Санкт-Петербургская губерния, 13 мая 1891 года. Крестьянские дети сдают школьный экзамен.
Источник: "Прописи прямого письма для начальных училищ. 1914". СПб., Красный матрос, 2009
Наша страна стоит в настоящее время перед великими задачами, разрешение которых потребует гигантских усилий.
Как ничтожны наши затраты на народное образование! Здесь не надо останавливаться перед крупным внешним займом, на это, конечно, дадут нам деньги за границей: ведь это самое производительное помещение средств; в настоящее время Министерство юстиции тратит больше средств на тюрьмы (до 16,4 млн. р.), чем Мин<истерство> Нар<одного> Просвещения на начальное народное образование, включая и расходы на городские народные школы (до 13,5 млн. р.) по сметам на 1906 г.
Народная тьма была желательна для старого режима: он жил этой тьмой. Надо объявить крестовый поход против этой тьмы...
Знание, знание нам нужно, все остальное потом приложится!
Убытки от неграмотности
Образование поднимает производительность труда. Яркое подтверждение этого мы находим в интересном исследовании «Рабочие на мануфактуре Т-ва Эмиля Цинделя в Москве». Так, при прочих равных условиях заработок неграмотного рабочего равнялся 57,7 коп., полуграмотного – 58,2, грамотного – 66,9, а окончившего курс начальной школы – 70,5 коп. Отсюда можно сделать вывод, что и производительность труда, показателем которой является заработная плата, находится в зависимости от высоты образовательного уровня рабочего.
Это исследование показывает, что грамотные к возрасту 35–40 лет повышают свой дневной заработок сравнительно с возрастом 15–20 лет на 99,7 коп., неграмотные при том же самом условии повышают его только на 38,8 коп. <┘>
Итак, оставаться неграмотным просто невыгодно.
Любопытные данные приводятся в книге «Кустарные промыслы и ремесленные заработки крестьян Олонецкой губ.» (статистическое бюро Олонецкаго губ. земства, Петрозаводск, 1905 г.) относительно наших убытков от неграмотности: так, кустарей-ремесленников здесь насчитывается 21.896 человек, из них грамотных – 7.342, т.е. 33,5%, и, следовательно, целые 2/3 кустарей лишены даже простой грамотности. «Уровень грамотности собственно кустарей еще ниже, достигая лишь 23,5%; здесь уже более 3/4 общего числа лиц, – читаем мы в этом издании, – находится в абсолютной, совершенно первобытной умственной темноте. <┘> Неграмотные кустари, разделенные на группы, по времени участия в промыслах (постоянные, временные, кратковременные) получают доход в полтора и два раза меньше, чем кустари грамотные (16–83–21 рубл. против 25–127–41 рубл.). Такая же и еще большая разница получается при сравнении заработков по отдельным промыслам (обработка дерева, животных материалов и проч. – 14–50 р. против 26–119). <┘> Естественным и неизбежным результатом такого положения являются умственный застой и темнота крестьянского населения и низкий уровень его культурного развитая со всеми вытекающими отсюда печальными последствиями» (стр. 100). <┘>
Перед промышленной комиссией в Соединенных Штатах одним свидетелем было отмечено любопытнейшее соотношение между производительностью труда и размером школьного периода. Средний школьный период за 1898-99 г. каждого гражданина Соед. Штатов 4,4 года, в штате же Массачусетсе, который имеет лучшие школы, – 7 лет, а в Теннеси – несколько менее 3 лет. Все годовое производство Соединенных Штатов оценивается в настоящее время в 170 долларов в год на человека, или в 55 центов в день, а Теннеси несколько менее 116 долл., или в 38 цен. в день. Итак, средняя семья в Теннеси должна зарабатывать. 580 долл. в год, а такая же семья штата Массачусетса – 1300 долл., а вообще средняя семья в Соед. Штатах – 850 долл. <...> Свидетель полагает, что это совпадение не есть случайность, но выражает собой закон: прямое соотношение между производительностью труда и школьным периодом. <┘>
Все есть у нас, но мало ума
За границей, как мы увидим далее, много тратят средств на народное образование. <┘>
По переписи 1897 г. у нас было грамотных всего 21%, теперь, конечно, он несколько повысился, но едва ли значительно, между тем если взять сумму вкладов в сберегательные кассы в 1904 г. (976,4 милл. руб.), то из этой суммы 680,5 милл. руб. вкладов, т.е. 69,6%, принадлежит грамотным и только 296,9 милл. руб., т.е. 30,4% – неграмотным. Отсюда уже ясно, что грамотные имеют возможность больше скапливать, чем неграмотные.
