Яномамо живут по обе стороны границы между Венесуэлой и Бразилией. 24 тысячи человек, совершенно не облагороженные цивилизацией.
Источник: кадр из фильма "Bride Service"
Снова всплывает на поверхность самый громкий антропологический скандал века – скандал вокруг южноамериканского племени яномамо. Разгорелся этот скандал на весь мир ровно девять лет назад, когда Патрик Тьерни, журналист, специализирующийся на журналистских расследованиях, опубликовал свою книгу «Тьма в Эльдорадо».
В ней содержатся обвинения антропологов с мировыми именами в геноциде туземцев, использовании тех в качестве подопытных обезьянок при испытании заведомо опасной вакцины, что привело к эпидемии оспы и многим смертям, ну и вдобавок в поощрении смертоубийственной войны внутри племени.
А живут они по обе стороны границы между Венесуэлой и Бразилией на площади, примерно равной площади большого города. 24 тыс. человек, совершенно не облагороженных цивилизацией, настоящий каменный век, такой в наши времена якобы редкий, сокровище для антропологов, которых интересуют туземцы. Почти полвека назад эти туземцы интересовали мало кого, разве что главных обвиняемых книги Тьерни – Джеймс Нилл из Мичиганского университета и Наполеон Шаньон, профессор эмеритус Университета Калифорнии.
Сам-то скандал начался задолго до публикации книги «Тьма в Эльдорадо». Дело в том, что Наполеон Шаньон, второй человек после Нилла, потому что тот был его начальником, вместе с ним много лет прожил, изучая нравы индейцев племени яномамо, и тоже написал по этому поводу книгу под названием «Свирепый народ». В ней он утверждал, что этим туземцам имманентно свойственна страсть к войне, что они постоянно друг с другом воюют и что, дескать, эта страсть заложена в них генетически.
Более гуманно настроенные антропологи такую точку зрения вытерпеть не могли и на публичных диспутах воевали с ним не хуже тех самых яномамо – правда, слава богу, на словах, которые они выбирали, порой совершенно не стесняясь присутствующих здесь дам. Самое мягкое определение Шаньона, попавшее в печать, было «социопат». Между тем социопат Наполеон Шаньон приобрел статус одного из лучших антропологов мира, его книга «Свирепый народ» разошлась тиражом в миллион экземпляров, привлекла к племени яномамо внимание более 50 исследователей, и битва, которую он вел со своими научными противниками, похоже, была ему, человеку, привычному к свирепым туземным нравам, только в радость. До той самой осени 2000 года, когда Патрик Тьерни опубликовал свою книгу со страшными обвинениями.
Главный объект атак Тьерни – Джеймс Нилл – так и не узнал, какой удар готовится его репутации, он скончался от старости в 84 года примерно за семь месяцев до того, как разразилась гроза, так что отдуваться пришлось одному Шаньону. Текст скандальной книги еще до публикации был передан Американской ассоциации антропологов (ААА), там сначала ни одному слову не поверили (да ну, бред какой-то!), потом вчитались и поняли, что надо реагировать – человек все-таки 10 лет потратил на сбор обличительных материалов.
Споры антропологов приобрели перманентно панический характер, и никто даже предположить не мог, когда они закончатся. Некий предприимчивый пользователь Интернета сделал себе состояние, застолбив, а затем сверхвыгодно продав сайты, где фигурировали слова «яномамо», «яномами» и «яномама» (разные прочтения одного и того же слова).
Главным объектом споров была, конечно, намеренно вызванная эпидемия оспы, во время которой Нилл и Шаньон якобы запрещали своим подчиненным оказывать медицинскую помощь умирающим яномамо, чтобы не нарушить чистоту эксперимента. Чтобы именитые ученые, живущие в свободном демократическом обществе и проводящие свои исследования на грант, между прочим, от «Нэйшнел Джиогрэфик», могли позволить себе подобное – нет, это что-то из фильма ужасов!
Создали комиссию. В январе она обнародовала свои выводы. Главное обвинение – в намеренно созданной эпидемии – было с обоих обвиняемых снято. Однако члены комиссии посчитали, что обвинения Тьерни следует «воспринимать со всей серьезностью», а работа Шаньона даже без учета эпидемии «нанесла вред племени яномамо». В частности, этот вред заключался в том, что во время непрерывной яномамической войны Наполеон Шаньон то и дело носился из одной воюющей деревни в другую, обильно снабжал обе стороны провизией и даже, может быть, холодным оружием, чем еще более разжигал конфликт.
В общем, большинство антропологов все-таки были на стороне Шаньона. Даже сама глава комиссии, бывший президент ААА Джейн Хилл, призналась позднее в частном письме, что считает «Тьму в Эльдорадо» набором аморальностей. В 2005 году заключение комиссии члены ассоциации большинством голосов постановили отозвать. Шаньон во всей этой истории отделался сравнительно легким испугом – ему было запрещено проводить исследования в Бразилии и Венесуэле.
Но осадок остался, споры вокруг его теории хотя и упрятались за стены конференц-залов, не прекращаются до сих пор. 2 декабря на ежегодной конференции ААА историк Элис Дреггер обрушилась с обвинениями в адрес уже самой ассоциации, заявив, что ее члены, вошедшие в состав комиссии, перешли все рамки дозволенного, что книгу Тьерни никто из них всерьез не воспринимал, а главной целью их была «охота на ведьм», стремление добить научного противника какими угодно способами.
Таким образом, скандал, похоже, утих. Репутации восстановлены, точки расставлены, остался только чисто научный спор, вот, правда, стороны своих позиций не сдали. Патрик Тьерни по-прежнему следует чеховскому принципу – все, что я хотел и мог сказать, я сказал в книге и добавить мне нечего, – а потому отмалчивается.
Оппоненты Шаньона обижаются на нечестность – одному из них дали только 15 минут на возражения, хотя доклад Элис Дреггер длился целый час, да и вообще они своего мнения о Шаньоне не изменили. Сам Шаньон заявляет, что был «ошарашен», когда узнал, что его просто-напросто топили, воспользовавшись удобным предлогом.