Минувшим летом в Канаде (Монреаль) состоялся 6-й Мировой конгресс по промышленной биотехнологии и биопроцессам. Основными темами для обсуждения стали наиболее перспективные направления биотехнологической промышленности в мире – получение топлива и материалов из целлюлозного сырья, устойчивое развитие, возобновляемая химия и биоматериалы, тонкая химия, пищевая и косметическая промышленность, инфраструктура и развитие промышленных биотехнологий, биокластеры.
Как рассказал вице-президент Общества биотехнологов России им. Ю.А.Овчинникова Алексей Аблаев, на конгрессе обсуждались основные тренды по развитию биотехнологий в ведущих промышленно развитых странах, включая США и Канаду.
Так, одна из целей, поставленных перед американской биоиндустрией, – довести к 2024 году объем производства биотоплива до 300 млн. тонн, что составит 50% всего потребления американцами автомобильного топлива (легковые машины потребляют 230 млн. тонн топлива в год). Это в значительной степени обеспечит независимость Америки от импорта нефти, поможет в решении проблемы финансирования нефтяными деньгами недружественных стран и коалиций, обеспечит стране существенную экономию бюджета.
Но самое главное, это позволит сделать научно-технологический рывок и создать еще более ощутимый технологический отрыв от других стран. Кроме того, эта задача укладывается в стратегию снижения в Америке энергопотребления. Так, со следующего года американцам запрещено использование ламп накаливания более 100 ватт, далее, до 2014 года, будут запрещены и 40-ваттные лампы (Австралия и Куба запрещают все лампы накаливания с 2010 года).
На конференции эксперты также сошлись во мнении, что с приходом к власти в США Барака Обамы для развития американской биоиндустрии предприняты конкретные и продуктивные меры. Поставлены традиционно по-американски глобальные, но объективно необходимые цели. Финансирование биоотрасли удвоилось, сформулированы конкретные задачи законодателям и биотехнологическому сообществу.
При этом государственное финансирование работ по водородной энергетике сократились в пять раз. Это фактически означает свертывание программы использования водорода как топлива и передачи приоритета именно биотопливу как реальной альтернативе нефтяным продуктам.
Относительно Канады на конгрессе стало понятно, что специфика природно-климатических условий поставила перед страной проблему переработки лесного сухостойного сырья в биотопливо. В связи с глобальным потеплением климата в Канаде растет огромный массив погибающих лесов. Часть насекомых-вредителей не вымирает, как раньше в зимний период, и губит деревья. Таким образом, в Канаде стоит вопрос переработки уже миллионов гектаров лесного сухостоя для биотоплива.
Учитывая схожесть природно-климатических условий Канады и России, данная проблема актуальна и для нашей страны. Однако у нас на повестке дня не стоят вопросы ни мониторинга лесов, ни использования этих глобальных ресурсов для развития альтернативной энергетики. Исключение составляют несколько регионов, которые, в частности, при содействии Общества биотехнологов России развивают биотехнологическую промышленность, включая постройку заводов по производству биотоплива.
Между тем в рамках конгресса также стало известно, что крупнейшая компания по производству оборудования для переработки нефти UOP купила технологию по производству бионефти и собирается производить оборудование для ее получения из растительного сырья. В ближайшие 15 лет такие заводы составят серьезную конкуренцию нефтеперерабатывающим комбинатам. Будем надеяться, что представители нефтяной отрасли из России, присутствовавшие на конгрессе, приняли на заметку этот факт.
Столь агрессивные темпы развития биоиндустрии в мире не предвещают России ничего оптимистичного. США и Европа смогут за следующие несколько лет вдвое уменьшить потребление топлив из нефтяного сырья, отказавшись, таким образом, от импорта нефти. Рост экономики Китая и Индии тоже не может гарантировать стабильные экспортные рынки – Китай уже выбрал биотехнологию как движущую силу своего развития, Индия тоже активно развивает эту отрасль.
«Промышленная биотехнология может стать одним из локомотивов развития инновационной экономики России», – отмечает Алексей Аблаев. Развитие глубокой переработки зерна откроет для российского сельского хозяйства новые огромные рынки сбыта, при этом даст сырье для производства лекарств, биоматериалов и топлива. Переработка неиспользуемой соломы и лесных отходов в продукты промышленной биотехнологии даст возможность развития многих территорий России. «На селе могут быть созданы десятки тысяч новых рабочих мест, – подчеркивает Аблаев. – В местную экономику потекут инвестиции и налоги».