю. «В Генуе в XVI веке фунт мяса стоил два сольдо и в последующие века не намного больше, – пишет Ребора. – В той же Генуе самое низкое жалованье, то есть жалованье полового или служанки, составляло шесть сольдо в день».
Или еще один любопытный факт. Итальянские крестьяне, например, использовали икру, чтобы придавать вкус поленте: «Они клали ее в котелок незадолго до готовности и размешивали, пока серые икринки не распределятся равномерно». Когда турки захватили контроль над проливом Дарданеллы, это вызвало дефицит икры. Итальянцы, тратившие, по расчетам Реборы, на еду больше, чем жители любой другой страны в XVII веке («они тогда не знали, что находятся в упадке, это выяснилось стараниями историков много позднее», – ерничает Ребора), стали завозить икру с Волги – на голландских кораблях, которые грузились в Архангельске. А вы говорите – глобализация! Благословенное Средиземноморье! Благословенное Средневековье!
Кстати, другой современный итальянский исследователь, Массимо Монтанари, в книге «Голод и изобилие. История питания в Европе» (СПб., 2009) отмечает, что в X–XI веках ежедневный пищевой рацион монахов в богатых монастырях по своей энергетической ценности редко опускался ниже 5000–6000 калорий. Массимо можно верить, ведь он – историк-медиевист, специалист по истории питания, преподаватель Болонского университета и Университета гастрономических наук.
Заметим для сравнения: согласно наставлениям, каждый военнослужащий армии США должен получать 4,5 тыс. калорий в день; а вот горячим финским военным диетологами рекомендовано потреблять и того больше – 6 тыс. калорий в день. То есть средневековые монахи питались так же, как современные американские коммандос. Как будто и не было никакой разницы в десять веков┘
Конечно, в истории достижения продовольственного изобилия не все было гладко. Например, подсчитано, что между 750 и 1100 годами по меньшей мере 29 общеевропейских (sic!) неурожаев постигло континент: в среднем по кризису каждые 12 лет. И тем не менее уже в конце XIII века некий Риккобальдо из Феррары так описывает времена императора Священной Римской империи Фридриха II (1194–1250): «┘пища была скудная, и горожане ели свежее мясо всего трижды в неделю. В обед они варили мясо с овощами, а на ужин подавали то же мясо холодным┘»
Так что зафиксированное современными исследователями увеличение размера порций на изображениях Тайной Вечери вполне объяснимо. Всю историю человеческой цивилизации можно рассматривать как экспоненциально развертывающуюся эволюцию технологий производства пищевых калорий. В последние десятилетия этот процесс приобрел особенно впечатляющий размах.
C 1951 по 2000 год мировое производство зерна увеличилось почти в 3 раза, мяса и рыбы – в 5 раз, соевых бобов – более чем в 9 раз. За 50 лет мировое производство мяса выросло в 5 раз, а в пересчете на душу населения – более чем вдвое. Эти показатели на первый взгляд внушают оптимизм. Однако действительная ситуация далека от полного насыщения.
По некоторым оценкам, производство продуктов питания достигает сегодня 5 млрд. тонн в год. «Чтобы накормить растущее население Земли, к 2025 году этот показатель предстоит увеличить по меньшей мере на 50%, – подчеркивает ученый-селекционер, нобелевский лауреат Норманн Барлоуг. – Для дальнейшего роста производства сельскохозяйственной продукции понадобится много удобрений, особенно в странах Экваториальной Африки, где до сих пор удобрений вносят не более 10 килограммов на гектар (в десятки раз меньше, чем в развитых странах и даже в развивающихся странах Азии)».
По данным Международной конференции по питанию, к концу ХХ века 1 млрд. человек на планете испытывали недостаток питания – в основном за счет беднейших регионов Южной Азии (прежде всего Бангладеш и Индии), а также государств Восточной Азии и Сахеля (стран, северная граница которых располагается в Сахаре).
«И челюсть трудя жеванием лакомого кусища,/ И руку держанием, и сытостью брюхо трудя┘» Поэтическая строчка Александра Буравского еще долго, несмотря на весь разгул агрономических и гастрономических технологий, останется светлой, но недостижимой мечтой человечества.