Новоиерусалимский монастырь входит в архитектурный комплекс топографической иконы "Русские Палестины".
Источник: mochaloff.ru
Хорошо известно, что несовпадение языка жестов у представителей различных культур порой приводит к недоразумениям как забавным, так и трагичным. Не в этом ли причина крепнущего непонимания Запада и России, не поддающегося порой рациональному объяснению? Вот и отталкивают с отвращением нашу протянутую руку, потому что видят не наши добрые намерения, а наши грязные ногти...
Удручающий пример такой грязи – гибель топографической иконы «Русские Палестины», входящей в архитектурный комплекс Новоиерусалимского монастыря. «Русские Палестины» – это архитектурно-ландшафтный образ Святой Земли, перенесенный Патриархом Никоном в XVII веке в окрестности подмосковного села Воскресенское (г. Истра).
В 2005 году специалистами-экологами филиала Российского государственного социального университета в городе Дедовске было проведено обследование ландшафтов «Русских Палестин» и сделано заключение об экологическом бедствии, постигшем мемориальный парк. После этого уважаемые представители культуры Московской области составили справку о работе музея «Новый Иерусалим» по сохранению и популяризации культурного наследия, в которой, перечислив достижения музея, без всякой иронии заявили, что «просветительская работа музея должна строиться на духовно-нравственных началах и выполнять по возможности катехизаторскую функцию».
Что тут сказать! За катехизаторскую функцию, конечно, спасибо, однако обратимся к истории.
Как известно, в 1941 году Новоиерусалимский монастырь был разрушен. Но топографическая икона «Русские Палестины» не пострадала. Сохранился снимок: солдаты дивизии СС Райх на фоне Новоиерусалимского монастыря. Разрушение Нового Иерусалима признано преступлением без скидок на законы войны. Почти невозможно поверить, что уцелевшую часть архитектурного комплекса «Русские Палестины» много лет спустя смешают с грязью сами же русские.
Новый Иерусалим до недавнего времени мог быть примером корректности в сложном вопросе взаимоотношений между светской и церковной администрациями. В письме к министру культуры Московской области от 7 марта 2002 года администрация музея «Новый Иерусалим» просит «рассмотреть вопрос о передаче памятника архитектуры федерального значения усадьбы Покровское-Рубцово (в 3 км от монастыря) музею с целью сохранения и музеефикации». Как видим, вполне осознается необходимость поиска своей дороги за пределами гостеприимных монастырских стен.
«Согласно распоряжению Правительства РФ от 09 октября 1995 г. 1380-Р о поэтапной передаче РПЦ зданий и сооружений Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, перед музеем «Новый Иерусалим» остро стоит вопрос о помещениях, в которых он мог бы со временем достойно разместить свое редкое и во многом уникальное собрание советских коллекций живописи, мебели, декоративно-прикладного искусства XVII–XX вв.
Музеефикация усадьбы могла бы стать одним из решений этой проблемы.
Расположение Покровского-Рубцова, экологическая привлекательность может сделать это место одним из самых крупных и замечательных историко-культурных и туристических центров Подмосковья». На самом деле проблема не только в распоряжении правительства. Помещения монастыря просто не приспособлены для хранения фондов из-за сырости и отсутствия вентиляции. С разделом монастыря между церковью и музеем состояние фондов еще больше ухудшилось. Но что заставило служителей культуры вскоре забыть о сохранности музейных фондов в своем стремлении любой ценой остаться в монастыре? Где мотивы? Вот они.
Летом 2003 года областной журнал «Наша Эра» № 2 опубликовал статью о встрече в музее «Новый Иерусалим» представителей американского Всемирного фонда памятников (ВФП) и чиновников от культуры Московской области. Как следует из текста статьи, уважаемые коллеги осмотрели состояние топографической иконы «Русские Палестины» и дали высокую оценку проведенным работам по ее сохранению. Далее фонд ВФП предложил музею «Новый Иерусалим» материальную помощь на реставрацию скита Патриарха Никона. Вот одно из обращений к участникам встречи: «В ряду памятников, являющихся достоянием всего человечества, безусловно, должен стоять ансамбль Новоиерусалимского монастыря».
Результаты заморских вливаний уже без всяких высокопарных слов зафиксированы в заключительном отчете ООО «Центр экологии и природопользования «Об обследовании мемориального парка 2006 года»: «...ухудшение фитопатологического состояния насаждений, значительный отпад взрослых деревьев и неудовлетворительное состояние дорожно-тропиночной сети» и так далее. Все – в научных терминах.
В 2005 году специалистами-экологами было сделано заключение об экологическом бедствии, постигшем памятник истории. Источник: mochaloff.ru |
Как же так? Реставрация скита не предполагала подобных последствий. Однако претензий к исполнителю со стороны фонда ВФП не последовало. Ну хорошо, американцы слишком добры и доверчивы. А что же наши контролирующие и правоохранительные органы? Они сделали, что могли.
В марте 2006 года комиссия Росприроднадзора обнаружила в центральной части образа и подобия Святой Земли – Гефсиманском саду (место Моления о чаше) – негерметичные навозохранилища, или попросту – горы навоза, грязных опилок и сараи с лошадьми. Тогда музей представил комиссии «Проект конного двора XIX века», датированный 2006 годом. Проект оказался столь же свеж, как и навоз. Какие-либо согласования и заключения экспертизы в проекте отсутствовали. Прибывшая затем комиссия Росохранкультуры не преминула строго указать музею на недопустимость нарушения установленного порядка согласования, но отметила, что никакое строительство на образе и подобии Святой Земли музеем не ведется. Интересно, если не строили, то что нарушили?
Поскольку штраф за навоз музей уплатил безоговорочно, возникает закономерное недоумение. Откуда взялись навоз и конный двор, который его фабрикует? Допустим, музей ничего не строил – само появилось. Но на какие деньги, вот в чем вопрос? На те самые, американские? Можно не испытывать трепета перед православной святыней, но нельзя не учитывать, что данная территория имеет статус охранной зоны.
Сегодня фактически потерян контроль над территорией в центре России. Попробуйте отделить какой-нибудь замок Шамбор в долине Луары от окружающего леса. Всего-то охотничьи угодья. А у этих русских грандиозный символ Палестины запросто может пойти под «негерметичное навозохранилище». Загадочна русская душа!
И вот свершилось! Объявлено о создании Фонда по восстановлению Воскресенского Новоиерусалимского монастыря в городе Истра, который возглавил вице-премьер правительства РФ Виктор Зубков. Проблему обозначили на самом высоком уровне. Только не спешите радоваться. Опять, как водится, забыли о главном – восстановить контроль. И сделать это надо быстро, пока от средств новоиспеченного фонда не полетели пух и перья. Ведь те, кто так славно похозяйничал на образе и подобии Святой Земли, пока остаются на своих местах. И времени зря не теряют.
Парковый ансамбль усадьбы Покровское-Рубцово, за особенности ландшафта называемый Русской Швейцарией, застраивается коттеджами. Не волнуйтесь, с областным Министерством культуры все согласовано. А как же «самый крупный историко-культурный и туристический центр Подмосковья»? Не судьба! И теперь выселяемому музею «Новый Иерусалим» якобы негде разместить свои «богатейшие коллекции», и на этом основании он просит выделить новые земли и средства из Фонда монастыря.
Во все времена люди серьезно относились к символам, тем более к таким, как «Русские Палестины». Если мемориальный парк, наша икона, все-таки погибнет – это будет грозным предзнаменованием грядущей утраты по небрежению нашему всей земли русской.