0
2626
Газета Наука Интернет-версия

28.10.2009 00:00:00

Акустический секрет знают грибы

Тэги: страдивари, скрипка


страдивари, скрипка Страдивари изготовил около 1100 скрипок, примерно 600 из них сохранились. Скрипач Джесус Рейна играет на скрипке, получившей имя собственное - "The Penny".
Фото Reuters

На ежегодной Конференции лесного хозяйства, проходившей в германском городе Оснабрюке в сентябре, была представлена новая скрипка, изготовленная из дерева, обработанного специально отобранными плесневыми грибками. Эти микроорганизмы сделали исходный материал для скрипки более легким и однородным, что, в свою очередь, намного улучшило звучание инструмента.

Дерево обработал Франсис Шварце из Швейцарской федеральной лаборатории испытания и исследования материалов, а скрипки из него изготовил его соотечественник скрипичный мастер Михаэль Рохенхаймер – и случилось чудо! Скрипки запели так, словно их сделал сам великий Страдивари. Да что там «как»? Сам скрипичный гений всех времен и народов впервые за все эти века оказался посрамлен. По крайней мере на прошедшем тут же испытании скрипка Страдивари была признана второй.

Вызов «сквозь века» бросил Шварце. Конечно, вряд ли можно назвать предложенный им тест экспериментом, безукоризненным с научной точки зрения, однако он оказался впечатляющим. Для испытания Шварце предложил четыре изготовленные Рохенхаймером скрипки. Древесина двух из них была обработана грибками, а две остальные были изготовлены по обычной технологии и представляли собой нечто вроде контрольной группы. Шварце передал их известному британскому скрипачу Мэтью Траслеру, который добавил к этой коллекции пятую, свою собственную, изготовленную Антонио Страдивари в XVIII веке.

На каждом из пяти инструментов скрипач исполнил одну и ту же классическую пьесу; он играл, скрытый занавесом, чтобы аудитория не видела, на какой скрипке он играет. На испытании присутствовало компетентное жюри, однако право голоса при оценке качества скрипок было у каждого из участников конференции. В результате победила скрипка Шварце под именем «Опус 58» – из более чем 180 участников «слепого» теста 90 признали ее лучшей по качеству звука. Страдивари занял почетное второе место, хотя за его скрипку проголосовало всего 39 человек. Любопытно, что 113 человек приняли «Опус 58» за творение великого итальянца – то есть как минимум 23 человека, думая, что слышат голос уникальной старинной скрипки, не решились отдать за нее голоса.

По словам Шварце, на идею обработать древесину грибком его натолкнуло то обстоятельство, что Страдивари изготавливал свои скрипки как раз в то время, когда Западная Европа переживала «малый ледниковый период». Дело в том, что с 1645 по 1717 год среднегодовые температуры здесь были ниже обычных на 1–2 градуса Цельсия. Многие считают эту климатическую шутку природы главным секретом великого кремонца – деревья в те времена росли медленнее, их древесина поэтому была плотнее и однороднее.

Шварце прибавил к медленному росту еще и то, что при пониженной температуре деревья были более уязвимы перед грибками, которые придавали пораженной ими древесине еще большую однородность. Поэтому при изготовлении своих скрипок Шварце использовал норвежские ели, обработанные грибком Physiporinus vitrius, и сикаморы, обработанные грибком Xylaria longipes. Это оказалось долгим процессом, сравнимым с рождением ребенка, – на изготовление «Опуса 58» у Рохенхаймера ушло девять месяцев.

Скептики скажут, что от всего этого сильно попахивает «музыкальным популизмом» и удачным рекламным трюком, и, как это часто случается со скептиками, возможно, они будут правы. Но, так или иначе, люди перепутали грибковый новодел с творением средневекового скрипичного гения, а значит, близко то время, когда новые и не слишком дорогие скрипки смогут зазвучать, как жемчужины Страдивари.

За свою жизнь Страдивари изготовил около 1100 скрипок, примерно 600 из них сохранились до сих пор, и каждая стоит миллионы. Мастер свои секреты унес в могилу, и с тех пор многие поколения «страдиваристов» пытаются их разгадать.

Люди с великой точностью снимали размеры с его инструментов, делали их сверхточные копии, но оказалось – одной геометрии недостаточно. Одни связывали совершенное звучание скрипок со специальным лаком, которым Страдивари их покрывал, другие, как уже говорилось, с «малым ледниковым периодом». Три года назад шведские ученые объявили о намерении создать компьютерную модель скрипок Страдивари и установить, в чем состоит их «акустический секрет». Ученые считают, что приблизились к разгадке, однако им требуется еще несколько лет на доработку модели. Но вот, похоже, шведов в этом деле обогнали швейцарцы.

В позапрошлом году мы писали об американском биохимике и одновременно талантливом скрипичном мастере Джозефе Нагивари, который изготавливает скрипки, как он утверждает, не хуже, чем страдивариевские. Он считает, что Страдивари обрабатывал древесину своих будущих скрипок особыми растворами, в частности защищавшими ее от грибка, а не облегчающими его атаки. Нагивари обрабатывал древесину своих скрипок солевыми растворами и виноградным соком и действительно добился потрясающего звучания. Поэтому на самом деле не важно, какие секреты унес с собой Страдивари и будут ли они когда-нибудь извлечены снова на божий свет. Важнее, наверное, добиться того же, если не лучшего, результата. Однажды Киплинг сказал о каком-то негритянском племени: «У них есть сто способов писать песни, и каждый из них правильный».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1535
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
960
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
684
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
945

Другие новости