Одним из достижений новой России было создание в начале 90-х годов Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), призванного выделять средства для финансирования научных исследований в виде грантов (субсидий). Впоследствии от РФФИ отпочковался Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ), специализирующийся на грантах в области гуманитарных наук. В отличие от советской системы ведомственного финансирования гранты выделяются непосредственно руководителям научных групп.
Система грантов возникла в научном мире во второй половине ХХ века, она является весьма важным элементом поддержки наиболее эффективных научных групп и актуальных научных направлений. Стоит обратить внимание на результат двух десятилетий функционирования этой системы в России: бюджет РФФИ составляет всего лишь 6% от государственных расходов на гражданские исследования и разработки, при этом более 50% статей российских ученых в ведущих российских и зарубежных научных журналах подготовлены в ходе выполнения поддержанных РФФИ проектов.
РФФИ и РГНФ имеют проработанные конкурсные процедуры, наиболее представительный в стране корпус экспертов, включающий квалифицированных ученых из Российской академии наук, ведущих вузов и государственных научных центров России, и оказывают поддержку лучшим научным группам независимо от их ведомственной принадлежности. О масштабах деятельности фондов можно судить по следующим показателям: в прошлом году РФФИ поддерживал исследовательскую работу научных групп в рамках около 10 тыс. проектов, получивших финансирование в ходе конкурсов 2006–2008 годов.
Кодекс против устава
Однако сейчас будущее фондов – в тумане. Сохранится ли в России грантовая система, что произойдет с фондами, финансирующими проведение научных исследований, – вот вопросы, беспокоящие сейчас тысячи российских ученых.
Дело в том, что в 2007 году была принята новая редакция Бюджетного кодекса РФ. Согласно этому документу, главные распорядители бюджетных средств (к их числу относятся и научные фонды) могут выделять бюджетные ассигнования только подведомственным организациям, а бюджетные учреждения не могут получать субсидии. Надо обратить внимание на то, что получатели грантов – руководители научных групп, но средства поступают в научные учреждения, в которых они работают. Научное учреждение, таким образом, обслуживает грантополучателя. Естественно, что часть выделяемых средств идет на покрытие накладных расходов учреждения, платятся все положенные налоги, в том числе начисления на заработную плату.
К сожалению, российские чиновники трактуют гранты как субсидии учреждениям и полагают, что в силу текущей редакции закона фонды потеряют возможность выделять средства учреждениям государственных академий наук и государственным вузам, что означает прекращение существования грантовой системы. Пока государственным научным фондам дана «отсрочка», указано, что в части финансирования грантов положения новой редакции Бюджетного кодекса вступают в силу 1 января 2010 года.
До 1 января 2010 года осталось совсем немного времени, если смотреть с точки зрения законотворческого процесса, однако ясности, которую предполагалось внести в судьбу фондов еще в 2007 году, так и не наступило. Поправки в законодательство, которые так или иначе решали бы судьбу фондов, насколько мне известно, даже не внесены в Государственную Думу.
Более того, пока неясно, как чиновники Минобрнауки видят будущее фондов: хотят ли они сохранить грантовую систему в нынешнем, в целом работоспособном, виде хотя бы еще на некоторое время или планируют устроить «перезагрузку». А именно, преобразовать фонды в автономные учреждения, подведомственные какому-либо федеральному органу исполнительной власти, скорее всего федеральному агентству Роснаука.
Последний вариант, наверное, позволит продолжить существование как бы научных фондов – их названия останутся теми же самыми. Однако степень самостоятельности фондов и, вероятно, принципы их работы претерпят существенные изменения. РФФИ и РГНФ автоматически лишатся статуса «главного распорядителя бюджетных средств», то есть «строки в бюджете», и будут получать финансирование опосредованно. Будет ли при этом сохранен принцип фиксированного процента от расходов на гражданские научные исследования, неизвестно.
Чиновники против ученых
Не менее существенно и то, что фонды в этом случае будут управляться федеральным органом исполнительной власти, в подчинении которому будут находиться соответствующие автономные учреждения. Федеральный орган исполнительной власти будет назначать руководителя фонда, создавать Наблюдательный совет с достаточно широкими полномочиями, в который должно входить не более 11 человек, причем не менее трети состава Наблюдательного совета должны составлять чиновники. Это мало напоминает нынешний порядок управления, когда фондом управляет утверждаемый правительством России совет фонда из 26 человек, подавляющее большинство из которых – ученые.
Представляется, что движущим мотивом многих планируемых преобразований является не пиетет к закону, но стремление устранить любые независимые структуры, подчинить их ведомственной вертикали. Тем более что система экспертизы проектов РФФИ на порядок сильнее системы экспертизы Роснауки, а это раздражает.
Отдельный разговор – психология чиновников и практика работы Роснауки, ориентированной в первую очередь на прикладные исследования и разработки. Роснаука распределяет финансирование в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который непригоден для финансирования научных исследований. Непонимание специфики фундаментальных исследований и приверженность принципу «дополнительная бумажка с печатью лишней не бывает» самым негативным образом скажутся на ведущихся в стране научных исследованиях.
Наука против кризиса
Другая проблема фондов связана с экономическим кризисом: по некоторым сведениям, в будущем году бюджет РФФИ и РГНФ может быть едва ли не уполовинен. Таким образом, и без того небольшие размеры грантов станут совсем смехотворными.
Может быть, в кризис не до науки? Но страны, стремящиеся к технологическому лидерству, действительно, а не на словах думающие о необходимости развития, даже в условиях кризиса находят возможности для поддержки фундаментальной науки.
Администрация президента США Барака Обамы уже в этом году приняла решение о крупнейшем в американской истории вливании средств в фундаментальные исследования, в том числе и путем значительного увеличения бюджета Национального научного фонда (NSF), по образу которого был создан РФФИ.
Президент США Барак Обама, выступая на ежегодном собрании американской Национальной академии наук 27 апреля 2009 года, подчеркнул: «Использование открытий, совершенных полстолетия назад, питало наше процветание и успехи нашей страны в последующие полстолетия. Решения о поддержке науки, которые я принимаю сегодня, будут питать наши успехи в течение следующих 50 лет. Только так мы добьемся того, что труд нынешнего поколения станет основой прогресса и процветания в XXI столетии в глазах наших детей и внуков. Эта работа начинается с исторического решения о поддержке всего спектра фундаментальной науки и прикладных исследований, от научных лабораторий знаменитых университетов до испытательных площадок инновационных компаний».
И это при том, что в США в отличие от России не существует острейшей проблемы старения научных кадров. Если под разговоры об инновационной экономике и необходимости технологической модернизации будет упущено еще несколько лет, то у нас попросту некому будет закладывать фундамент будущего процветания.
У России нет времени на то, чтобы переждать кризис, поэтому не надо ломать то, что является эффективным инструментом поддержки научных исследований и способствует привлечению научной молодежи (в состав поддержанных РФФИ в 2008 году групп входят около 20 тыс. молодых ученых). Необходимо сохранить фонды в существующем виде и как минимум сохранить их финансирование на уровне текущего года.