В 1898 г. (т.е. на другой год после переписи) грамотным принадлежало 64,1% всех вкладов в наших сберегательных кассах, а грамотных, как мы видели по переписи 1897 г., у нас было всего 21%. Но образование может оказать влияние на увеличение заработной платы, конечно, только при наличности других благоприятных условий. <┘>
Люди, как алмазы, шлифуются друг о друга и, я бы прибавил, о книги, а для этого нужно учреждение клубов, читален, лекций – все это вместе взятое составит народный университет.
Образование даст победу России. В конечном итоге принесет победу конкуренция ума, а не каменного угля: его можно всегда привезти. Англия получает руду из Испании, у нас много руды и каменного угля, но мы получаем машины из Англии.
Все есть у нас, но мало ума.
Каменный уголь и руду легко привезти, но ум труднее всего... <...>
На Восточно-Китайскую дорогу мы бросили около 400 миллион. руб. да ежегодно должны платить по ее облигациям и покрывать дефицит от ее эксплуатации около 31–32 млн. руб. в год, между тем как на начальное народное образование (включая и городские училища) государственное казначейство тратит у нас около 13,5 миллион. руб., т.е. по Восточно-Китайской жел. дороге расходы в 2,5 раза больше, чем на начальное народное образование. <┘>
На душу населения
Пожертвования казны на нужды начального народного образования составляли у нас всего 0,66% обыкновенных государственных расходов, исчисленных по смете на 1900 г. в 1 миллиард 564 милл. руб. Итак, государство из своего крупного бюджета у нас уделяет слишком мало на нужды народного образования – это объясняется тем, что большой спрос на средства предъявляют у нас военные нужды, нужды Морского Министерства, Путей Сообщения, усиленная постройка железных дорог: так, в 1881 г. вся смета Министер. Народн. Просвещения у нас состояла из 17.414 тыс. руб., а в 1902 г. она достигла 36.624 тыс. руб.; правда, этим расходы на народное образование не исчерпываются, так как есть школы ведомства Святейшего Синода, Мин. Фин. и т.д., но в общем расходы на народное образование у нас ничтожны.
А посмотрите, как эти расходы на начальное образование сильно растут за последнее время в других государствах: так, во Франции в 1901 г. они составили на душу населения 2 р. 22 к. (я везде пользуюсь здесь американской статистикой и при переводе на наши деньги принимаю доллар за 2 р.), в Пруссии – 3 р. 72 к. (1900 г.), в Саксонии – 3 р. 92 к., в Баварии – 3 р. 6 к., в Гамбурге – 3 р. 54 к. (1900 г.), в Японии – 64 к. (1903 г.), в Британской Колумбии – 6 р. 68 к. (1901 г.), в Австралии – 6 р. 18 к., в Манитобе на каждую душу населения расходы на начальное образование в 1901 г. были уже 14 р.! <┘>
Как нищенски у нас вознаграждаются учителя народных школ, особенно в деревне. Мы больше уделяем внимания и больше заботимся о снабжении населения водкой. Так, в среднем содержание продавцов в казенных винных лавках в 1903 г. было 421 р. на одного продавца (см. Статистику по казенной продажи питей 1903 г., вып. II, «Ведомости», стр. 93). Стоит сравнить с этим нищенское содержание народных учителей у нас. Ведь оно опускается чуть ли не до 100 р. в год, а уж вознаграждение в 240 р. считается очень хорошим!
