Мумиятопсия: технологии изучения генетического материала, взятого из костных останков, в последние годы усиленно развиваются.
Источник: фрагмент из телевизионной передачи канала Animal Planet
Недавнее «картирование», то есть привязка на местности первых анатомически современных людей к юго-западной оконечности Африки, в очередной раз показало мощь всеобъемлющего геномного анализа. Однако пока трудно с определенностью утверждать, были ли предки бушменов, обитающих ныне в пустынях Намиб и Калахари, «перволюдьми». Важнее то, что проводить подобного рода исследования довольно трудно. Дело в том, что аборигены различных регионов мира весьма неохотно идут на уговоры сдать кровь для анализа ДНК. Вот почему такой интерес ученые проявляют к сохранившимся в разных условиях мумиям и другим останкам и остаткам живших давным-давно людей.
В прошлом году городские власти Толедо, «домадридской» столицы Испании и знаменитой провинции Ла-Манча, решили построить за городскими стенами в Асаркеле новую школу на более чем тысячу учеников. В самом начале строительства, начавшегося в сентябре, рабочие натолкнулись на более чем сотню скелетов. Археологи выяснили по муниципальным архивам, что в ХIII веке в Асаркеле находилось кладбище местной общины евреев-ашкенази, предки которых прибыли на Пиренеи вместе с завоевателями-арабами.
Еврейские грамотеи нужны были безграмотным воякам для учета податей и строительства укреплений и дворцов с фонтанами и садами, проведения астрономических наблюдений и расчета астрологических гороскопов. Занимались они и алхимическими опытами, и изготовлением стали, без которой немыслимо было оружейное дело. Не говоря уже об умелых ювелирах и базарных менялах, сидевших на банках-скамейках, с которых началось банковское дело. В Толедо находятся две из трех сохранившихся в Испании синагоги – «сходки» в переводе с греческого, – в которых, правда, некому проводить службы.
Связано это с тем, что Изабелла (1451–1504), королева Кастилии, и ее муж Фердинанд сумели изгнать мавров, читай: арабов, из Испании, после чего в поисках золота отправили за море-океан Христофора Колумба. Острая нехватка драгметалла была следствием не только затяжной и разорительной Реконкисты, то есть отвоевания земель, но также и последовавшего за этим изгнания-«экспульсии» евреев, проникших далеко за пределы мавританской Андалузии, и в частности в Толедо. Вследствие этого в конце ХV века на волне триумфального возвращения Колумба, которого королева с помпой встречала в Барселоне, толедские синагоги опустели.
Из соседней Франции и германских княжеств сынов и дочерей далекой Иудеи стали гнать еще раньше, в середине ХIV века, когда в Европе разразилась страшная чумная эпидемия. Гонимые отовсюду, люди устремились на восток. В Праге умерших евреев не разрешали хоронить за пределами высокой стены, отделявшей гетто от города. Вот почему туристы, посещающие чешскую столицу, могут видеть могильные камни на высоте второго этажа!
Сохранилось еврейское кладбище и в Вильнюсе. Пару лет назад костные останки полутора сотен людей, обнаруженные при строительстве в каталонском городке Таррега, были перезахоронены на городском кладбище Барселоны.
В Асаркеле решено средневековое кладбище не трогать, а сделать над ним крышу – наподобие того, что сделано над знаменитой Терракотовой армией в Китае, – где спокойно будут работать ученые, и для привлечения туристов. Можно добавить, что в самом Толедо три года тому назад на площади почти сто гектаров было вскрыто городище еще более древних визиготов, весьма «поспособствовавших» падению Римской империи. Древняя Испания, имя которой дали римляне, входила в состав империи на правах одной из провинций. «Столкновение» представителей разных рас и народов на испанской земле открывает широчайшие перспективы для будущих геномных исследований в области популяционной генетики.
У нас тоже много княжеских захоронений и восточных курганов, которые далеко не все были разграблены в далекой древности. Все кости содержат микрограммовые количества ДНК, что вполне достаточно для проведения соответствующих анализов. Не будем забывать, что древние представители Ближнего Востока некогда осуществили «исход из Египта», то есть из Африки, где современный человек возник примерно 200 тысяч лет назад. На кости надежды все же больше, потому что мышьяк, применявшийся в процессе мумифицирования в качестве стерилизующего антисептика, разрушает ДНК, что сужает свободу маневра для ученых.