Болезнь Альцгеймера чаще всего настигает людей в пожилом возрасте.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Осенью минувшего года журнал Science сообщил об Инициативе по нейровизуализации болезни Альцгеймера (АDNI), начавшей воплощаться в жизнь с целью обнаружения и характеристики биомаркеров этого заболевания. Под биомаркерами понимается вся совокупность информации, получаемой в ходе специализированных и самых широких геномных исследований. Участники проекта соглашаются с тем, что пока рано говорить о четких критериях в отношении биомаркеров и признаков, выявляемых при томографическом сканировании мозга пациентов. В то же время некоторые маркеры уже довольно четко «привязываются» к той или иной стадии развития заболевания.
Эта информация имеет большое значение для фармацевтических компаний, некоторые препараты которых уже испытываются в клинических условиях – в США, Европе, Азии и Австралии. Так, на австралийском континенте изучение болезни Альцгеймера осуществляется в рамках национального Исследования биомаркеров и влияния образа жизни на старение (Lifestyle Flagship Study of Aging).
Специалисты понимают, что на нынешнем уровне геномные данные показывают лишь грубые координаты гена, изменения которого могут повышать риск или предрасположенность к той или иной болезни. Дело в том, что они опираются на определение 300–500 тыс. «снипов», или замен одиночных нуклеотидов (SNP – Single Nucleotide Polymorphisms). Часто ученые находят снипы в генах-кандидатах, функция которых неясна или вообще неизвестна. То же относится и к так называемым количественным признакам, например росту человека, которые определяются многими генами.
Внедрение в практику новых машин-секвенаторов (дешифровщиков геномов), способных чуть ли не в пределах одной рабочей смены прочитать ДНК конкретного человека, позволяет надеяться, что в скором будущем число людей с полностью прочитанными геномами возрастет до тысяч. А это приблизит мечту врачей знать состояние генов на уровне больших популяций людей, в которых, с одной стороны, удастся выделить так называемые общие варианты, а с другой – более точно определить вариабельность числа копий (CNV – Сору Number Variants). И хотя большинство уже известных вариантов означает лишь незначительное увеличение риска, тем не менее ученые, по всей видимости, стоят на верном пути.
Так, при недавней проверке 42 млн. возможных вариантов у 20 европейцев и 20 африканцев вариабельность числа копий была обнаружена в 13% генов этих людей. У одного из принявших участие в исследовании была неожиданно выявлена нехватка в 20 млн. «букв» генетического кода впереди гена, «сидящего» в 5-й хромосоме. Мутации этого гена выявляются при болезни Крона, поражающей почки.
Но вернемся к болезни Альцгеймера. Журнал Nature, подводя итог вековому изучению этого заболевания, перечислил более двух десятков самых разных генов и их белковых продуктов, изменения которых обнаружены у пациентов. Этот список говорит о полигенной природе данного заболевания – как и многих других. К сожалению, весь этот огромный массив информации пока мало что дает врачам и фармакологам, которым приходится лечить больных сегодня.