Где захоронен Чингисхан – неизвестно до сих пор.
Фото из журнала Time
По обширности Монгольская империя превосходила все когда-либо существовавшие государства. И до сих пор исследователи не могут найти той возвышенности, на склонах которой, по преданиям и свидетельствам, закончил свой земной путь великий хан – Чингисхан.
Еще великий путешественник Марко Поло рассказывал: «Всех великих государей, потомков Чингисхана, знайте, хоронят в большой горе Алтай, и, где бы ни помер великий государь татар, хотя бы за сто дней пути до той горы, его привозят туда хоронить. И вот такая диковина: когда тела великих ханов несут к той горе, всякого дней за сорок, побольше или поменьше, убивают мечом провожатых при теле да приговаривают: иди служить нашему государю!»
Из разных источников вырисовывались и подробности кульминационного события 1227 года. Траурный кортеж с останками покинул излучину Желтой реки и двинулся через пустыню Гоби в Каракорум, куда съезжались монгольская знать и главы родов. По пути истреблялись все, кто мог преждевременно узнать о смерти верховного хана. В назначенный шаманами день останки, облаченные в парадные одежды, поместили в гроб. Затем (для надежности или для отличия?) этот гроб вложили еще в четыре, один в другой, и отвезли на гору Бурхан-Халдун. Она и должна была стать местом вечного успокоения. А чтобы никто не нарушил покой, перебили всех рабов, выполнявших погребальные работы, и установили охрану на отдаленных местах от могилы. Никто не должен был знать, где она находится.
Цель была достигнута. С годами кустарники, а затем и деревья полностью скрыли склоны горного массива Хэнтэй, и никто не мог сказать, какая из гор носила имя Бурхан-Халдун.
По сведениям Рашид-ад-дина, великий хан был похоронен в месте, указанном им самим. Однажды он якобы охотился в низовьях реки Онон, откуда до горы Бурхан-Халдун шесть дней пути. В одном месте открывшийся со склона вид задержал взгляд хана, и он, спешившись, почувствовал отраду и глубокий душевный покой. Тут росло приметное одинокое дерево. Может, оно и навеяло грустные мысли. Хан заметил: «Эта местность подходит для моего погребения┘ Пусть ее запомнят и отметят».
Трогательная легенда не впечатлила монголоведа XIX века Я.Шмидта, и он полагал, что тело великого хана не довезли до Монголии, так как монголы не владели знаниями бальзамирования трупов. В предполагаемых семи возможных местах захоронения пять – связаны с горой или горным массивом.
В Монгольском Алтае, на одной из вершин массива Ихэ-богдо, экспедиция русского путешественника М.К.Козлова в 1923–1926 годах обнаружила древний мавзолей хана. У подошвы Хан-Кокшун в Хангае выявлены развалины китайского городка и найдена надпись на каменной плите о том, что город построен в 1275 году войсками Хубилая, внука Чингисхана, захватившего трон китайского императора. На одном из гребней среди громадных камней была найдена усыпальница тринадцати поколений прямых потомков Чингисхана.
Разрабатывалась версия о захоронении великого хана на месте его рождения на реке Онон. По легенде, полководцы доставили сюда тело и, построив близ горы Дэлюн-Болдок плотину, отвели русло реки. На обнаженное каменистое дно поставили саркофаг из горного хрусталя с телом хана и затем снова пустили воды Онона по старому руслу.
Вспоминали и посещение Ихи-Эджен-Хоро в Ордасе известным русским путешественником Г.Н.Потаниным, где якобы стояли юрты с останками великого завоевателя. Там каждый год монахи устраивают большой праздник – тайла в честь Чингисхана у юрты, где будто бы в серебряной раке находятся кости хана. Раньше приносились здесь человеческие жертвы┘
Почему же кочевники так оберегали свои могилы и с такой таинственностью обставляли захоронения своих соплеменников? Дело в том, что у них существовала давняя традиция осквернять могилы врагов. Тюрки и монголы верили, что их сообщество – это не только живущие ныне люди, соплеменники, но и их предки. Душа умершего родственника может вернуться в этот мир и воплотиться в потомке, но только если в погребенном скелете будут все кости и непременно в целом состоянии.
Случаи надругательства над трупом врага приведены в монгольских и китайских хрониках. Традиция осквернения могил врага существовала в степи с бронзового века, иногда этим пользовались в целях политического давления. Так, в 341 году китаец Мужун Хуан раскопал могилу отца своего врага, захватил в плен мать, жену и еще 50 тысяч человек. В результате этих манипуляций через год его противник признал себя побежденным и уплатил дань, после чего ему вернули труп отца.
Поэтому, предвидя судьбу своего тела после смерти, мудрые вожди кочевников велели хоронить себя втайне и без особых богатств. И Чингисхан в этом не был исключением┘