Дайсон уже предсказывает детские конкурсы по прикладной биотехнологии на тему «Кто вырастит самого пушистого динозавра». Художник Джеймс Гурни, «Динотопия».
Источник: dinotopia.com
Американский физик английского происхождения Фримен Дайсон на собственном примере доказал, как можно остаться популярным и «выжить» в кризис. И преклонный возраст здесь не помеха, так как ученый – профессия «до гроба».
Легендарный Дайсон, недавно посетивший Москву с публичной лекцией, громогласно заявил, что он еретик и гордится этим. Подобно тому, как в христианстве приверженец ереси отклоняется от официальной церковной доктрины в область догматики и культа; также в науке, только здесь ученый становится фантастом. Недаром именно Дайсону принадлежит фраза: «Бог – это разум, переросший границы нашего понимания»...
Были времена, когда Дайсон, профессор Принстонского университета (кстати, тогда там еще работал Альберт Эйнштейн), поражал умы людей своими работами в области естественных наук – квантовой физики, ядерной энергетики, физики твердого тела, космологии. Ему довелось работать с такими «величинами», как Фейнман, Бетте. Говорят, он не получил Нобелевскую премию лишь потому, что был четвертым «элементом» среди тех, кто создавал квантовую электродинамику, – Нобелевская же премия не делится больше, чем на три. Скептик в здравом уме – таким знают Дайсона во всем мире.
На этот раз темой его выступления стали «Еретические мысли о науке и обществе». Дайсон заметил, что когда он делает прогнозы, то выступает в качестве рассказчика баек, а его предсказания – скорее научная фантастика, чем наука. Одна из озвученных им ересей – одомашнивание биоинженерных технологий.
Согласно прогнозам ученого, у каждого жителя Земли появится возможность выводить новые сорта растений и животных взамен монокультурному хозяйству. По мнению Дайсона, современные крупные корпорации перестанут быть востребованы в обществе. Фермеры самостоятельно смогут создавать любые сорта культур, а домохозяйки – выводить комнатные растения нужного цвета.
«Компьютеры будут уже не актуальны, – полагает Дайсон. – Малыши «сроднятся» с зернами и яйцами, из которых появятся новые, доселе невиданные существа». Наступит новая эра биотехнологических игр, созданных по модели компьютерных. Дайсон уже предсказывает детские конкурсы по прикладной биотехнологии на тему «Кто вырастит самого пушистого динозавра».
Углубляясь, пожалуй, в слишком далекое будущее, Дайсон не преминул предупредить и об угрозах, которые влечет за собой распространение биотехнологий: «Эти игры будут беспорядочными и, возможно, опасными. Понадобится введение новых правил и запретов, чтобы защитить самих детей и взрослых». Только представьте, что будет, когда на смену виртуальным хакерам придут злоумышленники, конструирующие настоящие биологические вирусы. Дайсон предполагает, что все будет зависеть от ограничений и пределов одомашнивания биотехнологий, разрешенного на национальном или международном уровне. «Запретить детям играть с вирусами!» – призывает Дайсон.
Чует сердце ученого, что в недалеком будущем люди будут заниматься дизайном геномов. И это станет новым стилем искусства, подобно живописи и скульптуре. Геномная художественная лепка, так сказать.
Следующая ересь Дайсона была посвящена эволюционным проблемам. По мнению ученого, эволюция в дарвиновском смысле началась отнюдь не одновременно с возникновением жизни. «Сначала была эпоха горизонтального переноса генов, – считает ученый. – Жизнь – это было сообщество клеток. Золотой век! Всеобщий метаболизм! Потом началась дарвиновская интерлюдия».
Этот золотой век преддарвинизма закончился примерно 10 тысяч лет назад. С появлением homo sapens в современном его виде началась культурная эволюция – то, что сейчас мы называем глобализацией.
Но вот около 30 лет назад, по мнению Дайсона, человечество начало возвращаться в додарвиновскую эру. Отдельные виды существ уже не будут конкурировать между собой, а общими целенаправленными (без вмешательства природы) усилиями будут продвигать эволюцию. Это станет возможно в том случае, если люди получат полный доступ к генной информации. При таком раскладе доминировать будет принцип открытого кода, когда наиболее продуктивные клетки будут обмениваться между собой необходимыми человеку генами.
Фримен Дайсон – еретик, и гордится этим... Источник: salon.com |
Первые признаки этого Рая уже налицо: создание генетически модифицированных организмов фактически означает начало горизонтального переноса генов. То есть все тот же всеобщий метаболизм.
Сплошной «постмодерн» в футурологических рассуждениях Дайсона вызвал желание переключиться на тихий мирный разговор о современных нам проблемах. Нам удалось задать несколько вопросов маэстро Дайсону. Но, увы, о насущном положении вещей в науке Фримен Дайсон высказывался с меньшим красноречием и азартом.
– Профессор Дайсон, сегодня ученые всего мира корпят над внедрением нанотехнологий во все сферы человеческой жизни. А когда, как вам кажется, придет время говорить о последствиях этого научного открытия?
– Нанотехнологии – очень важный раздел науки. Производство новых материй – очень интересный процесс. Создание новых материй не может привести ни к чему ужасающему.
– По-вашему мнению, роль науки для общества носит скорее созидательный или разрушительный характер?
– И тот и другой. Но я склонен думать, что в большей степени характер созидательный, чем разрушительный. Самой разрушительной частью науки является ядерное оружие. Ничего хуже не изобрели.
– Что из достижений российских ученых вы могли бы признать за открытие XX века?
– Несомненно, такие открытия в российской науке есть. Физик Зельдович, например, внес значительный вклад в астрономию. Он совершил множество открытий в этой области. Он печатал свои первые наработки о ядерном реакторе, о черных дырах и многих других вещах. Изучение черных дыр было, пожалуй, самым непредсказуемым в его научной практике. Но, конечно, в астрономии невозможно рассуждать о важности всех вселенских связей.