Бурятские шаманы с острова Ольхон.
Источник: fotki.yandex.ru
Мало какое озеро на Земле удостоилось такой легендарной славы и внимания, как Байкал. И за беспримерную глубину, и за чистоту воды, и за богатство рыбы. Но еще добавляли ему красоты и значительности окружающие его горы, утесы, леса. Высокие скалы, выступы над водой смотрятся что с суши, что с озера особенно впечатляюще, незабываемо. Да еще и названия интригуют.
Полуостров Святой Нос со множеством пещер. Арка или Дыроватый мыс – своеобразные каменные ворота над водой, другим это сооружение представляется могучим слоном, опустившим в воду хобот. Скала Кобылья Голова. Мыс Бурхан (или Барагхан) как продолжение Баргузинского хребта, поименованный еще древними обитателями в честь бога Байкала. Скала Дева с очертаниями женского профиля. Писаный Камень с рельефно высеченным на скале изображением какого-то божества. Шаман-камень – это уже порог у истоков легендарной «дочери Байкала» – Ангары. (В озеро впадает 336 рек!) Бухта Песчаная будто окружена двумя древними храмами: это скалы Большая и Малая Колокольни – под лучами солнца они кажутся осыпанными золотом, и словно слышишь малиновый звон.
Шаманы не лишены были чувства красоты и выбирали для своих обрядов места повыше да попричудливее. В той же скале Шаманка есть сквозная труднодоступная пещера, в которой, мол, витал дух Бурхана. Говорят, что шаманы для общения с этим духом и для своей «подзарядки», да и утверждения авторитета на глазах соплеменников проникали через скрытый вход в пещеру и неожиданно появлялись с другой стороны. Вроде как проходили сквозь скалу. Оттого и испытывали прибайкальские буряты какой-то суеверный ужас при виде этой скалы. Здесь же приносились жертвы Байкалу, причем настолько изобильные, как ни в каком другом месте побережья. До сих пор недалеко от пещеры сохранились следы нескольких громадных кострищ с кучами обгоревших и обугленных костей, до полуметра длиной.
Среди местного населения существует целая серия преданий о связи скалы Шаманка с некой белой женщиной, указывающей в непогоду дорогу рыбакам, однако скорее всего все они являются позднейшей традицией осмысливания забытого культа. Впрочем, буряты до сих пор считают мифическую женщину-шаманку Ольхона, выходящую на вершину утеса в виде белого привидения, вполне реальным лицом. В давние времена тут действительно обитала «весьма смышленая шаманка», представлявшая в своем лице все духовенство острова. Это была простая и добродушная бурятка, муж которой прислуживал ей при жертвоприношениях. Видимо, она оставила добрую и долгую память о себе┘
Из 22 незатопляемых островов на Байкале самый выдающийся и самый приметный – священный Ольхон (в переводе с бурятского – «лесочек»). Это наиболее высокая часть Ольхонских гор, скрытых под водой и являющихся ответвлением Приморского хребта. Он сравнительно небольшой по площади, длиной в 70 с лишком километров. Но была в нем своя притягательная сила, особая привлекательность. По словам археологов, здесь что ни шаг, то стоянка древнего человека или могильник. Есть на Ольхоне и леса, и степь, и своя высшая точка – гора Жима (820 м). Иногда называют ее Ижимей – по мысу Ижен, что по-бурятски значит – хозяин, владыка острова.
Гора эта, как и мыс Бурхан, считалась священной. Сюда, как к своего рода Мекке степняков-шаманистов, добирались на поклонение кочевники Прибайкалья и Забайкалья. Между прочим, женщинам доступ был запрещен, так как они по вере считались существами низшего порядка и могли осквернить святые места. Считается, что человек, поднявшийся на эту гору (а разрешение нужно спрашивать у ламы в ближайшем дацане), на год устанавливает связь с таинственной силой этого места и становится единым с богом. Только люди, ведущие праведный образ жизни, могут увидеть на склонах огромное изображение Будды.
На привершинном плато находится крупное, почитаемое с древнейших времен «обо» – холм из камней, выкладываемых в честь духа этой горы. Чтобы сохранить эти пейзажные красоты и охранить от чересчур ретивых поклонников исторические места, здесь организовано два крупнейших в России национальных парка – Прибайкальский и Забайкальский.
Остров Ольхон – весьма примечательное сакральное место Азии. Ольхонские буряты, населяющие этот район, сохранили религию традиционного шаманизма и в отличие от забайкальских бурят не подверглись влиянию буддизма и ламаизма. И ольхонские буряты питают к этим местам суеверный страх.
Еще в позапрошлом веке В.А.Обручев писал: «┘мимо Шаманской скалы нельзя проезжать на колесах, а только верхом или в санях, почему в летнее время сообщение между западной и восточной частями Ольхона производится только верхом, да и то в редких случаях, так как буряты вообще неохотно ездят мимо пещеры; кроме того, в том случае, если в одном из родов есть покойник, членам этого рода, то есть целой половине острова, запрещалось проезжать мимо пещеры в течение известного времени».