В общем по переписи 1897 г. грамотных у нас по всей империи: у мужчин 29,33% и у женщин 13,06%, притом у немцев грамотных (везде среди мужчин) 59,91%, у литовцев и латышей – 52,01%, у евреев – 48,93%, у финнов – 35,24%, у поляков – 34,78%, а у русских – 29,58%. <...>
Прежде за нас думали другие, теперь нас призывают думать о себе, как устроить жизнь, чтобы всем жилось лучше. А ведь у нас 144 миллиона населения, и устроить их – задача большая! Как сделать так, чтобы земля была у тех, кому в ней есть нужда, как сделать так, чтобы эта земля давала больше, чем она дает теперь (см. мою брошюру «Земельный вопрос в России»), как создать дешевый кредит для удобрения земли и т.д., – над этими вопросами надо поломать голову, и опять нужно знание и знание. <┘>
Особенно в настоящее время необходимо образование. Прежде Россией управляли чиновники, они думали, что знают нужды России, но на самом деле не знали их, и Россия дошла до великого позора и унижения. Теперь все мы призываемся к устроению нашей родины. Ваш голос и голос ваших детей, когда они подрастут, будет иметь серьезное значение. <┘>
Грамотность населения России была сильно дифференцирована. Источник: диаграмма из книги: Иван Озеров. На борьбу с народной тьмой! М., 1907 |
Вспоминая чудный Кавказ
Да, наши богатства спят! Возьмите хотя бы наш юг.
Я вспоминаю чудный Кавказ, вспоминаю Военно-Грузинскую дорогу, царственный Зекарский перевал с его лианами, лилиями...
Я вижу и теперь Кавказ... Вот яркое солнце взошло на синеве неба и смотрит оттуда, весело улыбаясь... И улыбкой отвечают ему птицы, цветы... Только люди не улыбаются... Тяжелая тоска сжала их грудь, держит в своих тисках их сердце...
Сердца людские завяли, их головы поникли: они окутаны вечной мглой. <...>
И обращаются люди в зверей и рыщут по земле – голодные, свирепые, и терзают друг друга... не видят крови во тьме, а она течет целыми ручьями из ближних, в которых они впиваются своими жадными зубами...
Нет культуры у нас, и в этом наша вина...
Кавказ так чуден и так близок к нам, а мы тем не менее продолжаем ездить за границу, в Швейцарию, между тем Кавказ великолепнее Швейцарии...
Сколько мы тратим денег за границей, сколько золота вывозим из бедной России, и все только потому, что жизнь на Кавказе не идет нормальным путем...
Сколько богатств у нас, в России, которые лежат втуне, но нужен гений, который вызвал бы Русь к новой жизни, возродил его... Где же этот гений?.. Почему он не скажет своего властного слова? Этот гений скрыт в черепе человека, это – наш мозг, голова... Надо вызвать этого гения, и он властно прикажет выйти наружу богатствам Кавказа, и они выйдут, он прикажет расступиться тяжелой тьме, нависшей над родиной, и она расступится, этот гений возвестит мир и на Кавказе, и разные народности сольются тогда в братском поцелуе.
При известной стадии культуры мозга разные национальности будут мирно уживаться друг с другом, как они уживаются в Швейцарии, Соединенных Штатах – этой великой плавильне самых разнообразных народностей.
А мы заботились на Кавказе о культуре чая, но оставляли в пренебрежении столь ценный продукт – мозг... Нужно прежде всего его культивировать – тут богатые залежи.
Для водворения мира на Кавказе нужна армия, армия хорошо вооруженная, но не штыками, а грифельными досками – армия не в касках, а в сюртуках, – словом, нужна армия учителей с ее главным штабом-рассадником просвещения – университетом. Эта армия водворит мир и рассеет тьму, окутавшую белоснежные вершины Кавказа, тогда и недосягаемые горы сделаются доступными, непроходимые ущелья – проходимыми, все будет легко, и царственная природа склонит свою голову перед человеком – властителем земли.
