В конце октября президенту Обаме был представлен окончательный вариант доклада «Комитета Августина» под говорящим названием: «В поисках пилотируемой космической программы, достойной великой нации». Необходимость проведения подобного «поиска» была обусловлена сложным положением в космонавтике США.
С одной стороны, с запланированным на конец 2010 года списанием шаттлов Соединенные Штаты лишаются возможности самостоятельно отправлять в космос своих астронавтов и становятся полностью зависимыми в этой сфере от России, по крайней мере до 2016–2017 годов, когда должен начать полеты новый космический корабль НАСА «Орион». С другой стороны, программа «возвращения на Луну», призванная стать следующим шагом космонавтики США после МКС, демонстрирует все признаки «пробуксовки». Главный из этих признаков – заметное отставание от графика выполнения. Замедленный темп реализации вызван, в свою очередь, недофинансированием. А недофинансирование во многом обусловлено недостаточной технологической и политической инновационностью данной программы, отсутствием четких задач, которые предстоит решать на поверхности Луны.
В 157-страничном докладе, подготовленном «Комитетом Августина», представлено пять сценариев пилотируемой космической деятельности. Первый – тот, который осуществляется в настоящее время. Он предполагает сведение МКС с орбиты в 2016 году. Но финансирование, предусмотренное в его рамках, не позволит «вернуться» на Луну раньше 2030-х годов. Пятый, наиболее инновационный сценарий предлагает продолжение полета станции до 2020 года, а к середине-концу 2020-х годов – посещение близлежащих астероидов, а также пилотируемые облеты Луны и Марса.
Авторы документа особо подчеркнули, что стратегической целью пилотируемой космонавтики США является исследование и освоение Марса и что облет данной планеты потребует меньших энергетических затрат, чем высадка астронавтов на Луну и их возвращение на Землю. В докладе были также рассмотрены технологические, финансовые, организационные и политические вопросы, связанные с осуществлением каждого из сценариев.
Не меньший интерес, чем содержание данного документа, представляет история его создания. Своим появлением на свет он обязан Белому дому. Именно понимание того факта, что успешное исследование и освоение космоса напрямую связано с обеспечением ключевых национальных интересов страны, побудило администрацию президента Обамы обратиться к широкому кругу независимых от НАСА экспертов с просьбой высказать свое мнение по поводу будущего пилотируемой программы США.
Непосредственными авторами доклада стали 10 человек. Из них лишь трое были в прошлом сотрудниками НАСА. Остальные, хоть и взаимодействовали с этой организацией, тем не менее являются представителями в основном академического и делового сообщества. Их суммарный опыт измеряется в том числе 293 годами работы в области космонавтики, 175 годами научной и 144 – инженерной деятельности, а также 160 годами работы в частном секторе.
Однако участие в написании доклада приняли еще более 120 экспертов, представлявших в том числе такие общественные, академические и научно-исследовательские организации США, как Планетное общество, Марсианское общество, Институт космической политики, Смитсоновский институт и многие другие. Политические аспекты документа разрабатывались с привлечением 12 конгрессменов и 9 сенаторов. Именно такой широкий круг специалистов, задействованных в подготовке данного доклада, смог обеспечить его аналитическую глубину, информационную насыщенность и практическую значимость.
В России пилотируемая космическая программа играет не менее важную политическую и научно-техническую роль, чем в Америке. Как и в США, в нашей стране есть сообщество космических экспертов мирового уровня, представленное, в частности, Российской академией космонавтики, РКК «Энергия», Центром имени Хруничева, Институтом космических исследований РАН и Московским космическим клубом. Именно к данному сообществу должна в первую очередь обращаться высшая государственная власть России с целью получения, с одной стороны, компетентной и независимой оценки состояния космической отрасли, а с другой – сценариев развития космонавтики, которые в наибольшей степени будут соответствовать национальным интересам страны.