Один из вариантов актов творения.
Микеланджело Буонаротти, "Сотворение Адама", фреска Сикстинского плафона, 1508–1512
«Вначале сотворил Бог небо и землю», – гласит первая строка книги Бытия, указывая нам на последовательность актов «креации»-творения. Долгие тысячелетия это была во многом ничем не подкрепленная декларация, которую впервые подверг сомнению Галилей – точно так же, как и догму о движении Солнца вокруг Земли.
Официальный орган Ватикана – газета L'Osservatore Romano, название которой можно дословно перевести как «Римская обсерватория», опубликовала интересный репортаж из секретного хранилища знаменитой папской библиотеки. В нем хранятся не только запрещенные книги, входящие в знаменитый «лист ожидания» запретных изданий Index Prohibitorum, но также секретные документы Инквизиции, на основе которых можно было бы написать не один «Код да Винчи» или «Демоны и Ангелы».
Фотография, помещенная на страницах газеты, показывает Бенедикта ХVI, перед которым положили большую белую папку с хранящимися в ней документами с описанием знаменитого суда над престарелым Галилеем, умершим в 78, через девять лет после судилища, в ходе которого он был вынужден отказаться от своей поддержки взглядов Коперника. Из героя-«защитника» его сделали еретиком, то есть сомневающимся и стремящимся к «выбору», что буквально означает слово «ересь». В связи с 400-летием первого использования Галилеем телескопа собственной конструкции 2009-й был объявлен Международным годом астрономии. Инициатива ООН была поддержана Ватиканом, который «реабилитировал» самую знаменитую жертву «пытливой» Инквизиции.
Выступая в прошлом году на открытии конференции «Наука, 400 лет после Галилея», проходившей в Риме, кардинал Бертоне сказал, что великий ученый был «человеком веры, читавшим природу как книгу, написанную Богом». Галилей провозгласил справедливость взглядов Коперника в год, когда в Дельфте родился будущий знаменитый художник Ян Вермеер. У него есть картина, изображающая бородатого астронома, протянувшего правую руку к глобусу, на который падает свет из окна.
Все знают, что Галилей увидел в свой телескоп кратеры на Луне, но больше его, согласно духу времени, занимали Зодиакальный круг, в частности созвездие Рака, рядом с которым он описал некое звездное образование, названное Улей. Несмотря на то что Ватикан заставил Галилея публично отречься от его взглядов, сегодня святой престол крайне заинтересован в «реабилитации» своего собственного образа в этом деле. Этому отчасти служат исследования, проводимые в далекой Аризоне с помощью Ватиканского телескопа (он расположен на склоне горы Грэхэм вдали от электрической иллюминации больших городов, вносящей помехи в работу телескопа).
Эйлин О'Донохью, астроном из Нью-Йорка и автор книги «Небо не потолок: вера астронома», тоже направляет почти двухметровое зеркало телескопа на удаленные от Земли на 60 млн. световых лет три спиральные галактики, взаимодействующие друг с другом. Они «соседствуют» с созвездием Льва, что следует за Улеем. Гравитационное взаимодействие галактик исследовательница назвала «приливом». Она считает, что прилив, в результате которого галактики яростно «перетирают» газовые облака, приводит к рождению новых звезд.
В этом существенное отличие взглядов ватиканских ученых на творение Вселенной, которая не рождается и не создается из ничего – Сreatio ex nihilo, – а творится постоянно (Сreatio continua). Иллюстрируя приведенный пример гравитационного прилива, астроном говорит: «Вселенная в каждый данный момент пребывает в постоянном существовании (сontinued existence) по воле Господа, который таким образом постоянно заставляет ее оставаться в состоянии творения (remain created)».
Впрочем, корреспондент газеты International Herald Tribune, беседовавший с учеными Ватиканского телескопа в Аризоне, заметил, что ночью в ходе исследования загадочных небесных объектов астрономам не до теологических сложностей. Им необходимо следить за положением телескопного зеркала, работой электронной системы «дробления» получаемого изображения на мегапиксели, которые затем «собирает» компьютер, подающий реконструированное изображение неба на дисплей, после чего собственно и начинается изучение далеких галактик. Галилей и Вермеер могли бы только позавидовать им┘