Один из проектов робота (гидробота), который разрабатывается специалистами NASA для исследований подледного океана Европы.
Источник: www.dailygalaxy.com
В конце февраля после двухлетних дебатов американское Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства – NASA, объявило о своей очередной миссии к дальним планетам Солнечной системы. На этот раз выбран Юпитер и его крупные спутники – Европа, Ганимед, Ио и Каллисто. Главной целью будет Европа – под покрывающим ее льдом, как уже убедительно доказано, есть водный океан, и, возможно, там есть жизнь. Проект рассчитан на 20 лет и обойдется США примерно в 3 млрд. долл.
Выбор делался между Юпитером и Сатурном. Сатурн интересует ученых главным образом своими спутниками – Титаном и Энцеладом, в первую очередь Титаном, который страшно заинтриговал астрономов своими метановыми озерами. Его изучение может пролить свет на процессы, протекавшие на Земле вскоре после ее образования.
Победил, однако, Юпитер с его Европой и остальными «галилеевыми» лунами (их называют так, потому что их открыл Галилей). На Европе тоже, конечно, нежарко – всего минус 170 градусов, – да и уровень радиации там смертельный для любых форм жизни, однако все это на поверхности. От радиации океан Европы защищен многокилометровой толщей льда, а тепло у океана свое, получаемое за счет мощных приливных сил, вызываемых гравитацией Юпитера.
Не в последнюю очередь решение посылать миссию на Юпитер было вызвано тем, что Европейское космическое агентство (ЕКА) тоже строит насчет Юпитера свои планы и, стало быть, американские и европейские планы можно объединить. Если ничего не изменится, то примерно в 2020 году (называют сроки от 2018 до 2022 года) к Юпитеру направятся обе миссии. Они будут действовать каждая по своим графикам, однако предусмотрена тесная взаимосвязь, обмен данными, разделение функций и т.д.
Американский зонд будет называться Jupiter Europa Orbiter, а европейский – Jupiter Ganymede Orbiter, по имени лун, которые планируется обследовать в первую очередь. Каждый зонд будет крутиться вокруг своей первоначальной цели в течение года, а потом направится к другим спутникам.
Хотя Европа остается объектом номер один, Ганимед, выбранный ЕКА в качестве первой цели, вполне объясним. Ганимед не менее интересен – это самая крупная луна во всей Солнечной системе, причем единственная, у которой есть магнитное поле. Ученые подозревают, что так же, как и на Европе, Ганимед покрыт океаном, который упрятан под 220-километровым ледяным панцирем.
Европа, вращаясь вокруг Юпитера на очень низкой орбите, попадает в его радиационные пояса – отсюда и высокая радиация, о которой уже говорилось, смертельная не только для живых организмов, но и для электроники. Защита, разумеется, предусмотрена – так, на американском зонде будут установлены мощные экраны из вольфрама и тантала, – но все равно будет оставаться опасность радиационного повреждения.
Российское участие в этих миссиях к Юпитеру тоже предполагается, причем отнюдь не маленькое, а близкое к ключевому – Институт космических исследований (ИКИ) вместе с НПО им. Лавочкина давно уже работают над проектом спускаемого аппарата на Европу. Причем предварительный проект доставки этого аппарата к юпитерианской луне и его посадки на ледяную поверхность уже готов.
Как сообщил в беседе с корреспондентом «НГ» директор ИКИ академик Лев Зеленый, с начала 2009 года этот проект поддерживается также и Российским космическим агентством. По словам Льва Зеленого, история появления этого проекта выглядит так.
Американцы, европейцы и японцы давно уже работают над проектом «Исследования системы Юпитера». Когда-то в самом начале они планировали направить к Юпитеру целую флотилию – там был аппарат, летающий вокруг Европы, и аппарат, летающий вокруг Юпитера, и еще один, на очень высокой орбите, предназначенный для изучения «магнитного хвоста» планеты-гиганта.
«И посадочный модуль, – поясняет академик Зеленый, – никак не вписывался в формат их возможностей. Тогда мы предложили свое участие и это участие. Сейчас спускаемый модуль проектируется и у нас, и в NASA, но эти работы тесно взаимосвязаны – у каждого своя задача. Формального соглашения пока нет, оно имеется только со стороны научного сообщества, но ведутся научно-исследовательские работы. А формальное соглашение понадобится только тогда, когда проект надо будет осуществлять «в железе».
Лев Зеленый считает, что в споре между Юпитером и Сатурном свою роль сыграла и российская работа над спускаемым модулем. «Думаю, что на решение NASA сначала отправить миссию к Юпитеру каким-то образом повлияло и то, что мы взялись разрабатывать такой модуль», – подчеркнул он.