Проспект Академика Лаврентьева – таков адрес большинства институтов Новосибирского научного центра РАН.
Фото из альбома "Новосибирский научный центр", СО РАН
Госпрограмма по созданию технопарков в сфере высоких технологий, на которую потрачено 7 млрд. рублей, обернулась строительством ряда объектов высокодоходной недвижимости. Теперь в правительстве задумались, почему, собственно, развитие сети бизнес-центров класса «А» должно привести к расцвету высоких технологий. Глядишь, еще через сколько-то миллиардов рублей доподлинно выяснится, что же это такое – технопарк по-российски...
Новосибирский Академгородок обескровлен многолетней утечкой умов за границу и в бизнес. Но отдельные бывшие ученые, заработав первоначальный капитал, возвращаются сюда в новом качестве – как создатели частных инновационных компаний. Физик по образованию Андрей Брызгалов, совладелец малого инновационного предприятия, уверяет, что решать еще никем не решенные задачи и создавать принципиально новые вещи гораздо увлекательнее, чем делать деньги на коммерции.
«Таких задач просто море – бери и решай, – утверждает руководитель Андрей Брызгалов. – Инновация – это по определению то, что кто-то успевает сделать первым и с этого первенства получить основные дивиденды».
В Академгородке «самозародились» уже около сотни разнопрофильных инновационных предприятий, научившихся выстраивать свой бизнес «от идеи до товара». Их годовой совокупный оборот достиг 5 млрд. рублей. Кроме приборостроителей хорошие перспективы у биотехнологических и IT-компаний.
Во время пребывания в Новосибирске 21 мая, глава ГК «Роснано» Анатолий Чубайс проявил большой интерес к частным инновационным компаниям Академгородка. Он встретился с руководителями ряда фирм и пообещал им серьёзную помощь в создании необходимой технологической инфраструктуры. Для решения этой задачи будет создан специальный фонд на паях с областной администрацией и частным инвестором. Уже через год инфраструктурный проект в Академгородке должен заработать на полную мощность.
В Новосибирске разговоры о технопарке ведутся уже несколько лет. Он проектировался в точном соответствии с приказом Министерства экономического развития, где технопарк определяется как «имущественный комплекс, созданный для осуществления деятельности в сфере высоких технологий, состоящий из офисных зданий и производственных помещений, объектов инженерной, транспортной, жилой и социальной инфраструктуры общей площадью не менее 5000 кв. м». Грандиозным планам не суждено было сбыться по той причине, что учредители – областная администрация, Сибирское отделение РАН и частный инвестор – тянули в разные стороны.
Теперь решено начать с определения целей и задач технопарка. К обсуждению наконец-то привлекли руководителей инновационных компаний. Но основные решения принимаются в Москве. Специально для столичных чиновников новосибирские предприниматели-инноваторы подготовили тезисы собственной концепции технопарка. Вкратце они сводятся к следующему.
Российское государство, заинтересованное в становлении «экономики знаний», может содействовать минимизации рисков инновационной деятельности.
Технопарк – это в первую очередь территория, специально отведенная для производственной деятельности и проживания сотрудников высокотехнологичных предприятий. Строительство на территории технопарка может вестись как силами самих резидентов, так и привлеченными инвесторами при обязательном контроле целевого использования земли и помещений. Никто не вправе навязывать резидентам технопарка не согласованное с ними строительство.
Как правило, инновационные компании жалуются на трудности с получением финансирования. Не менее сложно найти платежеспособных покупателей продукции. Эти препятствия могут быть устранены достаточно простым способом – государственным или корпоративным заказом на решение критически важных задач в экономике и в сфере государственных обязательств – от обороны до здравоохранения. Компания, предложившая наилучшее инновационное решение существующей проблемы, автоматически получает и средства для организации производства, и гарантированный сбыт.
Интеллектуальные ресурсы Академгородка теоретически позволяют решать самые сложные задачи. Требуется лишь организовать нормальное разделение труда на взаимовыгодной основе: ученые должны добывать новые знания, а предприниматели-инноваторы – превращать прикладные идеи в товары.
В составе технопарка необходимо создать технологическую инфраструктуру, которая быстро окупится, если будет разумно устроена. Это должен быть не привычный универсальный завод, а «технологический супермаркет» – сеть малых узкоспециализированных предприятий, оснащенных современным высокопроизводительным оборудованием и готовых принимать заказы, начиная с одной детали. На долю разработчиков останутся только сборка и наладка конечного изделия. Это радикально ускорит инновационный процесс и увеличит выход готовых инноваций.
Естественно, у других направлений инновационного бизнеса, в частности у IT-компаний, есть свои требования к технологической инфраструктуре. В технопарках Финляндии, к примеру, она создается полностью за государственный счет, но при строгом соблюдении резидентами главного условия – экспортной ориентации инновационного производства.
Кадровую проблему инновационных компаний поможет решить учебный центр на территории технопарка, готовящий инновационных менеджеров, высококвалифицированных рабочих и разработчиков из числа старшекурсников вузов и специалистов, желающих пройти переподготовку.
Итак, технопарком предлагается считать комплекс мер по снижению рисков инновационной деятельности, привязанный к территории, специально отведенной для размещения инновационных предприятий и необходимой инфраструктуры. Локализация мер государственной поддержки позволяет избежать распыления бюджетных средств и облегчает контроль их целевого использования. С точки зрения высокотехнологичного бизнеса общий бренд технопарка необходим для привлечения заказчиков и скорейшего превращения Академгородка в инновационный центр мирового уровня.
Такое понимание технопарка существенно отличается от сложившихся представлений и оставляет мало надежд мастерам по освоению бюджетных потоков. Они наверняка не сдадутся без боя.
Какая точка зрения победит, покажет ближайшее время. Но уже сейчас понятно, что новосибирских инноваторов устроит только их вариант концепции технопарка, а в казенное золоченое стойло они просто не пойдут. Самые сильные компании спокойно проживут без технопарка и когда-нибудь самостоятельно выстроят необходимую им инфраструктуру. Правда, до той поры может не дожить само российское государство, не выдержав конкуренции с технологически более развитыми державами.
Новосибирск