1. Противоречия здесь нет, так как эффективный сектор исследований и разработок не то же самое, что большой. С момента опубликования доклада было проведено немало различных опросов и исследований, показавших, что наш большой научно-технический комплекс крайне неэффективен – если судить по доле ученых, получающих гранты научных фондов, по публикационной активности, по уровню включенности институтов и вузов в международное научное сообщество, по степени развития связей между образованием, наукой и реальным сектором экономики. События последних лет также демонстрируют, что вливание значительных ресурсов в научно-инновационную сферу не решает проблемы эффективности, поскольку помимо ресурсного обеспечения необходимо введение множества механизмов, обеспечивающих работу и взаимодействие всех акторов (участников) инновационной системы.
2. Именно в начале 90-х годов правительство как могло и умело пыталось спасать ученых. Однако собственных ресурсов (бюджета) было очень мало, внебюджетные источники тогда еще не появились, и во многом спасение пришло со стороны зарубежных и международных научных организаций и фондов. Что важно – правительство обеспечило им режим наибольшего благоприятствования, в том числе в части освобождения грантов от уплаты подоходного налога (гранты российских научных фондов остаются до сих пор налогооблагаемыми, несмотря на бесконечные дискуссии и даже планы освободить их от уплаты налогов), льготного таможенного режима для поставки в Россию научного оборудования и приборов, книг┘ К сожалению, затем курс стал меняться, и сейчас мы являемся свидетелями не того, что стало результатом провалов политики начала 90-х, а результатом отсутствия преемственности в научной и инновационной политике, длительных периодов ее стагнации, изменений приоритетов, доминирования прямого вмешательства над развитием косвенного регулирования и создания общей благоприятной среды.
Кроме того, доклад ОЭСР содержал рекомендацию сократить численность кадров, отбирая лучших и работоспособных. А у нас произошло спонтанное сокращение, в результате которого мы имеем все структурные и демографические перекосы в кадровой структуре.
3. Сейчас как раз ведется работа по подготовке нового национального доклада ОЭСР о состоянии национальной инновационной системы и инновационной политики Российской Федерации. Первый этап завершается в этом году подготовкой национального обзора, который составляет российская сторона. На следующий год предстоит совместная работа российских разработчиков с экспертами ОЭСР. С российской стороны головным исполнителем является Центр исследований и статистики науки, а наш институт – ИМЭМО РАН – один из соисполнителей подготавливаемого обзора.
Я не люблю давать прогнозов, потому что прогнозы сбываются очень редко. Тем не менее я рассматриваю прогнозную деятельность как полезную, поскольку она задает определенные ориентиры для правительства. В этом смысле более привлекательным мне кажется форсайт, а не прогноз, поскольку он не дает жестких оценок, но предоставляет возможность благодаря привлечению большого числа экспертов нащупать какие-то новые тенденции.
Что касается моей оценки текущей ситуации, то она такова. По многим вопросам научной и инновационной политики разрабатываются важные решения, очень медленно, но развивается по правильному пути законодательство. Однако сильным препятствием является сложность каких-либо согласований между различными ведомствами, вовлеченными в сферу разработки и/или утверждения научной и инновационной политики. Из-за этого решения откладываются, а иногда их утверждение отменяется. Поэтому положительная эволюция настолько медленная, что есть угроза не дождаться позитивных эффектов ввиду того, что в первую очередь кадровая ситуация в российской науке становится по-настоящему критической. Разрыв поколений, отток молодых, постепенный уход пожилых настолько ощутимы, что, наверное, одним из главных приоритетов сейчас должна стать кадровая политика. Второе важное направление – уменьшение прямого вмешательства и давления государства, которое проявляется даже не в тех инструментах, которые применяются собственно в научно-технологической сфере, а в нормах, непосредственно к ней не относящихся, но тормозящих важные инициативы. Это – таможенное, налоговое, бюджетное регулирование, вопросы миграционной политики, государственной тайны и множество других.