Рано или поздно наступает суровый быт семейной жизни.
Фото Petrasoft
Любовь – чувство прекрасное, удивительное и┘ абсолютно закрытое. Поэтому не поддающееся никакому анализу. Говоря языком квантовой механики, она представляет собой чистое состояние, ни с чем и ни с кем не взаимодействующее, о котором, в соответствии с законами все той же квантовой механики, невозможно получить никакой информации. По этой причине о настоящей любви толком никто ничего не знает. Даже сами возлюбленные.
Тем не менее ее существование столь же очевидно, как очевиден факт разделения человечества на две половины – прекрасную и не очень. Но эту очевидность любви не следует путать с сексом, семьей и прочими атрибутами гендерных отношений. Если же говорить о них, то они укладываются в простую временную схему, состоящую всего из трех этапов. Первый этап (между прочим, решающий) – это обмен информацией, в котором участвуют не только все органы чувств, но и такая столь же неуловимая, сколь и определенная вещь, как вкус. Этот этап – этап рождения чувства – самый приятный и романтичный. Это то, что можно назвать поэзией рождающихся чувств, когда ни он, ни она не должны друг другу ничего, кроме случайных и мимолетных встреч и взаимной и ничем не объяснимой симпатии. Промельк любви.
Затем, если первый этап благополучно пройден, наступает пора суровой прозы любовных отношений, когда мужчина дарит подарки, а женщина их принимает, и в дело вкрадывается неминуемая и циничная материальная и денежная сторона. «Что он подарит мне? Неужели дешевую безделушку?» – думает она. «Что бы подарить, чтобы ей понравилось, и не слишком поистратиться?» – думает он.
Наконец, если два описанных выше этапа благополучно пройдены, наступает суровый быт семейной жизни, где от партнеров требуется терпение, терпение и терпение.
Еще раз повторяю, описанные выше отношения не имеют никакого отношения к любви, прежде всего потому, что в их основе лежит вполне рациональная боязнь одиночества. Любовь же чувство, как было отмечено в начале, закрытое, то есть явно не спасающее от него. Как же тогда мир узнавал хоть что-нибудь о любви? А в тот самый момент, когда чистота любовного состояния, опять-таки говоря языком квантовой механики, разрушалась взаимодействием с окружающей средой. Поэтому ошибаются те, кто думает, что нам что-то говорит о любви так называемая любовная лирика, рожденная Петраркой с его Лаурой и Данте с его Беатриче. На самом деле она всего лишь отражает стремление мужчин польстить женщинам. Из нее мы многое узнаем о мужских переживаниях по поводу женщин и практически ничего о любви.
Первый этап – это обмен информацией, в котором участвуют не только все органы чувств, но и такая столь же неуловимая, сколь и определенная вещь, как вкус. Фото Petrasoft |
Впервые же механизм разрушения любовного состояния был описан в «Ромео и Джульетте». Тогда-то мир и узнал о том, что такое любовь. Более поздним и не менее веским словом о любви оказался гениальный «денисьевский» цикл Федора Тютчева, в котором столкновение чистого любовного состояния и среды было выражено с невиданной библейской силой. «Толпа вошла, толпа вломилась/ В святилище души твоей/ И ты невольно постыдилась/ И тайн и жертв, доступных ей/┘О если бы живые крылья/ Души, парящей над толпой/ Ее спасали от насилья/ Бессмертной пошлости людской».
Спустя сто лет кое-что сказало на эту же тему и кино. В начале 60-х годов прошлого века на экраны Советского Союза вышел шедевр Юлия Райзмана «А если это любовь?», в котором каким-то непостижимым и чудесным образом история из жизни советских старшеклассников, помещенная в пространство советских же городских кварталов, вдруг приобрела шекспировский масштаб, силу и глубину.
Из последних заметных экспериментов на любовную тему следует отметить фильм китайца Вонга Кар-Вая. У него точное название In the mood for love. Буквальный перевод: «В настроении для любви». Этот фильм – очень оригинальная и удачная, доступная только восточному человеку попытка рассказать о любви, не сталкивая любовное состояние со средой, а рассматривая его очень тонкими почти «квантовомеханическими» средствами. Поэтому получился фильм о почти любви, сильный, свежий и оригинальный, так как он весь построен на полутонах невысказанности и затаенности.
Стало быть, чтобы человечество еще раз услышало эхо любви, ему необходимо следовать тютчевскому: «Молчи, скрывайся и таи и чувства и мечты свои». Очевидно, что в начале XXI века это совершенно невозможно, и теперь мир никогда не узнает, что такое любовь. Потому что благодаря научно-технической революции конца XX века электрон стал вездесущим и, зажигая экраны телевизоров и мониторы компьютеров, возбуждая микрофоны мобильников и заполоняя все эсэмэсками, проник даже в постели любимых. Тем самым он полностью лишил человека той степени индивидуальности, без которой образование чистого любовного состояния полностью исключено.
Поэтому в современном мире нет любви, а есть лишь страсть – чувство, диаметрально противоположное, потому что она всегда заряжена эксгибиционизмом, все выставляя напоказ, ничего не утаивая от толпы и сливаясь с нею. И тогда на наши бедные головы валятся интернетовские форумы, блоги, Живые Журналы и безумные, дышащие варварскими животными страстями телевизионные шоу. И некуда бежать и некуда деваться от этого сведенного с ума электроном беснующегося стада. И остается только повторять молвленное за 60 лет до открытия этой роковой частицы: «Мне грустно, потому что я тебя люблю,/ И знаю: молодость цветущую твою/ Не пощадит молвы коварное гоненье./ За каждый светлый день и сладкое мгновенье/ Слезами и тоской заплатишь ты судьбе,/ Мне грустно... потому что весело тебе».
Новосибирск