Гораздо выгоднее тратить деньги на школьную армию, грифельные доски, чем на солдат и штыки. Это надо помнить... Зачем ставить барьеры? Пусть каждый культивирует свой мозг тем орудием, которое для него пригоднее, т.е. на своем родном языке...
Но для того чтобы эта армия могла успешно выполнить свою задачу борьбы с тьмой, нужна атмосфера твердой законности...
Промышленный дух
История все более и более становится историей промышленного развития...
Сила нации все более и более измеряется ее богатством.
Скоро, быть может, история будет писаться статистическими таблицами, цифрами, изображающими промышленные победы или поражения...
Промышленный дух – это меч, которым в настоящее время нация пролагает себе путь вперед, а чтобы этот меч получить в свои руки, надо просветить головы людей; посмотрите, что в этом отношении делается в Соединенных Штатах. Kaкие колоссальные успехи здесь достигнуты!
Учителей в Соединенных Штатах в 1903-4 г. числилось 578.464 (из них 160,2 тыс. мужчин и 418 тыс. женщин). Да ведь это целая армия!
У нас же в 1903 году учащих в начальных и низших училищах было 209.394. <...> Во всяком случае, армия, борющаяся с тьмой, в Соединенных Штатах вдвое больше такой же армии у нас, между тем население Российской империи в январе 1904 года составляло 144 миллиона, в Соединенных Штатах – около 80–81 миллиона.
Чтобы догнать Америку в энергии борьбы с тьмой, нам надо увеличить армию учителей чуть не до одного миллиона. <┘>
Сколько нужно нам средств, чтобы догнать Соединенные Штаты!
На культуру головы не следует жалеть денег. У нас денег хватает на все: на устройство грандиозных курортов, никому не нужных, на опыты с негодными подводными лодками, на маньчжурскую дорогу, только на народное просвещение нет денег!
Руки без мысли могут только таскать тяжести.
Нельзя сделать руки искусными, а голову держать в темноте: голова светит рукам. <┘>
В какой тьме мы живем! Общее число детей школьного возраста (т.е. от 8-ми до 14-ти лет) на 1 января 1904 года составляло 22 милл., и из них состояло учащимися только 5.462.438 человек, т.е. 24%. Следовательно, только одна четверть детей школьного возраста посещает у нас школы, а три четверти остаются вне их! <┘>
А как общество в Соединенных Штатах относится к народному образованию? С 1871 по 1903–1904 г. было пожертвовано на цели образования 326 милл. доллар., следовательно, на наши деньги 650 милл. руб., и это только за 33 года, т.е. жертвуется по 20 милл. руб. в год.
Там, в Америке, за океаном, растет гигант, поднимается какая-то громада. И эта громада уже показывает Европе свои когти, очень острые.
Как и чем спастись Европе от неприятных объятий этого гигантского спрута?
Пословица говорит: «Чем ушибся, тем и лечись». Америка бьет нас своим высоким образованием, прессой, малым развитием милитаризма, малой задолженностью. Отсюда мы должны почерпать для себя ценные уроки. <┘>
Нужно иметь такие рычаги, надавив которые мы могли бы перестроить мир по своему образцу. Этот могучий рычаг – широкое народное образование.
Да, нужно культивировать, обрабатывать головы людей!
И ты, великий труженик земли русской, народный учитель, к тебе я обращаюсь, ты нес на своих плечах великую ношу – борьбу с тьмой народной, которая, как густой туман, окутывала нашу родину. Сколько невзгод ты перенес! Каким гонениям ты подвергался! <┘>
Теперь наступает другое время. Ты встретишь скоро не гонения и унижения, а поощрение, восторг перед твоей деятельностью, и если ты перенес уже худшее, то воспрянь теперь с новой силой к гигантской борьбе с этой тьмой...
Будущее за тобой, за обновленной Россией!